© Сайт "Християнский Духовний Навігатор"
Джерело:
 link завантаження публікації
Для друку: PDF версія

 
     
 

ОБ АПОСТОЛЬСКОЙ ДЕ-ЭВОЛЮЦИИ

 
 

 
 

Сами книги Нового Завета отражают не только разнообразие мнений, представлений и вероучений, однако и саму их эволюцию. Развитие и ветвление в учениях были в самом первом столетии христианской эпохи, однако прямых исторических свидетельств непосредственно из того периода практически нет, вместе с тем о таких процессах могут свидетельствовать и сами раннехристианские тексты и конечно же самого Нового Завета.

Ярким примером является провозглашение воззрения о грядущем преображении тел для бессмертия автором 1 Послания Коринфянам 15 главы.

51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
(1Кор.15:51,52)


Особенность провозглашения состоит в том, что автор фактически даёт начало существованию нового взгляда в провозглашении доселе никому неведомой тайны. При этом открывается момент разделения неких старых, неполных, а следовательно неверных представлений от представлений новых, теперь полных, а посему - верных. В них уже говорится о чудесном мгновенном преображении тел верующих среди которых находится и сам апостол Павел, параллельно с воскресением умерших и в момент второго пришествия. Преображённые тела становятся бессмертными - надо полагать для реализации наследования Царствия Божьего (1Кор.15:50). И именно так сверхъестественно отныне видится разрешение извечного вопроса смерти. Его не решило пришествие первое, но решит пришествие второе.

А что же было до этого такого и на смену чему пришло понимание новое?

Сама тайна состоит из двух моментов: «мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». Воскресением мёртвых автор перед этим опровергает неких из уверовавших, кто верит в нечто иное. Он изобличает их, и этот момент тайной как бы уже и не является, этот момент лишь почему-то не всеми приемлем. Существующее до тайны само это иное понимание является неверным и ему противопоставляется воскресение. А к воскресению тел уже прибавляется мгновенное преображение плоти и крови.

До открытия тайны существует утверждение, что «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия», однако новое понимание отныне преодолевает это утверждение. Да, тленная плоть не может наследовать, но сказал, что не может нетленная? Отныне нетленная плоть – наследует Царство Божье!

До открытия тайны существует утверждение, что смертное должно неизбежно умереть. Тут же это сравнивается с умиранием зерна попавшего в землю (1Кор.15:36). И некому безрассудному слушателю, сомневающемуся в воскресении, объясняется также простая и доступная вещь, почему христиане умирают. Однако отныне тайна преодолевает и это устаревшее утверждение. Так как совершенно не все умрут, ведь сам апостол ещё при жизни ждёт преображение себя для вхождения в Царствие.

Те, кто верит в жизнь вечную без воскресения тела – обличены. Утверждение о неизбежности смерти и полной невозможности этой плоти войти в Царствие – преодолены и опровергнуты. Были заблуждения и неполнота пониманий, теперь их нет.

Перед нами также и развитие понимания смысла второго пришествия. Отныне именно оно необходимо для оживления, именно с ним связано воскресение, а без этого всего «умершие во Христе погибли» (15:18). Тут же и решается вопрос, что будет с теми, кто по времени не успевает умереть. Они вместе с самим апостолом войдут в Царствие пешим ходом в прямом смысле слова. И только неверующие так – не войдут никуда.

Интересно, что пишущий в 5 гл. уже второго послания Коринфянам ещё не вошёл в понимание тайны, он придерживается старых, неверных взглядов. Он вместе с адресатами вздыхает перед ожидаемым им неизбежным – смертью этой "хижины", но он их и ободряет, ведь он с ними. Ведь они сами не есть этой хижиной, но именно только она временна, а они при её разрушении переселятся в «от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2Кор.5:1). Было лишь одно главное пришествие, сделавшее это уже возможным, а далее будет уже пришествие обитателей хижины в новый дом. Останки хижины же останутся здесь, ну а настанет время и вся "мировая хижина" также рассыпается в прах, повторяя судьбу её обитателей. Развеется как дым, через который и явятся вечные, Господь со своими святыми (1Фесс.3:13).

Ну а перед нами пример де-эволюции воззрений о спасении плоти, а также о смысле второго пришествия. Его автор (и его адресаты), по всей видимости знает о вере апостола в скорый конец мира и именно так использует этот момент всем ещё известный, чтобы развить идеи под апостольским авторитетом. Да и не он один это делает и далеко не только с Павлом. Но скоро наступит момент, когда от самих идей скорого конца также будут отказываться и апостол «заговорит» уже новым пастырским языком.
 
 

 
 

Влад Вальберг
 31 августа 2020
vladvalberg@gmail.com

 
 

ВСТУП  -1-  -2-  -3-  -4-  -5-  -6-  -7- 

 
  Далі >>>

_ К реконструкций воззрений о воскресении в посланиях ап. Павла

 
     
 

В рубрику

Рубрики

Головна