|
Предлагаю интересную публикацию,
что направлена на историческую реконструкцию по сути событий самого
первого десятилетия раннехристианский эпохи. Публикация рассматривает
историю первого масштабного гонения с судом и казнью над Стефаном и
делает попытку реконструкции исторических событий становления того
движения, что во втором веке уже было представлено масштабными
христианскими гностическими общинами. Сама реконструкция использует
подход библеиста
Джеймса Данна, который
обосновывал картину возникновения
и размежевания двух идейных раннехристианских течений. Одного –
иудеоговорящего, консервативного, проиудейского. Другого –
эллинистического, более свободного и новаторского, динамически
развивающегося впоследствии за пределами Иудеи. Автор же предлагаемой
мной публикации использует этот подход, но меняет ракурс и развивает
мысль в том направлении, что эллинистическое направление, будучи
движением последователей Иисуса из некогда иудеев диаспоры с присущим им радикальным переосмыслением фундаментальных
основ иудаизма, несло в себе взгляды, что впоследствии и
были охарактеризованными гностическими. При этом здесь сама книга Деяний
всячески эти взгляды преодолевает, по сути таким образом порождая уже
основы иудеохристианского учения второго столетия, одновременно перенося
его на саму первую апостольскую общину. Такой перенос с провозглашением
автором Деяний единых иудеохристианских взглядов в среде той первой общины и затмевает
произошедший драматический конфликт в общине Иерусалима.
Сама методика роботы с книгой Деяний основывается на том, что по непосредственному свидетельству
автора Деяний, он использует широко известные в его время факты или
свидетельства, однако
излагает их в важном лично для него ракурсе, давая уже личные идейные
оценки, соединяя своё видение происходящих событий в общую картину
идейно верного иудеохристианского «апостольского» вероучения. При этом
искусственное создание верной картины естественно порождает спектр
логических противоречий, причинно-следственных разрывов в полотне
изложения и приводит к возникновению вопросов. Озвучивание выявляемых
противоречий по сути и позволяет воссоздать те моменты, которые сам
автор Деяний ставил целью преодолеть или опровергнуть.
Автор публикации подымает вопрос переноса в прошлое, так сказать в само
ещё драгоценное апостольство - института дьяконов и рукоположения.
Акцентирует на моменте первого проявления Иерусалимского конфликта в
пренебрежении грекоговорящих вдов, когда Деяния всячески избегают
объяснения его причин. Далее автор переходит к анализу картины суда над
Стефаном. Озвучивается известный вопрос, почему проповедь Петра
приводила к масштабному успеху в виде многих тысяч новых уверовавших,
тогда как схожая проповедь Стефана привела к быстрой его казни. Почему
Стефан построил именно так свою защиту, двигаясь по сути к похвале и успеху, он
вдруг оканчивает смертельной над ним расправой. Какие причины казни
озвучивает сам автор Деяний и к каким вопросам и последующим нестыковкам
это приводит? Почему гонения коснулись дьяконов, но не коснулись
предводителей апостолов? Почему глупые пустые лжесвидетельства привели к
убийству и зачем гонителю Савлу, зная о надуманности обвинений, начинать
карательные меры против того, чего не существует.
Особое внимания уделяется анализу обвинений. И здесь для несведущего
читателя Деяний, подходящего к чтению, как духовному постижению
записанного Слова, данный перечень обвинений - глупый, надуманный,
смешной и безумный - фантастика за гранью добра и зла. Однако
исторически все эти обвинения находят своё освидетельствование! И
находят именно в учениях христианских гностических общин. Более того,
радикальное провозглашение Стефана относительно "ангельского"
происхождения Моисеева закона повторено прямым текстом в Посланиях Павла. Сам же
Павел, судя по реконструкции его эсхатологических воззрений, вероятно и
пользовался, как и Стефан, критическим подходом противопоставления одних
воззрений Танаха другим, что, впрочем, может быть также отмечено и в
самих гностических источниках. Реконструкция же первого издания посланий
Павла открывает и крайне негативное отношение Павла к Иерусалимским
жертвоприношениям, что также по сути лежало в русле обвинений против
Стефана. Тут же перед нами и удивительный пример пророческого исполнения
коварных наветов лжесвидетелей о разрушении Иерусалима и перемене святых
обычаев. Отдельным же вопросом далее может быть рассмотрение пересечений
заявлений Стефана с тем, что открывают перед нами исследования древних
верований мандеев (они же назореи), упоминаемых по сути самим автором
Деяний в так называемой им назорейской ереси.
Также хочется указать дополнительно к публикации автора и такой момент.
Книга Деяний связывает Иерусалим с самими апостолами, но что в
критическом подходе при поиске исторической реконструкции можно ставить
под сомнение. Так для автора они пребывают там, и по развитию изложения
истории ни в какую миссию проповеди миру не идут вообще. При этом они
безлики, а описание Деяний касается лишь Петра, коротким упоминанием -
Иоанна, и констатацией казни - Иакова. Примечательно, что именно эти три
имени фигурируют в послании Павла, тогда как иных в Иерусалиме Павел не
упоминает вообще. Автор же Деяний таким образом мог искусственно связать
легендарные его двенадцать с легендарным святым градом в своей идейной
истории, не имея возможности сказать вообще ничего о них и их судьбах.
Сама публикация построена на основе блоговых сообщений, использует
подход свободного личного рассуждения в изложении материала, что придаёт
ей и особый шарм.
Поэтому тем, кто интересуется темой - рекомендую, приятного прочтения.
|
|