© Сайт "Християнский Духовний Навігатор"
Джерело:
 link завантаження публікації
Для друку: PDF версія

 
     
 

ПО СЛЕДАМ ОДНОГО ПАРАДОКСА

 
 

 
 

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С ПОТЕРЯННЫМ ЗВЕНОМ

Помнится в юности, когда-то из греческого текста Нового Завета выбрал самым обычным способом все те места, которые говорят о каких-то ныне непонятных Началах и Властях этого мира, его «архонтах», проанализировал содержание той проповеди с их упоминанием, проклассифицировал по признакам использования в качестве земных властей или неких духовных космических сил, а также по критерию позитивной или негативной их оценки. Также попытался восстановить ту картину и учение, которое могло стоять за их упоминанием.
Далее был сделан и вывод, что специфическая терминология космологических «архонтов»: начал, властей, господств и сил напрямую используется Павлом в посланиях – десять раз (это как минимум при прямом упоминании). При этом все самые ключевые фундаментальные моменты вероучения связаны именно с этой терминологией, а именно она используется когда развиваются следующие тематики:

1) мистерии смерти Христа;
2) мистерии распятия;
3) воззрении о конце этого мира - эсхатология;
4) понимания освобождения и спасения пришедшего во Христе - сотериология;
5) мистики церкви как тела Христа;
6) воззрение о происхождение закона Моисеева да и религиозного пути иудеев.

А исходя что все самые фундаментальные вопросы у ап. Павла были связаны с этими самыми «архонтами» возникал вопрос недостающего интересного и важного звена, а именно тематики сотворения нашего мира. Конечно же само новозаветное выражение «Начала этого мира» говорит уже само за себя и наводит на размышления, ведь Начало это никак здесь не мыслится Отцом Небесным, однако всё-таки в перечне тематик упоминание сотворения - отсутствовало.
Как раз реконструкции первого издания апостола то самое интересное и важное и недостающее до полноты картины раз и обнаружила. Находится оно в Послание Павла Лаодикийцам (известное ныне как Послание Ефесянам).
Послание Лаодикийцам.

Мне, наименьшему из всех, дана благодать сия открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны от века скрытой от бога, создавшего все <вещи> дабы ныне сделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия …
Послание Ефесянам 3:8-10

(Выдержка из реконструкции)

Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово 9 и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, 10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,

В Послании Лаодикийцам говорится о странном незнании творца этого мира некой ныне раскрывающейся тайны, при этом проводится параллель между ним и началами и властями, а также вероятно эонами (мн. ч, переведено как «от вечности»), которые все пребывают в незнании, но начинают ныне вникать и понимать для них закрытое Иным.

До нас дошла подробная обличительная полемика Тертуллиана по этому фрагменту и дающая возможность реконструкции фрагмента. Для самого Тертуллиана некие начала и власти в небесах (!) означали положительных «персонажей». При этом он ненавистного редактора обличает в безумии невозможности провести даже нормальную здравую правку, вместо того чтобы изложить ясно или выкинуть при надобности вообще всё, а не менять лишь один предлог, запутывая таким образом в противоречии смыслы.

По моему мнению обе версии греческого текста имеют витиеватое построение, да и по смыслу там как бы намыкается про некую тайну, однако каноническая версия Послания Ефесянам звучит гармонично и более понятно. И здесь при прочтении непосвящённый в нюансы читатель, вслед за Тертуллианом попадает в ситуацию противоречия, когда для него Творец сам не знает того, что скрыл от своих же ангелов. Думаю такая игра слов и смыслов была предпринята Павлом специально, чтобы тот кому надо - пронял, а тот кому не надо, в принципе бы тоже понял, но по-своему. Единственное оказалось, что тот понявший по-своему и был переписчиком с пером в руках, работавший уже над тем, что мы знаем как Послание Ефесянам.

Таким образом здесь и восстанавливается то самое недостающее звено (притом что все остальные моменты с описанием учения с терминологией «архонтов» находятся в самой канонической версии имеющегося у нас на руках Нового Завета).

И напоследок, что связывает же этот фрагмент с выводами парадокса великого поручения?

Составив список мест самопровозглашений уникальности миссии Павла (приводится в публикации) одно из самых ярких попадает именно в этот фрагмент Послания Ефесянам, тогда как оно отсутствует в Послании Лаодикийцам.

«Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово …» (Еф.3:8)

Тот кто правил Послание Лаодикийцам и конкретно в разбираемом фрагменте оставил по сути свой след, ту самую особенность провозглашения исключительности Павла как апостола язычников, что предполагается появившейся искусственно в посланиях. Редакция не просто подправила и гармонизировала текст в правильном русле, но и наследила таким образом там. Идейная линия, создававшая картину исключительности проповедника и пересеклась с этим радикальным моментом реконструкции, подтверждая таким образом наличие там редакции. Вместе с тем возможно и то, что этот след, как свидетельствуют различные примеры библеистики, вполне мог быть оставлен уже и после самого Тертуллиана.

 

 
 

Влад Вальберг
 январь 2022
vladvalberg@gmail.com

 
 

ВСТУП  -1-  -2-  -3-  -4-  -5-  -6-  -7- 

 
  Далі >>>

_ ДАМАСК как КОЛЫБЕЛЬ ХРИСТИАНСТВА (ЧАТ НА ТЕМУ БИБЛЕИСТИКИ И РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ CHATGPT)  

 
     
 

В рубрику

Рубрики

Головна