|
ОБ ИЕРУСАЛИМСКИХ ПРИЗРАКАХ
Помнится когда впервые занялся
сопоставлением хронологий служения Павла и темой его встречи с
апостолами в Послании Галатам, то акцентировал внимание всё-таки на
поддержку Павла с его антииудейским радикализмом. В «Моменте галатийской
перспективы» я пересмотрел эту историю. Две первые главы здесь шок и
сожаление относительно того, что Павел а Иерусалиме встретил и того, что
за 14 лет там так ничего и не изменилось. И легко представить что он там
увидел: потоки крови жертвоприношений притом уже с участием уверовавших
в Иисуса, утверждение обрезания, ненависть к нечистому с тем же
отвращением к общей трапезе с язычниками, напыщенность избранности и всё
та же вера. Павел не идёт на конфронтацию с авторитетной там «тройкой»,
но скорее дипломатически проводит ту встречу. И отдельно от «тройки» он
выделяет лжебратьев (по сути - не знающих Бога), он о них говорит прямым
текстом как о рабах, стремящихся накинуть свои оковы и на всех кого
только можно. Ну а на этом фоне он видит тех, кто называется апостолами
Иерусалима, они барахтаются в этом религиозном болоте и их возможно даже
прославляют те самые лжебратья и нет всему этому ни конца и ни края. И
этот святой Иерусалимский вариант с прозелитизмом пробирается уже и в те
же общины Галатии, заявляя о своей первичной истинности.
Ну а саму встречу с «тройкой» Павел описывает считаю в сатирическом
ключе. Как доказательство - его характеристика той «тройки», как
своеобразных «докетов», призраков, мнящих себя, носителей пустых надутых
титулов. И такое обозначение в самом каноническом тексте применяется
четыре раза. В реконструкции Павел трижды указывает на их призрачный
статус. Греч «докУнтон» от «докЭо» - казаться, или даже мнить – считать
себя, мнить о себе. «Знаменитые чем-либо» и далее «почитаемые»
(столпами) дословно с древнегреческого звучит иначе, а именно как
«считающие себя быть что-нибудь» или же мнимые, мнящие. (Как это
выглядит в тексте – графическое примечание 1)
Просто для сравнения. В Послании Коринфянам Павел использует этот термин
чтобы показать кажущееся и обманчивое восприятие. В самом тексте НЗ этот
термин например использован в нагорной проповеди, чтобы показать
самообман того язычника, который считает, что в многословии будет
услышан (граф. прим. 2).
Кстати, и сам перечень странных высказываний Павла,
которые при чтении сами «цепляются» за внимание легко объяснить этим
самым сарказмом. Можно даже составить и словарик высказываний.
1. «и предложил там … благовествование, проповедуемое мною язычникам, не
напрасно ли я подвизаюсь или подвизался» - мне было так «важно» мнение
этих мнящих, если бы сказали, что напрасно, то чес. слово выкинул бы на
мусор свои откровения.
2. «Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали
обрезаться» - мнящие в фантастическом прорыве (!), в прежние времена они
обрезывали всё и вся, но сейчас не еврею Еллину посчитали это не таким и
нужным, восхищён! Это прорыв!
3. «И в знаменитых (МНЯЩИХ) чем-либо, какими бы ни были они когда-либо,
для меня нет ничего особенного» - так, а что с мнящих взять, всё что
если было когда-то у них, сейчас точно ничего уже нет.
4. «И знаменитые (МНЯЩИЕ) не возложили на меня ничего более» - лжебратья
рабы хотели как обычно своими цепями и на меня обложить, но "мнящие" вдруг
не сделали этого со мной, и на том спасибо, просто прогресс!
5. «… только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в
точности» - так дело оказывается в деньгах, не хочешь не обрезывайся,
только деньги высылай? Да какие проблемы, да дадим вам денег и коль так,
то помнить будем!
Курьез всей этой ситуации в том, что при составлении древнегреческого словаря Нового Завета самому
термину был дан перевод с позитивным смыслом. Фактически идейная трактовка текста привела к возникновению позитивного смысла почитания. Ведь считается попросту невозможным, чтобы Павел так саркастически отозвался
о самих апостолах самого Иерусалима! Поэтому термин и обрел идейно "правильное" значение (см. пункт 2.2 смысла переводов – быть влиятельным, именитым, согласно использования термина в Послании Галатам 2 главы); (граф. прим. 3).
«Тройка» из статуса пустого титула и самомнения перешла в статус
знаменитейших мужей. Ведь иначе назревала тотальная катастрофа.
Однако это катастрофа в ортодоксальной истории. В рамках же
реконструкции это не вердикт легендарным, а скорее констатация факта,
что миссия посланников в Иерусалим из Галилеи – тупик, болото в
неизменном религиозном рабстве, которое ещё и через прозелитизм пыталось
также навязать это рабство окружающим. И в послании это пример неудачи
лишь посланников в Иерусалиме, которые завязли в беспросветных топях,
оправдываясь былым статусом особ приближённых.
А в роботе я задал и вопрос, а те ли это вообще, кого мы знаем по нашим
спискам двенадцати вообще. Ведь именно с этими самыми персоналиями
«тройки» есть свои уже исторические вопросы. Двойники Иаковы «гуляющие»
по самым разным документам, периодически подменяя друг друга, а также и
версия очень ранней смерти самого Иоанна, которого некоторые почему-то
омолаживали и рьяно затянули прямиком даже и во второй век. И если это
те, то что было далее, ведь обнаруживаются в посланиях и последователи
Кифы да к тому же далеко-далеко за пределами тех мест.
|
|