Всем известно кардинальное евангельское решения
вопроса женитьбы и развода, где брак в отличии от иудаизма объявляется
нерасторжимым, но а если произошло, то дальнейшие новые отношения
разведённых становятся уже под статусом «прелюбодеяния». Тут
вспоминается и изумление строгости такой обязанности от женатого Петра и
дальнейшая проповедь о различных «скопцах». (Ну а в тех же евангельских
общинах, например, вопрос ныне приобретает фактически статус нового
абсолютизированного закона и горе тем, кто оказывается в ситуации после
развода, в прямом смысле с вечным статусом проклятого)
Если расположить изложение темы по принципу от простого к сложному, то
можно обнаружить интересные моменты. Бракоразводная тема раскрывается
только у «синоптиков» и не интересует евангелиста Иоанна вообще, который
посвящает особое внимание разве что достаточности веселья на свадьбе.
Самое короткое изложение темы и по сути лишь в виде логии содержится в
Ев. Луки, и идентично также в реконструированном Ев. Господнем.
«Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой,
прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем,
прелюбодействует» (Лук.16:18)
При рассмотрении же развития темы от простого к сложному уже у других
«синоптиков» базовая логия расширяется в тему и обосновывается Танахом.
У Марка (Мар.10:2-12) фарисеи в прямом смысле начинают первыми и
«тестируют» Иисуса на противоречие с законом Моисея, который как
известно установил свободную возможность для мужей в расторжении брака.
Матфей говорит, что этим вопросом Иисуса искушали (наверное зная ответ с
его противоречием «закону»). У Марка и Матфея тема уже опирается на
историю сотворения книги Бытия, обосновывается «законом», представляя
повеление Моисея лишь временной «поблажкой». У Матфея аналогично базовая
логия становится практически учением с подтверждением Танахом, и уже с
дополнительным указанием на высокий статус «скопцов». И Матфей и Марк
идут ещё далее.
Как мне представляется именно базовая логия произнесённая в крайне
религиозном и патриархальном обществе является обличением, язвительной
провокацией, вызовом системе, возможно даже и сатирой, а современным
языком - троллингом. В религии востока женщина является лишь
собственностью мужа, вещью не имеющей прав. Развод по сути - право
владельца вещи. Смена жён в таком случае – нормальная жизнь религиозного
праведника строго в рамках закона. Базовая логия Иисуса называет такого
праведника – прелюбодеем при любых его действиях, чтобы он не делал –
женится или отпускает жену. И описание «фабрики прелюбодеев» можно
представить и задорным снятием масок с существующего святого уклада, и
здесь на самом деле Иисус искушает фарисеев. И конечно же логия может
быть представлена вступлением к мысли о нерушимости брака.
Матфей и Марк не останавливаются. По сути они задают и развивают базовую
логию как тему бракоразводного кодекса. При этом Матфей движется вместе
с «законом Моисея» аналогично и исключительно в русле патриархального
уклада. Матфей указывает на причину развода для мужчины – неверность его
жены (Матф.19:1-12). Если женщина оказалась «гулящей», то праведник
свободно разводится и женится. Патриархальная система здесь не
предполагает «гулящих» мужчин и надо полагать не желает давать
соответствующего закона. Такая система находит в ситуации виноватую и
даёт её статус проклятой, именно таким образом поясняя и грозно
предупреждая, что «женившийся на разведенной прелюбодействует». В
нагорной проповеди (Матф.5:31,32) осуществлённый мужчиной развод без
этой важной и единственной причины превращает у Матфея снова и
автоматически именно женщину в прелюбодейницу, такую себе носительницу и
распространительницу греха, заражающую своим грехом женившихся на ней
мужчин (праведников). А исходя из предполагаемого главного посыла
базовой логии, как обличающей порочный патриархальный религиозный уклад,
этот же уклад здесь её поглотил и возглавил, «переодевшись» в новое
правильное учение. Всегда виноватые «вещи» у мужчин общества «закона
Моисеева» успешно переходят в статус уже навечно виноватых в обществе
нового закона. Обличение успешно преодолено, закон Моисеев по сути
реабилитирован, и с поправкой запущен в жизнь.
Марк остаётся верен идее полного запрета развода (Мар.10:2-12), он
ставит акцент именно на этом, не предполагает условий для расторжения
брака и не осуществляет возврата к Моисеевому закону как Матфей.
