|
Два подхода к дарам духовным и
их конфликт
Сопоставляя подходы к дарам (харизмам) духовным в православии и
современных движениях протестантизма, в его пятидесятнических -
харизматических течениях, можно выделить два противоборствующих взгляда,
две точки зрения. Так, взгляд вышеупомянутого протестантского течения
предполагает, что пришедший ко Христу человек обретает Духа Святого и
ему даются сверхъестественные харизмы для служения. В основу ложится
модель, согласно которой ученикам Христа по наступлении Пятидесятницы
сразу даровались харизмы, ученики учеников в Новом Завете также сразу
обретали дары для созидания Церкви и никаких препятствий им в этом не
ставилось.
С точки же зрения традиции православия, сверхъестественные харизмы
даруются после глубокого осознания человеком своей лукавой природы и
последующей борьбы со своими страстями. Явление же Пятидесятницы –
Схождения Духа, мыслится скорее уникальным единственным событием,
произошедшим при рождении Церкви.
В современных движениях протестантизма при всём желании далеко не всегда
удаётся заполучить харизмы при обращении человека ко Христу, как того
предполагает библейская модель. И тогда ученикам современности может
настоятельно рекомендоваться требовать даров у Бога, разнообразно и
дерзновенно брать то, что должно по праву принадлежать, "дерзновенно
приходить к Престолу благодати" дабы пережить уже свою «Пятидесятницу».
В обиход могут вводиться разнообразные экспериментальные практики
дерзновенного требования и обретения харизм, которые связаны с
вторжением в мир духовный, в мир "сил и помазания", для обретения этого
самого сверхъестественного в подтверждение модели. В помощь очень даже
успешно могут идти те, кто уже добился определённых результатов, получил
некогда (возможно таким же методом) помазание, и возможно общается с
ангелами и даже самим Христом. Традиция православия же наотрез
отказывается обретать харизмы подобными методами, вторгаться в какие
либо миры "сил и помазания", а дальнейшее общения с какими-либо ангелами
считает вообще занятием бесовским.
Протестантские же учения подвергают критике православный подход
относительно какой-либо предварительной и продолжительной борьбы, что
тот не основывается на Библии, не подтверждается библейской моделью,
когда Бог даровал сверхъестественные харизмы сразу, без всяких осознаний
и борений. И критику можно было бы поддержать, если бы не «но».Так, в
самом мире харизматических чудес и даров происходят вещи, которые
заставляют усомниться в их истинности, в их божественной природе. И тут
рождается определённый конфликт относительно самой уже библейской
модели. Ибо следует признавать, что существуют лжедары, т.е.
сверхъестественные способности, которые скорее имитируют под харизмы
Духа. Способности и явления, которые трудно назвать исходящими от Бога
при всех их попытках быть на это похожими. Но тогда возникает
противоречие в самой библейской модели, в которой лжедары не фигурируют,
что вызывает трудности в переосмыслении, ибо теория мыслится незыблемой.
Следует отметить, что сам православный взгляд не сугубо теоретичен, но
имеет опору на духовный опыт, в котором существуют примеры этих самых
лжедаров. Когда верующие во Христа люди в начале своего духовного пути
обретали якобы дары и чудотворили, однако что в последствии оказывалось
попаданием под бесовское прельщение. Покаяние и отречение освобождало от
лжедаров, а через время приходили и дары истинные.
Но можно ли найти обоснование в Новом Завете такому положению дел?
Апостол Павел о колдовстве
Перечисляя в Послании Галатам дела плоти, в списке дел упоминается и
колдовство.
19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота,
непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри,
разногласия, (соблазны), ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю
вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не
наследуют. (Гал.5:19-21)
И здесь возникает вопрос. Каким образом среди весьма даже материальных
проявлений дел, которые можно связать с именно плотской натурой
человека, в один ряд ставится колдовство? Ведь колдовство определённо
можно отнести к явлению духовного плана, когда через человека
проявляется некая именно духовная сила, без которой сверхъестественные
проявления невозможны. Но оно почему-то мыслится также делом плоти.
Ответ может быть следующим.
