vn О ЕРЕСИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛЕМИКЕ ПАСТЫРСКИХ ПОСЛАНИЙ
 
© Сайт "Християнский Духовний Навігатор"
Джерело:
 link завантаження публікаціі
 
     
 

О ЕРЕСИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛЕМИКЕ ПАСТЫРСКИХ ПОСЛАНИЙ

 
     
 

Когда-то поднял вопрос возможной ересиологической полемике пастырских посланий. Другими словами, когда там провозглашают некие истины, но не исключительно ради научения и назидания адресатов, а по причине опровержения известных и ненавистных в то время учений под прикрытием апостольского имени.

Есть в так называемых пастырских посланиях (которые в критической библеистике аргументируются псевдо-Павловыми) известный перечень провозглашений - 1Тим.3:16.

16 И беспрекословно - великая благочестия тайна:
(1п.) Бог явился во плоти, (Он, Кто явлен был во плоти – (еп. Кассиан)
(2п.) оправдал Себя в Духе,
(3п.) показал Себя Ангелам,
(4п.) проповедан в народах,
(5п.) принят верою в мире,
(6п.) вознесся во славе.
(Синод. перевод)

Одна из ведущих идейных ветвей пастырских посланий – борьба с ересями. Например, известное утверждение 2Тим.2:18 – «которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру». При анализе греческого текста выявляется, что отступники скорее даже не разрушают веру, а развращают (источник), т.е. делают её – неправильной и извращённой, и понимание веры здесь уже тождественно вероучению религии, а за извращённым учением находится учение отрицающее воскресение плоти, но провозглашающее наступившее уже внутреннее духовное воскресение и надо полагать как самодостаточное явление.

И здесь и возникло предположение, что автор пасторских посланий в этих шести пунктах также провозглашает некие свои антитезы заявлениям противников.

Первое – провозглашение против тех, кто отвергал явление Христа во плоти. Примечательно, что библеистика и текстология сосредоточилась здесь на больной ересиологической теме современности, считал ли Павел Христа Богом, тогда как в версии полемики на самом деле суть первого пункта провозглашения заключается в ином, а именно в так называемой антидокетической полемике против представлений о призрачности тела Христа.

Далее возник вопрос по третьему пункту. Синодальный перевод опять здесь не совсем корректен, так как Спаситель не «показал себя ангелам», а дословно – был им виден (источник) , как вроде кто-то в этом сомневается или утверждает нечто иное.

Если для современной теологии, тема ангелов всего лишь предмет её раздела какой-нибудь ангеологии, то для самого начального периода тема эта была сферой ожесточённой полемики (и которая, кстати, прошла через сами новозаветные книги и может быть найдена даже в Деяниях). И связано это всё с тем, что момент этот был по сути радикальным провозглашением, так как историю Моиисеева закона, религиозный путь иудеев, а также вопросы мироустройства и его конца, напрямую связывал с владычеством этих самых ангелов. И конечно же как сами книги НЗ, так и внешние свидетельства той эпохи показывают, что ангелы эти в понимании были по сути тождественны мироправителям архонтам и представляли те самые «силы» этого мира.

И вот тут нам вдруг помогает верный свидетель веяний и учений той эпохи – евангелист Филипп!
Он пишет (77а):

«Облекшихся совершенным светом не видят силы и не могут уловить их….»

Однако в таком случае абсолютно логично что первым облекшимся этим самым светом или научившим этому для Филиппа и был сам Спаситель. Он здесь вообще, как первопроходец, кого в таком случае и не видели силы этого мира, представителями списка коих в общем-то и считались ангелы. А Филипп в таком случае знает о таком воззрении или учении и таким вот образом упоминает о нём. И автор пастырских тоже в таком случае знает о тех кто это знает. Но это всё с таким непочтением святых ангелов считает «дичью», с чем спорит, мол всё они прекрасно видели, провозглашая таким образом здесь свои пункты вероучения - антитезы против ненавистных ему «антитез».

А о чём пишет и рассуждает автор Евангелия Филиппа?
Возможно о том, что делается человеком по духу в Отце - не принадлежит линии судьбы этих самых властителей или их плану - Имармене, а поэтому они не видят того, что вне их поля зрения и понимания. И как отголосок и можно встретить в послании у Петра фразу: «12 во что желают проникнуть ангелы» (1Пет.1:13).
 

 
 

Влад Вальберг
 22 июня 2022
vladvalberg@gmail.com

 
     
 
Далі >>>
 
     
 
В рубрику