Сама Элайн Пагельс проводит параллели поучений и стоящими за ними
практиками гностической традиции со сферой психоанализа. «Немногие
психоаналитики не согласятся с изречением, приписанным Иисусу в
Евангелии от Фомы: «Сказал Иисус: Когда вы обретете это в себе, то, чем
вы обладаете, спасет вас. Если вы не обладаете этим в себе, то, чем вы
не обладаете, умертвит вас». Также она проводит параллель относительно
цели психоанализа, когда человек выводится из-под влияния глубинных
природных несознательных процессов к разумному осмыслению, с тем что
описывают найденные тексты гностической библиотеки. «Гностики
признавали, что следование гнозису вовлекает каждого в индивидуальный,
трудный процесс борьбы с внутренним сопротивлением. Они характеризовали
это сопротивление гнозису как желание спать или быть пьяным – то есть
оставаться в бессознательном состоянии. Так Иисус (в другом месте
говорящий: «Я – знание истины») говорит, что, придя в мир, нашел их всех
пьяными, Я не нашел никого из них жаждущим, и Моя душа опечалилась над
сынами человеческими, ибо они слепы в своем сердце и не видят, что
пришли в мир пустыми. Они ищут вновь уйти из мира пустыми. Но теперь они
пьяны». «Наставник Силуан, Поучения которого были открыты в Наг-Хаммади,
убеждает своих последователей сопротивляться бессознательному: ...
оставь сон, который тяжел для тебя. Выйди из забытья, наполняющего тебя
тьмой… Почему ты следуешь за тьмой, если тебе предоставлен свет?..
Премудрость призывает тебя, и ты любишь глупость… глупый человек…
становится путями похоти всех страстей. Он плавает в похотях жизни и
ушел в глубину… он подобен кораблю, который ветер бросает из стороны в
сторону, и вырвавшемуся коню, у которого нет всадника. Ведь он лишился
всадника… Прежде же… познай свое происхождение, познай себя…». Но
насколько гностический подход может быть соизмерим с подходами
психоаналитики?
Психоаналитика, как уже отмечалось, рассматривает в человеке две стороны
- сознательную и бессознательную. И бессознательная – определяет, что
есть в человеке и что пытается определить его, к чему он почему-то
стремится и от чего он почему-то страдает. Для чисто материалистической
парадигмы бессознательная область человека формируется от момента начала
зачатия, когда зарождающаяся жизнь впитывает уже в себя отпечатки
благоприятных или негативных для неё происходящих вовне процессов, что
далее и отражаются в так называемой бессознательной области. Так
называемая трансперсональная психология утверждает, что бессознательная
область несёт на себя отпечаток и влияния того, что выходит за рамки
момента зачатия и соответственно физического существования и оперирует
уже в нематериалистической парадигме прибегая также и к категориям
религии для описания того, с чем сталкивается. Однако при этом также
успешно демонстрирует терапевтический эффект от выводов на сознательный
уровень информации из тех запредельных областей. И в этом плане подход
христиан гностиков можно сопоставить с подходом трансперсональной
психологии. Ведь они также заявляют о значимости и влиянии глубинных
подсознательных процессов, которые воспринимаются выходящими за рамки
этого материального существования. Когда именно эти процессы побуждают
человека к поиску и при этом лежат вне его текущей сознательной части,
вне этой созданной окружающим миром личности и вне времени начала
физической жизни. Ведь истинный исток в таком случае для них не
принадлежит этому миру.
Как лично представляется мне, то практика трансперсональной психологии
Грофа ориентирована именно на терапевтический эффект от вывода в
сознательную область и открытого переживания там того, что несло
негативное влияние после чего и приходит освобождение. При этом личность
интегрирует в себя полученный опыт и поднимается над всем этим, обретая
целостность. В этом процессе человек проходит через осознанное
переживание вызванных из подсознательных глубин видений травмирующих
образов и ситуаций. Тогда как представляемое текстом Евангелия Фомы
учение Иисуса ориентировано на акцент и выявление и дальнейшее созидание
скрытого и спрятанного света, светильника - истинного образа. Иисус при
этом представлен огнём, зажигающим этот процесс и своеобразным зеркалом,
позволяющим через него увидеть и обрести ученику истинный образ в себе и
далее интегрировать этот опыт в свою личность, восстановив таким образом
целостность. И в этом всём есть и сходство и обнаруживается различие.
