Каноническое евангельское повествование упоминает
такие категории противоположностей как «нижнее – вышнее» евангелиста
Иоанна («вы от нижних, Я от вышних») и «внешнее – внутреннее», например
в упоминании о некой «тьме внешней» у евангелиста Матфея и Царстве
Божием, что «внутри вас есть» – евангелиста Луки. Раннехристианская
эпоха свидетельствует о существовании некоторого представления или даже
учения, которое обращалось к категориям этих противоположностей. Так
логия 27 евангелиста Фомы доносит нам следующее: «…мы войдем в царство?
Иисус сказал им: когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете
внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как
внутреннюю, и верхнюю сторону как нижнюю…». Раннехристианские
свидетельства авторов, таких как Климент Римский (ум. 97 -101) и Климент
Александрийский (150 - 215), так или иначе были знакомы с этим речением,
толковали его и относили именно к проповеди Спасителя. И размышление
именно по этому моменту учения интересно доносит до нас евангелист
Филипп.
Так, евангелист Филипп представляется для нас свидетелем того времени
относительно речений Спасителя и вариаций их толкований. Относительно
учения касающегося этих категорий противоположностей он приводит
известную ему логию (которую, к сожалению, реконструируют по причине
повреждения рукописи) и рассуждает или полемизирует в рамках известных
ему представлений и толкований. Однозначному пониманию его рассуждений
препятствует порча текста манускрипта (69 стих), но определённые моменты
можно уверенно выявить.
Итак, Филипп проводит четкую параллель и тождество категории «вышнее»
категории «внутреннее». То есть существующая космологическая модель с
иным высшим миром, противопоставляемым этому миру как нижнему,
рассматривается им через так называемое антропологическое пространство
бытия человека. При этом «нижнее» и «вышнее» это не космическое
строение, а пространство самого человека, его внешний и внутренний миры.
Филипп развивает мысль и приводит интересную логию, которая известна нам
по Евангелию Матфея: «войди в свою комнату, закрой дверь за собой (и)
молись своему Отцу, который в скрытом». Фактически евангелист Филипп
делает акцент именно на том, что Отец пребывает в глубине тайного, а
значит - в глубине внутреннего пространства человека.
С точки зрения библеистики можно предположить, что Филипп не пользуется
Матфеем как первоисточником, а использует некоторый общий первоисточник
для них обоих, однако который сам Матфей развил уже в другом направлении
с толкованием осуждения практики публичности молитвы фарисеев. Далее,
Филипп в рамках этого центра открытия Отца размещает "Полноту" - в
качестве параллели и именно в глубинном невидимом центре духовного
пространства. Он резюмирует в заявлении, что тот, кто находится в этом
центре, это тот, о ком говорят, что он над всем. И этому центру для
Филиппа противостоит внешнее видимое, без «Полноты» оно и становится
потому тьмой внешней, что и было названо гибелью.
Евангелист же Матфей многократно напрямую обращается к категориям
«внутреннего – внешнего». Но оно не несет какого-нибудь метафизического
содержания. Более того, в нем даже нарушено или отсутствует это самое
содержание. Упоминание категории используется в разоблачении лицемерия
фарисеев, когда внутреннее несет по отношению к их примеру именно
негативное содержание. Матфей единственный из синоптических евангелистов
и трижды использует упоминания о тьме внешней. Эта тьма у него
представляет собой некоторое место пребывания неверных или грешников,
куда они будут "выброшены" согласно приговору суда. При этом его
упоминание о внешней тьме создает некую странную эсхатологическую
посмертную будущую картину бытия. В ней весь мир почему-то заполнен
тьмой и только в каком-то месте локализуется будущее царство небесное,
но оно погружено и окружено бесконечным царством тьмы и страданий. А
странность эту можно объяснить именно тем, что в основу картины был
положен момент учения с представлением о пространстве бытия человека,
его внутреннем и внешнем мирах, противопоставление невидимого
внутреннего к видимому внешнему. И как передает евангелист Фома – поиск
и открытие света именно «внутри человека света», когда тот начинает
светить для мира внешнего и без открытия чего любой человек и находится
по существу в состоянии гибели во внешнем мире тьмы. И если в послании
евангелиста Филиппа внешняя тьма это по сути именно существующее
духовное состояние и состояние бытия без открытия Полноты, то для Матфея
это будущий эсхатологический суд, изгнание души человека из Царства
Божия во тьму, что и рождает эту странную картину мира полного тьмы,
тогда как первоначально это мыслилось именно состоянием существования, а
открытие внутреннего света по существу - путём ко спасению.