|
Сами книги Нового Завета отражают
не только разнообразие мнений, представлений и вероучений, однако и саму
их эволюцию. Развитие и ветвление в учениях были в самом первом столетии
христианской эпохи, однако прямых исторических свидетельств
непосредственно из того периода практически нет, вместе с тем о таких
процессах могут свидетельствовать и сами раннехристианские тексты и
конечно же самого Нового Завета.
Ярким примером является провозглашение воззрения о грядущем преображении
тел для бессмертия автором 1 Послания Коринфянам 15 главы.
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и
мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
(1Кор.15:51,52)
Особенность провозглашения состоит в том, что автор фактически даёт
начало существованию нового взгляда в провозглашении доселе никому
неведомой тайны. При этом открывается момент разделения неких старых,
неполных, а следовательно неверных представлений от представлений новых,
теперь полных, а посему - верных. В них уже говорится о чудесном
мгновенном преображении тел верующих среди которых находится и сам
апостол Павел, параллельно с воскресением умерших и в момент второго
пришествия. Преображённые тела становятся бессмертными - надо полагать
для реализации наследования Царствия Божьего (1Кор.15:50). И именно так
сверхъестественно отныне видится разрешение извечного вопроса смерти.
Его не решило пришествие первое, но решит пришествие второе.
А что же было до этого такого и на смену чему пришло понимание новое?
Сама тайна состоит из двух моментов: «мертвые воскреснут нетленными, а
мы изменимся». Воскресением мёртвых автор перед этим опровергает неких
из уверовавших, кто верит в нечто иное. Он изобличает их, и этот момент
тайной как бы уже и не является, этот момент лишь почему-то не всеми
приемлем. Существующее до тайны само это иное понимание является
неверным и ему противопоставляется воскресение. А к воскресению тел уже
прибавляется мгновенное преображение плоти и крови.
До открытия тайны существует утверждение, что «плоть и кровь не могут
наследовать Царствия Божия», однако новое понимание отныне преодолевает
это утверждение. Да, тленная плоть не может наследовать, но сказал, что
не может нетленная? Отныне нетленная плоть – наследует Царство Божье!
До открытия тайны существует утверждение, что смертное должно неизбежно
умереть. Тут же это сравнивается с умиранием зерна попавшего в землю
(1Кор.15:36). И некому безрассудному слушателю, сомневающемуся в
воскресении, объясняется также простая и доступная вещь, почему
христиане умирают. Однако отныне тайна преодолевает и это устаревшее
утверждение. Так как совершенно не все умрут, ведь сам апостол ещё при
жизни ждёт преображение себя для вхождения в Царствие.
Те, кто верит в жизнь вечную без воскресения тела – обличены.
Утверждение о неизбежности смерти и полной невозможности этой плоти
войти в Царствие – преодолены и опровергнуты. Были заблуждения и
неполнота пониманий, теперь их нет.
Перед нами также и развитие понимания смысла второго пришествия. Отныне
именно оно необходимо для оживления, именно с ним связано воскресение, а
без этого всего «умершие во Христе погибли» (15:18). Тут же и решается
вопрос, что будет с теми, кто по времени не успевает умереть. Они вместе
с самим апостолом войдут в Царствие пешим ходом в прямом смысле слова. И
только неверующие так – не войдут никуда.
Интересно, что пишущий в 5 гл. уже второго послания Коринфянам ещё не
вошёл в понимание тайны, он придерживается старых, неверных взглядов. Он
вместе с адресатами вздыхает перед ожидаемым им неизбежным – смертью
этой "хижины", но он их и ободряет, ведь он с ними. Ведь они сами не
есть этой хижиной, но именно только она временна, а они при её
разрушении переселятся в «от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный,
вечный» (2Кор.5:1). Было лишь одно главное пришествие, сделавшее это уже
возможным, а далее будет уже пришествие обитателей хижины в новый дом.
Останки хижины же останутся здесь, ну а настанет время и вся "мировая
хижина" также рассыпается в прах, повторяя судьбу её обитателей.
Развеется как дым, через который и явятся вечные, Господь со своими
святыми (1Фесс.3:13).
Ну а перед нами пример де-эволюции воззрений о спасении плоти, а также о
смысле второго пришествия. Его автор (и его адресаты), по всей видимости
знает о вере апостола в скорый конец мира и именно так использует этот
момент всем ещё известный, чтобы развить идеи под апостольским
авторитетом. Да и не он один это делает и далеко не только с Павлом. Но
скоро наступит момент, когда от самих идей скорого конца также будут
отказываться и апостол «заговорит» уже новым пастырским языком.
|
|