Спрятанный в человеке заточённый во мраке реалий этого мира свет, здесь
как отблеск иного бытия, сопровождающий в жизни и судьбе и раскрытие его
с дальнейшей жизненной реализацией есть по сути путь спасения с
возвращением в свой вечный и благой утраченный исток. Примечательно, что
сама каноническая евангельская традиция гармонирует с представлением о
потерянной драгоценности и её возврате и принципиально не несёт в себе
воззрений грехопадения [4].
Сами же десятилетние опыты Грофа приводят к выводам о несение человеком
в бессознательном своеобразного «информационного отпечатка» и даже не из
«линии» его предсуществования, а некой сферы переживаний вообще всего
некогда живущего, когда личность упомянутым способом освобождалась от
тянущегося внутри неё обременяющего негатива. Христианское же
самопознание в таком случае открывало в человеке то, что позволяло
обрести им вечное благое царствие с выходом из этой всей системы вообще.
Однако ничто не мешает считать, что действия пастыря доброго и целителя
душ имели и другие общие моменты, здесь же акцент на том, что можно
попытаться воссоздать на основании древнего источника Евангелия Фомы. И
как отмечается исследователями, оно ориентировано на обретения учеником
внутреннего царства сейчас. Евангелие Фомы даже и противостоит
воззрениям и надеждам, что оно куда-то само придёт, где-то само вдруг
появится и при этом всё само собой прекрасно решится, но провозглашает
его как состояние сознания и по сути в целом внутреннего мира, а далее и
образа мышления и жизни. И будучи не просто психологической практикой,
но религиозным учением здесь ученик переходит таким образом в жизнь, по
сути преодолевая смерть. Поэтому и подобное раскрытие внутреннего мира
была сравнимо с раскрытием тайн вселенной. Ведь что может быть важнее
таким образом встречи с Иисусом, что может быть важнее обретения царства
и возвращения в свой вечный исток, ведь пребывание в этом мире есть
пребыванием на чужбине, а сокровенное ядро внутреннего мира считалось
местом полноты и местом встречи с Богом. Вероятно, поэтому подобные
практики и устремления никогда и не позиционировались некими лечебными
методами широкого потребления, ведь и сами тексты говорят о подобном
лишь как уделе избранных. А сами же эти реконструируемые представления
можно отнести к зафиксированному раннему вероучительному срезу, ещё до
дальнейшего развития вероучения с осмыслением уже произошедшей крёстной
смерти. Но пора вернуться к базовой тематической линии и подвести итоги.
Удивительным образом, но течения и воззрения, которые ныне в
религиоведческих кругах обозначены как гностические или вернее сказать
представляли гностическое христианство первых столетий вероятно имели
пересечения с воззрениями, взглядами и даже практиками современной
психоаналитики. Объектом и того и другого есть внутренний мир человека.
Психоаналитика (многие представители направления) рассматривает человека
в аспектах истинного и ложного Я, описывая первое настоящим, самобытным
и творческим началом, а второе своеобразной защитной структурой,
сформированной под давлением требований окружающего человека мира.
Определённо двоичное разделение можно обнаружить и в раннехристианских
воззрениях. Психология и психоанализ касаются и вопросов процесса
развития сознания и личности в рамках эволюционной модели.
Раннехристианские воззрения также оперируют в сфере становления
личности, только делают это в религиозном ключе знания сути этого мира и
главное - открытия истиной личности, обретения царства и состояния
жизни, решая таким образом базовый вопрос конечности бытия и обретения
бессмертия в открытом спасительном внутреннем состоянии жизни и такой
подход относят непосредственно своему основателю. И такой подход никак
не зависит от того, какую картину возникновения человечества рисует
научный мир, в отличие от ныне ортодоксального воззрения, для которого
научная картина становится недопустимой. А в ракурсе библеистики сами
эти представления гностического христианства имеют массу отображений в
самом новозаветном библейском корпусе, напоминая о той интересной
развилке, которая некогда в истории становления христианства и
произошла.
1. Движущая сила «библейской зоологии».
2. Элайн ПАГЕЛЬС. ГНОСТИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ.
3. «Cущие от Истины в Ев. Иоанна».
4. «Звучала ли история грехопадения в евангельской проповеди Xриста?»