© Сайт "Христианский Духовный Навигатор"
Источник:
http://spinavig.vn.ua/research_and_reconstruction_
internal_and_external.htm
 
     
 

  «ВНУТРЕННЕЕ - ВНЕШНЕЕ»
В РАННЕХРИСТИАНСКОМ СВИДЕТЕЛЬСТВЕ

 
 

 
 

Каноническое евангельское повествование упоминает такие категории противоположностей как «нижнее – вышнее» евангелиста Иоанна («вы от нижних, Я от вышних») и «внешнее – внутреннее», например в упоминании о некой «тьме внешней» у евангелиста Матфея и Царстве Божием, что «внутри вас есть» – евангелиста Луки. Раннехристианская эпоха свидетельствует о существовании некоторого представления или даже учения, которое обращалось к категориям этих противоположностей. Так логия 27 евангелиста Фомы доносит нам следующее: «…мы войдем в царство? Иисус сказал им: когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю, и верхнюю сторону как нижнюю…». Раннехристианские свидетельства авторов, таких как Климент Римский (ум. 97 -101) и Климент Александрийский (150 - 215), так или иначе были знакомы с этим речением, толковали его и относили именно к проповеди Спасителя. И размышление именно по этому моменту учения интересно доносит до нас евангелист Филипп.

Так, евангелист Филипп представляется для нас свидетелем того времени относительно речений Спасителя и вариаций их толкований. Относительно учения касающегося этих категорий противоположностей он приводит известную ему логию (которую, к сожалению, реконструируют по причине повреждения рукописи) и рассуждает или полемизирует в рамках известных ему представлений и толкований. Однозначному пониманию его рассуждений препятствует порча текста манускрипта (69 стих), но определённые моменты можно уверенно выявить.

Итак, Филипп проводит четкую параллель и тождество категории «вышнее» категории «внутреннее». То есть существующая космологическая модель с иным высшим миром, противопоставляемым этому миру как нижнему, рассматривается им через так называемое антропологическое пространство бытия человека. При этом «нижнее» и «вышнее» это не космическое строение, а пространство самого человека, его внешний и внутренний миры. Филипп развивает мысль и приводит интересную логию, которая известна нам по Евангелию Матфея: «войди в свою комнату, закрой дверь за собой (и) молись своему Отцу, который в скрытом». Фактически евангелист Филипп делает акцент именно на том, что Отец пребывает в глубине тайного, а значит - в глубине внутреннего пространства человека.

С точки зрения библеистики можно предположить, что Филипп не пользуется Матфеем как первоисточником, а использует некоторый общий первоисточник для них обоих, однако который сам Матфей развил уже в другом направлении с толкованием осуждения практики публичности молитвы фарисеев. Далее, Филипп в рамках этого центра открытия Отца размещает "Полноту" - в качестве параллели и именно в глубинном невидимом центре духовного пространства. Он резюмирует в заявлении, что тот, кто находится в этом центре, это тот, о ком говорят, что он над всем. И этому центру для Филиппа противостоит внешнее видимое, без «Полноты» оно и становится потому тьмой внешней, что и было названо гибелью.

Евангелист же Матфей многократно напрямую обращается к категориям «внутреннего – внешнего». Но оно не несет какого-нибудь метафизического содержания. Более того, в нем даже нарушено или отсутствует это самое содержание. Упоминание категории используется в разоблачении лицемерия фарисеев, когда внутреннее несет по отношению к их примеру именно негативное содержание. Матфей единственный из синоптических евангелистов и трижды использует упоминания о тьме внешней. Эта тьма у него представляет собой некоторое место пребывания неверных или грешников, куда они будут "выброшены" согласно приговору суда. При этом его упоминание о внешней тьме создает некую странную эсхатологическую посмертную будущую картину бытия. В ней весь мир почему-то заполнен тьмой и только в каком-то месте локализуется будущее царство небесное, но оно погружено и окружено бесконечным царством тьмы и страданий. А странность эту можно объяснить именно тем, что в основу картины был положен момент учения с представлением о пространстве бытия человека, его внутреннем и внешнем мирах, противопоставление невидимого внутреннего к видимому внешнему. И как передает евангелист Фома – поиск и открытие света именно «внутри человека света», когда тот начинает светить для мира внешнего и без открытия чего любой человек и находится по существу в состоянии гибели во внешнем мире тьмы. И если в послании евангелиста Филиппа внешняя тьма это по сути именно существующее духовное состояние и состояние бытия без открытия Полноты, то для Матфея это будущий эсхатологический суд, изгнание души человека из Царства Божия во тьму, что и рождает эту странную картину мира полного тьмы, тогда как первоначально это мыслилось именно состоянием существования, а открытие внутреннего света по существу - путём ко спасению.

 
 

Влад Вальберг
май  2022
vladvalberg@gmail.com

 
 
Далее >>>
 
     
 
В рубрику