_ «Притча о брачном пире — одна из притч Иисуса
Христа о Царствии Небесном, содержащаяся в евангелиях от Матфея и Луки.
В ней Царство Небесное уподобляется человеку, который созывал званных на
брачный пир своего сына, но те отказались. Тогда созваны были все
прочие, которые пришли и возлежали на пиру, но один из них, одетый
неподобающе, был изгнан …» Материал из Википедии — свободной
энциклопедии
«Лк. 14:16-24 Он же сказал ему:
один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время
ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И
начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил
землю и мне нужно пойти посмотреть её; прошу тебя, извини меня. Другой
сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини
меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И,
возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда,
разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и
переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И
сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы
наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит
моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
(Мф. 22:1-14) Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство
Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына
своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели
придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я
приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё
готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши тò, пошли, кто на
поле своё, а кто на торговлю свою; Прочие же, схватив рабов его,
оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска
свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим:
брачный пир готов, а званые не были достойны; Итак пойдите на распутия и
всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги,
собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир
наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там
человека, одетого не в брачную одежду, И говорит ему: друг! как ты вошел
сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав
ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач
и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных. »
ЛФ 64. Иисус сказал: У человека были гости, и, когда обед (δεῖπνον) был
готов, он сказал своему слуге, чтобы (ἵνα) он пригласил гостей. Он пошел
к первому. Он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал: У
меня есть деньги для торговцев (ἔμπορος). Они придут ко мне вечером. Я
пойду и буду отдавать им приказания. Я отказываюсь от приглашения (παραιτέομαι)
на обед (δεῖπνον). Он пошел к другому. Он сказал ему: Мой господин
пригласил тебя. Он сказал ему: У меня не будет свободного времени. Он
пошел к другому. Он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал
ему: Мой друг женится, и я устраиваю обед (δεῖπνον). Я не смогу прийти.
Я отказываюсь от приглашения (παραιτέομαι) на обед (δεῖπνον). Он пошел к
другому. Он сказал ему: Мой господин приглашает тебя. Он сказал ему: Я
купил селение (κώμη). Я иду собирать налог. Я не смогу прийти. Я
отказываюсь от приглашения (παραιτέομαι). Пришел слуга (и)сказал своему
господину: Те, кого ты пригласил на обед (δεῖπνον),отказались (παραιτέομαι).
Господин сказал своему слуге: Выйди на дороги. Приведи тех, кого
найдешь, чтобы они отобедали (δειπνέω). Покупатели и торгов[цы не
вой]дут в места (τόπος) моего Отца.
Эти два
канонических повествования (Матфей и Лука) считаются восходящими по сути
к одной притче. У обоих евангелистов планируется торжественное
мероприятие: у Луки это ужин, у Матфея – брачный пир. На это мероприятие
зовутся гости. В обоих изложениях есть первые, званные гости, которые
под предлогом работы на поле и торговли отказываются от приглашения. Оба
канонических повествования имеют тех нуждающихся, кто действительно туда
попадёт и идентичную завершающую трактовку: «Ибо много званых, а мало
избранных».
Изложение Луки же имеет ещё идентичное очень близкое по изложение
внешнее свидетельство – Логии Фомы, но с иным главным выводом. Далее
начинаются расхождения.
Лука мыслит притчу в настоящем времени, в русле протекающей миссии.
Проповедь Христа это как призыв к большому, назовём его
благотворительному ужину некоего человека. Далее есть группа, что
отказалась под предлогами личной занятости и ненужности ей всего этого.
И группа, которая оказалась нуждающейся и которую ничего не удерживало
от того чтобы попасть на этот ужин. Аналогично в таком русле происходит
описание и в Логиях Фомы.
Матфей же здесь выходит за рамки текущей миссии и мыслит такой себе
глобальной мессианской перспективой. Пир организовывает отец для своего
сына, что соответствует уже скорее христианской картине. Далее, этот
человек у него уже царь, а значит остальные люди - подданные царства.
Поданные не просто отказываются от приглашения, они ещё убивают
посланников царя! Хотя в рамках повествования на это нет никаких причин.
Посланники царя мыслятся учениками и последователями Иисуса (а может
также и пророками Танаха, ведь миссия уже глобальна). Почему глобальна,
потому что Матфей разворачивает грандиозную картину мести царя. Почему
грандиозна, потому что царь – собирает войско, начинает войну. Но
помним, что это всё является приготовлением к свадьбе! Войска идут на
мятежников. Далее берётся город! Представляем себе осаду, стенобитные
орудия и метатели снарядов. Город падает, войска царя город вообще
сжигают! И это всё в подготовке к свадьбе творится. Война победоносно
окончена. После этого перед нами снова пересечение Матфея с
повествованием Луки. Царь ищет гостей свадьбы в среде «нищих, увечных,
хромых и слепых» прямо на улицах. Собираются нуждающиеся, с тем
исключением, что Матфей местью и победной войной царя уже перенёсся в
грядущие эсхатологические события и надо полагать второго пришествия с
явлением царя. У Луки, как и у Фомы, всё идёт в рамках текущей миссии.