Двигаясь от базовой логии к развитию новой темы бракоразвода у него
виновным становится тот, кто женится или выйдет замуж повторно, втягивая
в своё преступление и вторую сторону. Здесь описываемая кодексом
ситуация выходит уже за рамки устоев того общества, ведь женщина также
представлена возможным инициатором. Но скорее всего благодаря всё тому
же патриархальному мышлению у Марка женщина в отличии от мужчины
«задействована» в прелюбодеянии в любом из возможных случаев, тогда как
в базовой логии женщина в списке виновных не упоминается вообще, да и
логично не может, так как не в её власти развод в принципе. А перед нами
в таком случае другой пример, как обличение Иисусом святого незыблемого
религиозного уклада было успешно поглощено и превращено в уклад нового
бракоразводного кодекса.
Следующим случаем рассмотрения является повторение этой же темы в
Павловых посланиях. Первое послание Коринфянам возвращается по сути к
бракоразводному вопросу (1Кор.7:10). Оно утверждает неким повелением
Господним «не разводится», но имеет интересную особенность. В ней запрет
развода ориентирован уже не на мужчину, а на женщину. Но в рамках
патриархальных реалий такой запрет – бессмысленный и вообще невозможный.
Была ли в условиях написания послания реальность матриархального устоя в
Коринфе? Или же перед нами доведённая до крайнего предела неистовства
патриархальная система, запрещающая именно женщине выходить повторно
замуж даже если не в её власти был по сути и сам развод? Ведь именно ей
предписывается при разводе не выходить замуж или непременно примиряться.
Повеление мужу не оставлять жены почему-то представлено здесь указанием
как бы даже и второстепенным. А исходя же из дальнейшего изложения темы
но с совершенно иными посылами возникает и вопрос, писал ли это всё
лично Павел либо перед нами послание
на основе более поздней фиксации его проповедей и существовавших тогда
пониманий вопросов брака. И не повлиял ли здесь на автора горький опыт
ситуации, когда женщина бросает мужа и разрушает таким образом брак?
Так или иначе, но важно отметить, что здесь в послании нет связи с
предполагаемой начальной базовой логией Луки с её обличением устоев,
хотя также обнаруживается повеление запрета вольного развода. И
дальнейший образ мышления при раскрытии темы брака приводит к выводу,
что здесь нет связи с синоптическим развитием и изложением тематики, а
послание провозглашает совершенно иные ценности и приоритеты.
Так, 1Кор.7:12 ориентирует конечно же на сохранение отношений и семьи,
но предполагает саму возможность расторжения брака, если инициатором
является сторона не принадлежащая вере и надо полагать такой брак
создаёт непреодолимые духовные проблемы в жизни.
1Кор.7:15 предполагает свободный развод, по инициативе неверующей
стороны, тогда как ключевым моментом в построении уз является мир между
мужем и женой, именно к которому и призывает Господь, и мир здесь
приоритетней схем какого-либо кодекса.
1Кор.7:17 вообще говорит о личном водительстве Божьем в каждом
конкретном и индивидуальном случае. Духовная несовместимость здесь не
парируется абсолютным запретом расторжения, а продление отношений при
трудностях может возыметь позитивные результаты и разрешиться в будущем
(обращением неверующей стороны). А ведь строгие схемы, системы выявления
виновных от особо «атриархальных» устоев не работают и вообще разрушают.
1Кор.7:28 – свободно и без предусловий предполагает повторный брак, хотя
сам лично по сути монашествующий Павел и считает это обременительным и
скорбным решением.
Можно подвести итоги. Фактически
бракоразводная тематика может быть разложена на три составляющие. При
этом предполагаемая базовая логия является радикальной но и самой
естественной и логичной для обстановки того религиозного патриархального
уклада и в ней нет вообще никакого кодекса. Его создают уже Матфей и
Марк в дорогом и драгоценном лично для них ракурсе. Павел же не
предполагает никакой прямой зависимости от синоптического взгляда
вообще.
Сама же библейская тема работает следующим образом. В классическом
варианте подхода любой исследователь новозаветной темы встречает сразу
развитый бракоразводный кодекс от Матфея. Далее кодекс немного
корректируется отходя от восточных реалий «прав человека» и даже
делается ещё более жёстким у Марка. Далее читатель попадает на одинокую,
странную и непонятную логию у евангелиста Луки, выглядящей обрубком или
неким чуждым фрагментом к пройденному уже учению. Иоанн же вообще молчит
по этому поводу и Иисус там переживает только лишь о том, что бы гостям
на свадьбе не грустно было. А далее со всем синоптическим багажом,
читатель начинает вникать в представление у Павла смотря на него через
усвоенную призму, наивно полагая, что тот аналогично точно также
проникся синоптическим брачным кодексом и чуть ли даже не ссылается на
него. Павел хоть и ориентирован на основу незыблемости уз, но не создаёт
никакой бракоразводный закон, а предполагает конечно же личное решение
семейной проблемы с пониманием, что брачные узы строятся исключительно
на мире между двумя людьми.