Картина ап. Павла
Так в Посланиях апостола Павла открывается, что человеческий мир
находится под покровительством духов злобы, мiродержцев, Начал и
Властей. Также на основании Посланий можно придти и к выводу, что
человечество управляется через страсти и похоти князем (Началом),
господствующим в воздухе. При этом обнаруживается некое их единство,
взаимосвязь страстей с господствующим в воздухе Началом, что как раз и
отражено в православной аскетике.
На основании НЗ можно также придти к тому, что сам же человек мыслится в
единой органической связи с лукавым миром, в котором он и существует.
Когда его плотская натура, натура миродержцев и суть самой среды
обитателей характеризуется одним термином – злость, лукавость.
Сопоставляя возникший вопрос именно с такой картиной можно придти и к
выводу, что колдовство у апостола – проявление этих самых духовных Начал
и Властей через плоть. Органическая связь даёт им право проявляться.
Может возникнуть логичный вопрос, а почему тогда человечество массово не
«чудотворит», ибо все от рождения плотские и как следствие должны быть
чудотворцами? Ответ может быть следующий. Реализация права имеет некий
сдерживающий фактор. Право должно возыметь нечто дополнительное, чтобы
реализоваться. И эта реализация наступает когда человек сам открывает
дверь в сверхъестественный мир, вторгается туда посредством неких
приёмов и практик "дерзновенного прихода к Престолу", либо некто
«духовно просветлённый» открывает в человеке «двери», после чего Начала
и вступают в свои права. В таком случае православный подход с его опорой
на духовный опыт к вопросам даров имеет своё обоснование на основе
Писания.
Может возникнуть вопрос, а почему же Павел таки прямо об этом не
написал, прямо это не провозгласил, дабы не возникало проблем в будущем?
Ибо если бы чёрным по белому подымался вопрос о лжедарах, то сейчас бы
не было никакого конфликта моделей. Попытаемся дать ответ.
Разрешение конфликта
Фундаментально конфликт моделей можно объяснить отношением двух
традиций, протестантизма и православия, к самой Библии. Ведь можно
рассматривать вопросы тех же духовных даров, что отражены в Новом
Завете, с точки зрения именно фундаментального стартового духовного
опыта Церкви первых тридцати лет, с которым можно соизмерять опыт
последующий, сопоставлять и развивать и конфликта в этом случае
наблюдаться не будет. И здесь Сошествие Духа было уникальным событием в
истории Церкви, которое является первым её опытом, что и был отражён в
Новом Завете. Попытка же какими-либо путями произвести повтор
«сошествия» чревата обретением духовных подделок.
Относительно рассматриваемых вопросов у Павла. Судя по посланиям, для
Павла борьба в человеке духа и плоти, распятие её со страстями и
похотями была духовной нормой. Нормой, в которой он жил, которую ставил
в пример и ожидал видеть её в других, при этом жёстко проводя уровень
требований: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух
Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его».
Также хочется отметить, что Послания апостола отражают реально лишь опыт
первых двух – трёх десятилетий. Сталкивался ли Павел со случаями
духовных обольщений в христианских общинах? На основании его Посланий
такой вывод можно обозначить. А раз сталкивался, то наверняка и
осмысливал, ища ответы на возникавшие в таких случаях вопросы. Тогда
следует и признать, что если он сталкивался, то мы не находим в его
посланиях каких либо развёрнутых картин пояснения лжедаров и прельщений,
тогда как они имели место быть. Почему же не находим? Возможно потому,
что осмысление явлений попросту не успело кристаллизироваться в эти
самые развёрнутые да к тому же письменно зафиксированные картины.
Явления были отмечены, были даны предостережения и общие предупреждения
относительно грядущих прельщений. Да и фундаментальный фон Посланий
отражает именно суть эпохи становления, эпохи сошествия Духа Святого и
первого служения Церкви, тогда как опыт прельщений является здесь
вторичным. В таком случае сохранившиеся и дошедшие до нас Послания
содержат предостережения и фундаментальные основы, необходимые для
различения и противодействия духовным сверхъестественным прельщениям и
лжедарам. Дальнейший же опыт Церкви относительно соприкосновения с миром
духовным, результат осмысления которого приводил к выводу об
отказе поиска возможного самовольного прорыва в этот мир для обретения
особой силы и обращал внимание прежде всего на борьбу с собственными
страстями является по сути продолжением строения того самого фундамента,
единым духовным путём тех, кто обрёл обетование дарования Духа,
наставляющего на всякую истину.
|
|