В синоптических евангелиях есть притча о злых
виноградарях - одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в текстах сразу
трех евангелистов. В ней повествуется о неком хозяине виноградника,
который отдал его в управление людям, а затем, когда пришло время
плодов, поочередно направлял к виноградарям слуг, после чего - сына, но
все посланные были ими убиты:
1. Мф. 21:33-41 - Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин
дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нём
точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же
приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять
свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а
иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с
ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря:
постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу:
это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив
его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин
виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев
сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям,
которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
2. Мк. 12:1-9 - И начал говорить им притчами: некоторый человек
насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню,
и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в своё время к
виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника. Они
же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого
слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И
опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
Имея же ещё одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним,
говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это
наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его,
убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин
виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст
виноградник другим.
3. Лк. 20:9-16 - И начал Он говорить к народу притчу сию: один
человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на
долгое время; и в своё время послал к виноградарям раба, чтобы они дали
ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с
чем. Ещё послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали
ни с чем. И ещё послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда
сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего
возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Но виноградари,
увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем
его, и наследство его будет наше. И, выведя его вон из виноградника,
убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит
виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали:
да не будет!
Большинство толкователей придают следующие значения использованным в
притче образам:
- хозяин дома - Бог
- виноградник - еврейский народ, избранный Богом для сохранения веры;
иудейская церковь, Иерусалим
- ограда - Закон Божий, данный через Моисея, ангелы
- точило (резервуары для получения сока винограда) - жертвенник, на
котором проливалась кровь
- башня - Храм
- виноградари - начальники и учители еврейского народа (первосвященники,
книжники, фарисеи), те к кому была адресована обличительная проповедь
Христа
- отлучение хозяина - долготерпение Божие, время с тех пор, как Господь
вывел евреев из Египта в Землю Обетованную, жизнь иудеев по собственному
произволу
- время плодов - наступило во времена пророков
- слуги и рабы - пророки обличавшие нечестие иудеев, претерпевшие
гонения и смерть от них
- свои плоды - богопознание, духовный прибыток
- сын, наследник - Христос
- вывели вон из виноградника и убили - пророчество Христа о том, что Его
казнят за пределами Иерусалима, а также помимо желания бесхитростного
народа
- пришествие хозяина - когда Бог воззрит на беззаконие совершенное
начальниками; в узком смысле: Второе Пришествие Христа.
Таким образом, в притче о злых виноградарях Иисус Христос обличает
начальников и учителей еврейского народа за то, что они развратились и
не ревнуют об исполнении воли Бога, присвоили Божье себе, избивали
пророков, посланных им для вразумления, а теперь замыслили учинить
расправу и над Сыном Бога.
Несмотря на отсылку ортодоксальных толкователей сей притчи к Исайе Гл.5,
где сказано, что «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи
Иуды - любимое насаждение Его», есть серьезные сомнения в толковании
виноградарей, как первосвященники, книжники и фарисеи, ибо и их всех,
следуя этой логике, надо отнести к плодам – гроздьям и ягодам,
отвергающим Закон. Впрочем, даже если считать за виноградарей
начальников и учителей еврейского народа, то совершенно непонятен их
отказ отдавать владельцу плоды. Ведь даже в Исайе Господь сетует –
«Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие
ягоды?», но ничего нет про то, что кто-либо отказывается давать ему
плоды. Да, не должным образом ухаживали, да, выросли не те плоды, но,
какой смысл не отдавать эти плоды, если и самим виноградарям эти дикие
ягоды не принесут прибыли? И уж совсем непонятна в этом ключе мотивация
виноградарей к изгнанию, избиению и убийству посланников всемогущего
Господа. А особенно наследника владельца виноградника, хотя, какой может
быть в принципе наследник у Бога, который триедин?
Полемизировать подобным образом можно бесконечно. Однако, данная притча
присутствует и в апокрифическом Евангелии от Фомы:
«69. Он сказал: У доброго человека был виноградник; он отдал его
работникам, чтобы они обработали его и чтобы он получил его плод от них.
Он послал своего раба, чтобы работники дали ему плод виноградника. Те
схватили его раба, они избили его, еще немного - и они убили бы его. Раб
пришел, он рассказал своему господину. Его господин сказал: Может быть,
они его не узнали (в оригинале: Может быть, он их не узнал). Он послал
другого раба. Работники побили этого. Тогда хозяин послал своего сына.
Он сказал: Может быть, они постыдятся моего сына. Эти работники, когда
узнали, что он наследник виноградника, схватили его, они убили его. Тот,
кто имеет уши, да слышит! (пер.Трофимовой)
Первое, что бросается в глаза, это отсутствие в логии Евангелия от Фомы
финальных нравоучительных выводов сей драмы, а именно то, что по
возвращении хозяин виноградника предаст злых виноградарей смерти. То
есть, драма превращается в еще более ужасный рассказ о посылании рабов,
слуг и сына за плодами, в котором даже приход хозяина виноградника может
обратиться драмой, ведь нет никакой гарантии в том, что злые виноградари
не убьют и самого хозяина виноградника.
Опираясь на датировку Евангелия от Фомы, как наиболее раннее
произведение по отношению к синоптическим евангелиям и наиболее близкое
к источнику Q, можно достаточно уверенно предположить, что изначально в
притче не было ни ограды, ни точила, ни башни, ни возмездия владельца за
деяния виноградарей.
Еще более интересным становится смысл притчи, если мы обратимся к
современному переводу Евангелия от Фомы, выполненному И.Ю.Мирошниковым
и опубликованному в альманахе Scripta Antiqua – Москва 2012 год.
В комментариях к данной логии мы находим:
Если в тексте рукописи действительно имеется лакуна, то следует
предположить, что те, кто переводил этот текст ранее, шли на поводу
ортодоксальной интерпретации данной притчи и назначили владельца
виноградника добрым человеком. Но, посмотрите, всего одна буква и как
кардинально меняется смысл логии – ростовщик пытается получить свои
деньги, свои материальные блага, и посылает за ними своих слуг, которых
избивают и выгоняют, но, его жадность и алчность так сильна, что он не
обращает внимания на избитых слуг и даже посылает своего сына, чтобы с
его помощью вернуть свои материальные блага, и сына, который должен быть
дорог ростовщику, убивают. Что это, как не алчность застилающая разум? И
переводчик совершенно прав в своем комментарии, в этом контексте данная
логия вполне органично сочетается с предыдущими логиями, обличающие
материальное богатство. Фактически, ростовщик из этой притчи может прямо
ассоциироваться с покупателями и торговцами из притчи про пир в
предыдущей логии, которые не войдут в царствие Отца.
Кроме того, совсем уж сомнительным выглядит в данном контексте
толкование, что владелец виноградника – Бог, особенно с учетом того, что
проповедь Иисуса предполагается в иудейской среде и как к ростовщичеству
относится Ветхий Завет Вт.23:
19 Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо
другого, что можно отдавать в рост;
20 иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы
Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими,
на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею.
Опираясь на вышесказанное, можно с определенной долей уверенности
утверждать, что первоначальный смысл притчи о злых виноградарях
кардинально отличался от ортодоксальной интерпретации и в наиболее
вероятной степени носил контекст, обличающий привязанность к
материальным благам.