В данной теме хочется рассмотреть пару моментов из
Ев. Иоанна, которые имеют основания порождать определённые трудности при
совмещении с плоскостью традиционного богословия.
Стихи приводятся согласно Синодального издания и снабжаются
подстрочным переводом
Винокурова, где в качестве оригинала взят текст 3-го издания
греческого Нового Завета Объединенных Библейских Обществ – UBS.
47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы
потому не слушаете, что вы не от Бога.
(Иоан.8:47)
Подстрочный текст:
«Сущий из Бога слова Бога слушает; из-за этого вы не слышите
потому что из Бога не есть вы».

37 Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я
Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о
истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
(Иоан.18:37)
Подстрочный текст:
«Я для этого рождён и для этого пришёл в мир, что бы Я свидетельствовал
Истину, всякий сущий от истины слушает Мой голос»

Интересуемый момент заключается в следующем. Иисус в Евангелия от
Иоанна упоминает некую категорию «сущих от истины». Можно предположить,
что у евангелиста это те, кто пошёл за Христом, тем самым стал
существовать от истины, ибо родился свыше. Однако такому предположению
противоречит тот момент, что «существо от Бога» и «существо от Истины»
свойственно именно до уверования человека во Христа. И здесь логически
раскрывается иная картина у евангелиста, когда за Христом идут именно
те, кто изначально был сущим от Бога, изначально был сущим от Истины.
Сущность эта, в таком случае, является именно предусловием обращения
человека ко Христу.
Объяснение данных моментов может быть следующим. Так, в Ев. Иоанна можно
предположить и выделить специфическую картину мистического откровения,
явления Христа «Своим» в этом мире, к которым Спаситель и приходит. И к
этой картине можно отнести самые разнообразные моменты из Ев. Иоанна.
Так, например, Христос указывает на пастыря, который приходит к Своим
овцам и те идут за Ним.
3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет
своих овец по имени и выводит их.
(Иоан.10:3)
Однако лишь не Его овцы не слушают пастыря. И именно Своим овцам в этом
мире Спаситель приходит дать жизнь вечную. И этих овец даёт Спасителю
непосредственно сам Отец.
26 Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.
27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их
из руки Моей.
29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить
их из руки Отца Моего.
(Иоан.10:26-29)
Этими же Своими Христу были непосредственно и его ученики.
1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от
мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире,
до конца возлюбил их.
(Иоан.13:1)
И эти ученики были Отца ещё до того, как Христос их призвал. Христос
призвал их, потому что они были уже от Отца и Он дал их Спасителю.
6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они
были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
(Иоан.17:6-7)
Непосредственно к этой же мистической картине откровения можно отнести и
эпизод с Нафанаилом. Вне этой картины не ясно, как и что значит «видел
тебя под смоковницей».
47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот
подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в
ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под
смоковницею, Я видел тебя.
49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
(Иоан.1:47-49)
Понимание этого эпизода может быть основано именно на рассматриваемой
картине когда эпизод находит своё объяснение. И здесь не Филипп
призывает Нафанаила, но именно Сын Божий, пришедший в этот мир и ради
Своего Нафанаила, которого и показал Сыну Божьему Сам Отец. Поэтому и
говорит, что видел его ранее, ещё до того как к нему подошёл Филипп.
Следует отметить, что ев. Иоанна не является единственной книгой, где
можно обнаружить эту картину. Так, возможно именно с ней имеет свои
параллели представления об предпознании и предизбрании во Христе.
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа,
благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,
4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были
святы и непорочны пред Ним в любви,
5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по
благоволению воли Своей,
(Еф.1:3-5)
29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть
подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими
братиями.
30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и
оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
(Рим.8:29,30)
Параллели в текстовых
документах истории раннего христианства
Далее представим цитаты из различных текстовых
источников первых веков, в которых обнаруживается предположительно
родственное течение мысли.
1. «Она пришла в Середину,
истина, они узнали ее, все ее отпрыски».
Источник:
Евангелие Истины.
«Иисус сказал: Блаженны единственные и избранные, ибо вы
найдете царствие, ибо вы от него и вы снова туда возвратитесь»;
Источник:
Логии Фомы - 49(54).
2. «Мой[сын …] […] чтобы мы познали себя, – откуда [мы] вышли,
или куда уйдем, или что мы сделаем, чтобы жить.»
Источник: Книга
Аллогена из Кодекса Чакос.
3. «И они оправдывались, говоря: “Этот век (греч. — эон.— Сост.) неверия
и беззакония Сатаны, который через нечистых духов не позволяет, чтобы
истинная сила Божия была постигнута. Посему яви нам свою
справедливость”.
И Христос ответил им: “Мера лет (царства) Сатаны исполнилась. Но грядут
страшные свершения, и (для тех) за кого, грешных, я принял смерть, чтобы
они могли вернуться к Истине и не грешить больше и наследовать
Духу и нетленной славе чистоты в небесах”»
Источник: «Freer
logion»