Да здесь у них собственно и не важен вопрос второго пришествия, есть
призыв на ужин. Он у Луки как и Фомы остаётся событием, которое выходит
за рамки притчи, и может протекать как и в будущем так и уже сейчас в
настоящем. Акцент же делается не на самом зовущем на ужин и даже не на
ужине, а на призыве тех, кто войдёт и кто нет. И если у Луки и Фомы
нуждающиеся там те, кто реально голодает в замысле притчи, то у Матфея
это уже вопрос почитания царя и свадьбы его сына.
Матфей же движется далее уже в эсхатологии. Перед нами некие далеко
грядущие события, что происходят после мести царя и начала брачного
пира. Там перед нами уже подразумеваются либо некое новое царство мессии
либо воскресение с явившимися воскресшими.
Примечательная история позванного на брачный пир «Василия», который
оказался не в той одежде. После строгого вопроса, как он тут оказался (а
ведь приказ был собирать всех подряд) его выгоняет «секьюрити». Но не
просто куда-то на улицу, как случайно вдруг попавшего, а связанного по
рукам и ногам прямиком во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов.
Как бы из царства прямо в ад
Отсюда и вывод. Имея одну и ту же первичную основу Матфей уже превратил
её в некую далёкую будущую эсхатологию, с царём и сыном, с пришествием
царя, с населением земли, как поданными этого самого царя, с разгромом
вражьего мятежного города, началом нового царства, предположительно
воскресением и самим брачным пиром уже там.
Перед нами и очевидное личное направление движения мысли евангелиста
Матфея.
Лука в свою очередь, как и Фома, остались в рамках текущей миссии,
которая совершалась здесь и сейчас. По большому счёту у Матфея - уже
совершенно и не притча, а конспект возникшего катехизиса и самый
настоящий эсхатологический блокбастер с его необходимыми составляющими:
гонениями посланников, вторым пришествием, войной возмездия и наказания
противников, новым царством, воскресением, проверкой на чистоту и
отправлением во тьму внешнюю того, кто вдруг оказался там, но не прошёл
проверку.
И зря «Василий» вообще подписался на такое, кто мог подумать, что так
закончится всё плохо. Ну а как Вася воскрес? Да кто его знает,
технический сбой наверное. Студия LOST и не на такое способна :). Но это
скорее неучтённый курьёз построения катехизиса.
Возможно что Матфей именно так дополнительно пояснил смысл фразы: «Ибо
много званых, а мало избранных». Ведь даже из тех, кто пришёл на пир, не
все там смогут остаться.
Притча у Луки и Матфея оканчивается завершающей фразой – «много званых,
но мало избранных». И отражает она, по-видимому, суть наблюдаемого
проповеднического явления, в котором зовутся если не все люди, то очень
и очень многие, но избираются из них - меньшинство, те кто откликнулись
на призыв и даже не все из них самих. У Фомы в свою очередь построение
причти более житейское и понятное с точки зрения обычного рядового
слушателя. Откликнуться на приглашение к благотворительному ужину только
реально нуждающиеся, а имеющие в этом мире свои интересны – откажутся,
не имея на тот ужин по большому счёту необходимости. Для Фомы завязанные
на эти интересы этого мира - «покупатели и торговцы» и именно они «не
войдут в места моего отца».
При сравнении канонического повествования с версией Фомы обнаруживается
свой уже интересный момент.
Концовки Фомы и синоптической версии – различны. Синоптики фактически
притчей поясняют понятие «избранности». Евангелисты по-житейски видят,
что учение проповедуется, но мало кто на него окликается. И синоптики
именно откликнувшихся на призыв называют избранными. Матфей же ещё
дополняет, что и среди откликнувшихся не все избраны. Интересно, что
тема избранничества проходит через множество мест того же Нового Завета.
Однако возникает впечатление, что здесь синоптики пытаются дать своё уже
понимание избранничеству. У них по сути не людей ужина (пира) избирают,
а они лично сами эти люди избирают свой путь. Не проще бы их в таком
случае было бы обозначить не избранными, а просто – откликнувшимися? В
самом же НЗ тема избранности освещена совершенно в ином ракурсе.
Возникает впечатление, что Матфей и Лука таким образом этой притчей и
поясняют по-своему уже не понятное им избранничество. Логии Фомы теме
избранности уделяют уже отдельное внимание в другом месте и со своим там
смыслом, который также во многом пересекается с самим новозаветным
источником. Примечательно, что в версии Фомы данная притча с темой
избранности никак не связана. И Логии Фомы здесь дают соответственно
иной поучительный смысл.
Таким образом, хочется отметить по сравнению трёх источников следующее.
Изложение притчи Матфеем представляется расширением по отношению к
варианту Луки (или к их общему источнику). Если Лука мыслит притчу в
рамках вершащихся настоящих событий, то Матфей переносит смысл в будущее
создавая вместо притчи уже некий эсхатологический катехизис. Лука очень
близок к Фоме, за исключением главной концовки. Притча в версии Фомы не
пытается давать собой объяснение избранности и имеет наиболее
практичный, по-житейски понятный слушателю и более самодостаточный смысл
с текстом, претендующим на именование как протографа.