Когда-то поднял вопрос возможной ересиологической
полемике пастырских посланий. Другими словами, когда там провозглашают
некие истины, но не исключительно ради научения и назидания адресатов, а
по причине опровержения известных и ненавистных в то время учений под
прикрытием апостольского имени.
Есть в так называемых пастырских посланиях (которые в критической
библеистике аргументируются псевдо-Павловыми) известный перечень
провозглашений - 1Тим.3:16.
16 И беспрекословно - великая благочестия тайна:
(1п.) Бог явился во плоти, (Он, Кто явлен был во плоти – (еп.
Кассиан)
(2п.) оправдал Себя в Духе,
(3п.) показал Себя Ангелам,
(4п.) проповедан в народах,
(5п.) принят верою в мире,
(6п.) вознесся во славе.
(Синод. перевод)
Одна из ведущих идейных ветвей пастырских посланий – борьба с ересями.
Например, известное утверждение 2Тим.2:18 – «которые отступили от
истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру».
При анализе греческого текста выявляется, что отступники скорее даже не
разрушают веру, а развращают
(источник), т.е. делают её – неправильной и извращённой, и понимание
веры здесь уже тождественно вероучению религии, а за извращённым учением
находится учение отрицающее воскресение плоти, но провозглашающее
наступившее уже внутреннее духовное воскресение и надо полагать как
самодостаточное явление.
И здесь и возникло предположение, что автор пасторских посланий в этих
шести пунктах также провозглашает некие свои антитезы заявлениям
противников.
Первое – провозглашение против тех, кто отвергал явление Христа во
плоти. Примечательно, что библеистика и текстология сосредоточилась
здесь на больной ересиологической теме современности, считал ли Павел
Христа Богом, тогда как в версии полемики на самом деле суть первого
пункта провозглашения заключается в ином, а именно в так называемой
антидокетической полемике против представлений о призрачности тела
Христа.
Далее возник вопрос по третьему пункту. Синодальный перевод опять здесь
не совсем корректен, так как Спаситель не «показал себя ангелам», а
дословно – был им виден
(источник) , как вроде кто-то в этом сомневается или утверждает
нечто иное.
Если для современной теологии, тема ангелов всего лишь предмет её
раздела какой-нибудь ангеологии, то для самого начального периода тема
эта была сферой ожесточённой полемики (и которая, кстати, прошла через
сами новозаветные книги и может быть найдена даже в Деяниях). И связано
это всё с тем, что момент этот был по сути радикальным провозглашением,
так как историю Моиисеева закона, религиозный путь иудеев, а также
вопросы мироустройства и его конца, напрямую связывал с владычеством
этих самых ангелов. И конечно же как сами книги НЗ, так и внешние
свидетельства той эпохи показывают, что ангелы эти в понимании были по
сути тождественны мироправителям архонтам и представляли те самые «силы»
этого мира.
И вот тут нам вдруг помогает верный свидетель веяний и учений той эпохи
– евангелист Филипп!
Он пишет (77а):
«Облекшихся совершенным светом не
видят силы и не могут уловить их….»
Однако в таком случае абсолютно логично что первым облекшимся этим самым
светом или научившим этому для Филиппа и был сам Спаситель. Он здесь
вообще, как первопроходец, кого в таком случае и не видели силы этого
мира, представителями списка коих в общем-то и считались ангелы. А
Филипп в таком случае знает о таком воззрении или учении и таким вот
образом упоминает о нём. И автор пастырских тоже в таком случае знает о
тех кто это знает. Но это всё с таким непочтением святых ангелов считает
«дичью», с чем спорит, мол всё они прекрасно видели, провозглашая таким
образом здесь свои пункты вероучения - антитезы против ненавистных ему
«антитез».
А о чём пишет и рассуждает автор Евангелия Филиппа?
Возможно о том, что делается человеком по духу в Отце
- не принадлежит
линии судьбы этих самых властителей или их плану - Имармене, а поэтому
они не видят того, что вне их поля зрения и понимания. И как
отголосок и можно встретить в послании у Петра фразу: «12 во что желают проникнуть
ангелы» (1Пет.1:13).