Известные евангельские высказывания: «один
берется, а другой оставляется» Мф.24 и Лк. 17 гл., как известно
находятся в так называемой пророческой эсхатологической проповеди Иисуса
канонических евангелий о событиях иудейской войны и разрушения
Иерусалима, а также и событиях второго пришествия. Толкуются эти места
как указание на разделение людей, когда один гибнет, а второй спасается.
В течениях проповедующих учение о восхищении церкви - как указание на
разделение людей при восхищении. Однако в этой евангельской проповеди
имеется интересная специфика, дающая повод утверждать, что логии о
разделении имели изначально иной смысл. Здесь же хочется предпринять
попытку раскрыть этот смысл, а также понять историю её использования в
аспекте библеистики, ведь это высказывание да и сопровождающая его
тематика обнаруживается в источниках свидетельствах раннехристианского
периода.
Практически каждый читающий евангельский текст сталкивался со
странностями содержания той проповеди. Так, если речь там о событиях
последнего дня человечества, то почему-то вместо указания на чудесное
взятие, например, некоего малого избранного остатка из всей земли как
это представляет учение о восхищении или просто спасении остатка от
гибели объектом внимания становится именно пара, в которой происходит
радикальное и неизбежное разделение. Есть только пара, ни трое, ни
четверо, ни группа, ни родители и дети – только и исключительно пара, и
эта пара неизбежно должна распасться, только так и никак иначе. И здесь
нет никаких праведных и грешных, нет никаких групп, никаких семей, но
совершающееся спасение рассматривается в аспекте этой распадающейся
пары. Более того примечательно, что пара это всегда отмечена одним
полом, либо парой женщин, либо парой мужчин, работающих или даже
почивающих в одной постели.
Отделив момент учения о некой распадающейся пары от представлений о
восхищении или спасения в бедствии всю эту специфику можно объяснить
достаточно просто, когда разделение происходит с одним человеком, что
представлен в двойственности. Будь он на работе в поле или на отдыхе в
постели, двойственность завершится распадом частей, одной - вечной
принадлежащей иному, а второй – земной. И вряд ли перед нами лишь
банальная констатация учения о смертном теле и бессмертной душе,
предполагающей принять это и спокойно ждать само грядущее событие. Два
человека здесь как две реальности, одна из которых исчезнет навсегда и
безвозвратно, ну а вопрос Спасителя тогда звучит так: «в какой
реальности находишься сейчас ты»?
Предполагаю, что логия о разделении не являлась некой богословской
формулой, но представляется одним из заявлений о спасении и о пути, о
следовании ученика, которое имело практическое применение и переживалось
опытно, эмпирически. Ученик при этом обнаруживает и познает в себе
наличие новой реальности иного мира, иного царства, когда и происходит
его пробуждение (воскресение). Это вызывает и тоску и поиск истинного
родного дома и истока, которому он на самом деле принадлежит и из
которого он на самом деле и происходит. Естественная же эта реальность и
создала внешнего человека, с его «эго», с его инстинктами и установками.
Они играют с ним и в своей игре наваждения указывают человеку, что это и
есть он настоящий, уникальный и единственный. Осознание и дальнейшее
утверждение того, что он есть на самом деле иным и происходит от иного и
принадлежит иному представляет человека естественного мира – всего лишь
временным наваждением. Осознание двух этих реальностей даёт началу
движения. Движения от внешнего к внутреннему, а по сути - процесса
спасения. Утверждение же в новой реальности воссоздаёт новую целостность
и по сути означает обретение Царства. По сути и молитва это то, что
происходит в ином и живом человеке.
Данные представления можно описать опытно или воссоздать на основании
альтернативного источника, в котором и обнаруживается по сути логия о
разделении пары, известном как Евангелии Фомы, хотя сама тематика
разделения и обретения целостности освидетельствована и в
раннехристианскую эпоху как восходящей к учению Спасителя. В корпусе
Нового Завета откликами на неё вероятно являются представление о
неспособном грешить некоем рожденном от Бога человеке в 1Иоан.3:9, а
также представление о новом и ветхом человеке новозаветных посланий.
