|
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ С ПОТЕРЯННЫМ ЗВЕНОМ
Помнится в юности, когда-то из греческого текста
Нового Завета выбрал самым обычным способом все те места, которые
говорят о каких-то ныне непонятных Началах и Властях этого мира, его
«архонтах», проанализировал содержание той проповеди с их упоминанием,
проклассифицировал по признакам использования в качестве земных властей
или неких духовных космических сил, а также по критерию позитивной или
негативной их оценки. Также попытался восстановить ту картину и учение,
которое могло стоять за их упоминанием.
Далее был сделан и вывод, что специфическая терминология космологических
«архонтов»: начал, властей, господств и сил напрямую используется Павлом
в посланиях – десять раз (это как минимум при прямом упоминании). При
этом все самые ключевые фундаментальные моменты вероучения связаны
именно с этой терминологией, а именно она используется когда развиваются
следующие тематики:
1) мистерии смерти Христа;
2) мистерии распятия;
3) воззрении о конце этого мира - эсхатология;
4) понимания освобождения и спасения пришедшего во Христе - сотериология;
5) мистики церкви как тела Христа;
6) воззрение о происхождение закона Моисеева да и религиозного пути
иудеев.
А исходя что все самые фундаментальные вопросы у ап. Павла были связаны
с этими самыми «архонтами» возникал вопрос недостающего интересного и
важного звена, а именно тематики сотворения нашего мира. Конечно же само
новозаветное выражение «Начала этого мира» говорит уже само за себя и
наводит на размышления, ведь Начало это никак здесь не мыслится Отцом
Небесным, однако всё-таки в перечне тематик упоминание сотворения -
отсутствовало.
Как раз реконструкции первого издания апостола то самое интересное и
важное и недостающее до полноты картины раз и обнаружила. Находится оно
в Послание Павла Лаодикийцам (известное ныне как Послание Ефесянам).
Послание Лаодикийцам.
Мне, наименьшему из всех, дана благодать сия открыть всем, в чем
состоит домостроительство тайны от века скрытой от бога, создавшего все
<вещи> дабы ныне сделалась известною через Церковь начальствам и властям
на небесах многоразличная премудрость Божия …
Послание Ефесянам 3:8-10
(Выдержка из реконструкции)
Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать
язычникам неисследимое богатство Христово 9 и открыть всем, в чем
состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге,
создавшем все Иисусом Христом, 10 дабы ныне соделалась известною через
Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость
Божия,
В Послании Лаодикийцам говорится о странном незнании творца этого мира
некой ныне раскрывающейся тайны, при этом проводится параллель между ним
и началами и властями, а также вероятно эонами (мн. ч, переведено как
«от вечности»), которые все пребывают в незнании, но начинают ныне
вникать и понимать для них закрытое Иным.
До нас дошла подробная
обличительная полемика Тертуллиана по этому фрагменту и дающая
возможность реконструкции фрагмента. Для самого Тертуллиана некие начала
и власти в небесах (!) означали положительных «персонажей». При этом он
ненавистного редактора обличает в безумии невозможности провести даже
нормальную здравую правку, вместо того чтобы изложить ясно или выкинуть
при надобности вообще всё, а не менять лишь один предлог, запутывая
таким образом в противоречии смыслы.
По моему мнению обе версии греческого текста имеют витиеватое
построение, да и по смыслу там как бы намыкается про некую тайну, однако
каноническая версия Послания Ефесянам звучит гармонично и более понятно.
И здесь при прочтении непосвящённый в нюансы читатель, вслед за
Тертуллианом попадает в ситуацию противоречия, когда для него Творец сам
не знает того, что скрыл от своих же ангелов. Думаю такая игра слов и
смыслов была предпринята Павлом специально, чтобы тот кому надо -
пронял, а тот кому не надо, в принципе бы тоже понял, но по-своему.
Единственное оказалось, что тот понявший по-своему и был переписчиком с
пером в руках, работавший уже над тем, что мы знаем как Послание
Ефесянам.
Таким образом здесь и восстанавливается то самое недостающее звено
(притом что все остальные моменты с описанием учения с терминологией
«архонтов» находятся в самой канонической версии имеющегося у нас на
руках Нового Завета).
И напоследок, что связывает же этот фрагмент с выводами парадокса
великого поручения?
Составив список мест самопровозглашений уникальности миссии Павла
(приводится в публикации) одно из самых ярких попадает именно в этот
фрагмент Послания Ефесянам, тогда как оно отсутствует в Послании
Лаодикийцам.
«Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия -
благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово …» (Еф.3:8)
Тот кто правил Послание Лаодикийцам и конкретно в разбираемом фрагменте
оставил по сути свой след, ту самую особенность провозглашения
исключительности Павла как апостола язычников, что предполагается
появившейся искусственно в посланиях. Редакция не просто подправила и
гармонизировала текст в правильном русле, но и наследила таким образом
там. Идейная линия, создававшая картину исключительности проповедника и
пересеклась с этим радикальным моментом реконструкции, подтверждая таким
образом наличие там редакции. Вместе с тем возможно и то, что этот след,
как свидетельствуют различные примеры библеистики, вполне мог быть
оставлен уже и после самого Тертуллиана.
|
|