_ Одним из интересных и
своеобразных памятником раннехристианской периода являются Деяния Павла.
Первое упоминание относится к Тертуллиану (конец 2 столетия), который
обличает некоего пресвитера баснописца, который хоть и из великой любви
к Павлу, но взяло и сочинило вот такое. Деяния Павла являются во многом
идеологическим разоблачительным сочинением, когда противником автора
могут быть легко узнаны представители гностических течений мысли. Вместе
с тем многие вещи, которые автор провозглашает, являются ныне частью
ортодоксального вероучения. И именно там обнаруживается так называемое
Третье послание ап. Павла Коринфянам. И надо сказать, что кое-кем труд
того автора удостаивался своего почитания и внимания. Тот же Ефрем Сирин
его толковал и прекрасно положил известные уже ему реалии под содержания
того псевдо-послания.
Интерес подобных дошедших до нас раннехристианских источников заключён в
возможности альтернативной информации о том периоде или правильней
сказать – информации из того периода. И пусть автор – неканонизированный
и мифотворец, вместе с тем он является для нас человеком знакомым с
источниками и преданиями (наподобие того же Луки), которые уже ныне
совершенно недоступны нам.
Один из уникальных моментов Деяний Павла – это упоминание сирийского
Дамаска, по пути в который Савл превращается в Павла и находит там
общину, притом возглавляемую одним из учеников Спасителя. Казалось бы,
что там уникального и не могло бы это быть банально взято из тех же
Деяний Луки? И это вряд ли. Для истории канонических Деяний, страшное
зло учения в Дамаске – аномальное явление и тем более уже существовавшая
для Деяний Павла Дамасская община. Для Деяний Луки миссия создания общин
за Иудеей возложена на самого Павла и то лишь в далёком и далёком
будущем. Самые ранние источники, говорящие о существовании такой
изначальной миссии – являются неортодоксальными и даже гностическими. И
автор Деяний Павла надо полагать черпает информацию именно оттуда. Но
этот момент достоин своего отдельного рассмотрения.
Далее хочется привести отрывок, в которым некто зовёт апостола на помощь
против возникшей в Коринфе ереси. Провозглашается, что все апостолы
вместе с самим Павлом ничего подобного знать не знали, и то вообще
глупость несусветная.
«4. Никогда прежде слов таких не слышали мы ни от тебя, ни от других
апостолов,
5. но держимся крепко того, что от тебя и от них получили.
6. И поскольку являет пока нам Господь милость Свою и во плоти ты все
еще пребываешь, и можем все это мы вновь от тебя услышать,
7. то отпиши нам или сам к нам приди.
8. Ибо верим мы в то, что Феону явлено было: вызволил тебя Господь из
рук беззаконных.
9. Говорят же и учат они вот о чем:
10. Не должно нам, говорят они, обращаться к пророкам,
11. и [говорят], что Бог не всесилен,
12. и что нет воскрешения плоти,
13. и что человек - не творенье Божье,
14. и что не являлся Господь во плоти, и Марией рожден Он не был,
15. и что мир - не Божий, но ангелов.
16. И потому поспеши, брате, сколь можешь скорее, сюда прийти, дабы
непоруганной оставалась церковь коринфская и обнаружилась глупость людей
этих. Да пребудет с тобой благодать Господня!»
Таким образом, автор Деяний Павла предлагает читателю своеобразный,
назовём его - малый еретический катехизис, в котором называются самые
важные тезисы ненавистной автору гностической ереси. Примечательно, что
под термином «ангел» здесь (в то время!) понимаются небесные
мироправители сего мира, архонты тех же известных нам гностических
источников, как впрочем и новозаветных. Уже немного позже Ефрем Сирин в
своём толковании раскроет со своей стороны, что под ангелами здесь
подразумеваются у еретиков управители этого мира.
Но, а в дальнейшем, с возникновением и развитием паулинистики, когда
были произведены реконструкции возможных представлений уже самого
апостола Павла и его учеников, были озвучены тезисы фактически из этого
«малого катехизиса». Озвучены представления о владычестве неких ангелов
на этим миром, их связь с тем самым законом Моисеевым и религиозным
путём самих иудеев, а также противостояние этих интересных ангелов
пришедшему в этот мир Спасителю. Также были порождены и дискуссии
относительно того насколько глубоко и радикально понималось это
владычество самим Павлом. Но сам же автор Деяний Павла в своё время
всячески провозглашал полную невозможность ничего подобного, как впрочем
- чинность и благопристойность происходящего в общине сирийского
Дамаска.