Далее же проанализируем использование момента о разделении пары с точки
зрения библеистики. Так по сути это же высказывание обнаруживается в
Евангелии Фомы 65а. «Иисус сказал: Двое будут отдыхать на ложе один
умрет, другой будет жить …»
Сравним между собой Ев. Матфея, Луки и Фомы. (Графическое примечание)
Идентично Фоме (ЕФ) логия использована в Ев. Луки. Однако в Ев. Луки их
по сути три. У Матфея общая логия для ЕФ и Луки – отсутствует, зато
используются две остальные. Особенность логии в ЕФ - в конкретном
обозначении события: смерти или жизни. Однако синоптическая традиция
использует связку слов широкого смысла значений и толкований. Исходя из
возможных смыслов использования терминов евангелистами они переводятся
как «один берется, а другой оставляется», тогда как далее возникает
вопрос толкования смыслов этих слов. Также в ЕФ явление жизни и смерти
происходят самостоятельно и естественно, в синоптической традиции
предполагается скорее внешний объект воздействия, который и берёт либо
оставляет.
Далее, предпримем попытку разобрать кто и в каком смысле из евангелистов
эту логию понимал. И вывод можно сделать о том, что понимали её в ином
ракурсе и скорее всего по-разному, в противоположных смыслах. Так, у
Луки за ней с упоминанием тех, кто останется, ученики спрашивают где же
это произойдёт и получают ответ (Лук.17:37). «На это сказали Ему: где,
Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы». Логика
повествования в таком случае здесь в том, что падальщики соберутся над
трупами и надо полагать именно трупы и останутся там, где это и
произойдёт, тогда как спасённые будут взяты (спасены). У Матфея логии
заканчиваются общим призывом бодрствовать и смысл логий не поясняется
вообще. Однако Матфею свойственно тенденция понимания изымания именно
грешных из мира страдающих праведных, когда «пошлет Сын Человеческий
Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих
беззаконие» (Матф.13:41). Аналогично, «отделят злых из среды праведных,
и ввергнут их в печь огненную» (Матф.13:49), тогда как праведные и
должны остаться не тронутыми на земле, т.е. по сути и стать теми самыми
оставленными к жизни (спасёнными), а грешники наоборот – взятыми
(убитыми). Примечательно, что Матфей также упоминает трупы с
падальщиками, только у него они привязаны к грядущему пришествию Сына
Человеческого. «27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает
даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; 28 ибо, где
будет труп, там соберутся орлы» (Матф.24), возможно что ради того, чтобы
предупредить что Сын Человеческий в «парусии» правителя этой земли в
гневе своём трупами грешников землю и покроет. Такая специфика
евангелистов может говорить о том, что понимание «взятия» и «оставления»
у них самих различно. При этом Матфей вероятно общую логию Фомы и Луки о
находящихся в одной постели двух людей одного пола благочестиво
исключает, как для него такое безобразие невозможно в принципе.
Отдельно можно рассмотреть и использование логии в контексте самого
Евангелия Фомы, ведь там она также используется, однако в контексте
своего уже повествования и имеет свои вопросы и специфику.
Таким образом подведём итоги.
Синоптические евангелия приводят высказывания Иисуса о разделении некой пары.
Разделение пары является неким ключевым моментом в евангельской проповеди.
И в то время момент этот являлся, вероятно, основой некоего учения.
Однако в традиционном богословии это разделение представлено тривиальным спасением или гибелью людей.
При этом игнорируются те подробности, которые сопровождают картину о разделении пары.
Традиционное объяснение вообще не нуждается в этой паре с её странным разделением.
Сама эсхатологическая проповедь «синоптиков» использует высказывания со смыслом и спецификой,
что не находит объяснения в контексте самих этих повествований и является даже излишней для них.
Было также предложено и возможное толкование загадочной логии Иисуса.
В толковании двойственность и драматическое разделение присуще самому человеку.
Идентичное высказывание некой разделяющейся пары можно обнаружить в Евангелии от Фомы.
Однако там нет никакого эсхатологического содержания.
Можно прийти и к выводу, что евангелисты пользовались доступным им источником речений Иисуса,
сохранили особенности речений, при этом пытались дать им своё уже объяснение.
Эти речения были использованы и растолкованы в совершенно ином контексте с эсхатологическим содержанием.
«Синоптики» толковали речения даже по-разному и соответственно этому наполняли содержанием свою эсхатологическую проповедь.
