В работе
«Парадокс великого поручения» была рассмотрена известная проблема
историко-религиоведческого характера - осуществления миссионерской
проповеди апостолами. Там же было показано, что эта проблема нашла своё
отражение в ортодоксальной среде уже в самые первые века христианской
истории, когда самим отцам церкви пришлось пользоваться по сути идейно
чужими преданиями. При этом главная религиозная историческая книга
ортодоксии – Деяния апостолов, не предполагала принципиально такой
миссии вообще и даже не предполагала её в учении Христа! И такому
явлению в работе было дано объяснение как последствию проведенного
синкретизма Учения с иудаизмом автором Деяний и по сути идейным
воззрением его группы. При этом такой финал был неизбежен. Но
существовавшие предания и именно ранние неортодоксальные письменные
источники как раз свидетельствовали об этой миссии и не могут быть
объединены с идеями Деяний.
Сейчас же хочется обратить внимание на содержание реконструкции
вероучения скажем так первоначального источника памятника миссионерства
- Деяний Андрея, которое было кратко описано в самой работе, согласно
материала православной энциклопедии -
http://www.pravenc.ru/text/115354.html с тезисным описанием в ней
самой результатов работы исследователя Ж.М. Приера.
Процитирую из ПЭ. «В тексте А. д. можно проследить влияние
гностицизма, платонизма, неопифагорейства и стоицизма; при этом Приёр не
считает возможным отнести это произведение к к.-л. определенной
философской или религ. среде. На многочисленных примерах он показывает,
что древнейший текст деяний носил не гностическую, как предполагалось
ранее (R. A. Lipsius и др.), а скорее энкратитскую окраску с возможным
неоплатоническим влиянием (M. Hornschuh)".
Здесь говорится о существовании версии гностического происхождения
(исследователи - R. A. Lipsius и др.), а также о влиянии энкратизма на
автора. Для справки, что стоит за этим страшным словом: «группа
ультраконсервативных христиан, последователей идеи крайнего воздержания,
как необходимого условия спасения и членства в Церкви. Совместно с
постниками дали начало богомилам[1]. Являются одной из ветвей
маркионитства … » Подробнее:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Энкратиты
И в этой связи хочется отметить – что идейная основа Деяния Андрея
принадлежит именно христианско-гностической парадигме!
Тезисно изложенные элементы из реконструкции могут быть соотнесены как и
источниками из Наг-Хаммади так с самими новозаветными книгами! Разберу
на цитатах.
1. «Апостол Андрей несёт откровение доселе неведомого Бога».
Базовый тезис христианско-гностической парадигмы, который можно вообще
не комментировать. Это и тезис гностического взгляда, а также «режущий»
элемент из Евангелия Иоанна.
2. «Некий родственный этому Богу элемент («душа», «дух», «ум»,
«человек») оказался заключен в тело».
Аналогичная картина , ведущая как к Наг-Хаммади так кстати и в сами
канонические тексты.
3. Этот элемент «оказался заключен в тело и подчинен злым началам
- «времени», «движению», «множественности»[] ,
«бытию» []);».
Перед нами опять же известная гностическая идея с воззрением о гемармене.
И как тут не вспомнить близкое: «Он принял решение вместе с властями:
они породили Судьбу, и через меры, периоды и времена они сковали богов
на небесах [планетах и звездах], ангелов, демонов и людей, так что все
они попали под ее узы, и она [Судьба] господствует надо всем: злой и
извращенный замысел» . Или же крик Павла: «Бедный я человек! кто избавит
меня от сего тела смерти?»
4. «Возможность выхода открывается только посредством Откровения и
приводящего человека к пробуждению и осознанию []
своего настоящего происхождения и реалий господства на ним злых сил».
Пробуждающее от смерти к жизни Откровение – это вообще новозаветная
тема. Знание о своей принадлежности – гностическая, тут и самые
различные источники Наг-Хаммади, начиная от Фомы, ну и вообще и как же
не вспомнить дорогую притчу о блудном сыне с прозрением у свиного корыта
кстати!
5. А реальность господства «злых сил» - ну так и канонический Павел об
этом и писал в связи с Началами и Властями, с их изобличением и им
противостоянием. И Наг-Хаммади – естественно.
6. «Ап. Андрей посредством служения пробуждает людей и укрепляет
уже новое самосознание для достижения духовной зрелости».
Это вообще классика построения общины! А чем тот же Павел занимался как
не этим самым делом?
7. «Бог близок к уверовавшим в Него и заботится о них».
Это вообще новозаветная классика, даже без обсуждения.
8. «Блаженство же достигается уже на земле с принятием
спасительного знания и освобождением от греха путем аскезы, но лишь
после смерти оно достигает полноты, когда душа воссоединяется со своим
источником, пребывая в покое [] и созерцании
Бога».
И это по сути христианская классика! Как по мне тот же канонический
Павел именно и вёл такой образ жизни, и о блаженстве писал, как уже
постигаемой реальности Царства Божьего.
9. «Сама же земная жизнь Христа, крестная смерть и Пришествие в
вероучении не являются предметом апостольской проповеди».
А этот момент как раз может показывать, что
ветка учения шла независимо от новозаветной традиции ап. Павла (или же и
приписываемой Павлу).
И никаких проблем «закона и пророков», «избранного народа» и грязных
язычников, и того как это всё совместить с учением Спасителя!
Конечно тут бы правильно углубиться в первоисточники и конкретно в их
терминологию, но пока и на этом можно остановиться.
Ну и кому интересно , используемая в базовой работе
ссылка на доклад священника Луиджи
Сакконе с упоминанием различных исторических особенностей памятника
- «Деяния апостола Андрея» и их исследования. Доклад конференции во
Фрайзинге, Бавария (8–11 июня, 2008 г.)