-УКР-     -РУ-  

© Сайт "Християнский Духовний Навігатор"
Джерело:
 link завантаження публікаціі
Для друку: PDF версія
 
     
 

О НЕАНДЕРТАЛЬСКОМ КОВАРСТВЕ И
САМОПОЗНАНИИ В РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ
(Часть IV)

 
 

 
 

Сама Элайн Пагельс проводит параллели поучений и стоящими за ними практиками гностической традиции со сферой психоанализа. «Немногие психоаналитики не согласятся с изречением, приписанным Иисусу в Евангелии от Фомы: «Сказал Иисус: Когда вы обретете это в себе, то, чем вы обладаете, спасет вас. Если вы не обладаете этим в себе, то, чем вы не обладаете, умертвит вас». Также она проводит параллель относительно цели психоанализа, когда человек выводится из-под влияния глубинных природных несознательных процессов к разумному осмыслению, с тем что описывают найденные тексты гностической библиотеки. «Гностики признавали, что следование гнозису вовлекает каждого в индивидуальный, трудный процесс борьбы с внутренним сопротивлением. Они характеризовали это сопротивление гнозису как желание спать или быть пьяным – то есть оставаться в бессознательном состоянии. Так Иисус (в другом месте говорящий: «Я – знание истины») говорит, что, придя в мир, нашел их всех пьяными, Я не нашел никого из них жаждущим, и Моя душа опечалилась над сынами человеческими, ибо они слепы в своем сердце и не видят, что пришли в мир пустыми. Они ищут вновь уйти из мира пустыми. Но теперь они пьяны». «Наставник Силуан, Поучения которого были открыты в Наг-Хаммади, убеждает своих последователей сопротивляться бессознательному: ... оставь сон, который тяжел для тебя. Выйди из забытья, наполняющего тебя тьмой… Почему ты следуешь за тьмой, если тебе предоставлен свет?.. Премудрость призывает тебя, и ты любишь глупость… глупый человек… становится путями похоти всех страстей. Он плавает в похотях жизни и ушел в глубину… он подобен кораблю, который ветер бросает из стороны в сторону, и вырвавшемуся коню, у которого нет всадника. Ведь он лишился всадника… Прежде же… познай свое происхождение, познай себя…». Но насколько гностический подход может быть соизмерим с подходами психоаналитики?

Психоаналитика, как уже отмечалось, рассматривает в человеке две стороны - сознательную и бессознательную. И бессознательная – определяет, что есть в человеке и что пытается определить его, к чему он почему-то стремится и от чего он почему-то страдает. Для чисто материалистической парадигмы бессознательная область человека формируется от момента начала зачатия, когда зарождающаяся жизнь впитывает уже в себя отпечатки благоприятных или негативных для неё происходящих вовне процессов, что далее и отражаются в так называемой бессознательной области. Так называемая трансперсональная психология утверждает, что бессознательная область несёт на себя отпечаток и влияния того, что выходит за рамки момента зачатия и соответственно физического существования и оперирует уже в нематериалистической парадигме прибегая также и к категориям религии для описания того, с чем сталкивается. Однако при этом также успешно демонстрирует терапевтический эффект от выводов на сознательный уровень информации из тех запредельных областей. И в этом плане подход христиан гностиков можно сопоставить с подходом трансперсональной психологии. Ведь они также заявляют о значимости и влиянии глубинных подсознательных процессов, которые воспринимаются выходящими за рамки этого материального существования. Когда именно эти процессы побуждают человека к поиску и при этом лежат вне его текущей сознательной части, вне этой созданной окружающим миром личности и вне времени начала физической жизни. Ведь истинный исток в таком случае для них не принадлежит этому миру.

Как лично представляется мне, то практика трансперсональной психологии Грофа ориентирована именно на терапевтический эффект от вывода в сознательную область и открытого переживания там того, что несло негативное влияние после чего и приходит освобождение. При этом личность интегрирует в себя полученный опыт и поднимается над всем этим, обретая целостность. В этом процессе человек проходит через осознанное переживание вызванных из подсознательных глубин видений травмирующих образов и ситуаций. Тогда как представляемое текстом Евангелия Фомы учение Иисуса ориентировано на акцент и выявление и дальнейшее созидание скрытого и спрятанного света, светильника - истинного образа. Иисус при этом представлен огнём, зажигающим этот процесс и своеобразным зеркалом, позволяющим через него увидеть и обрести ученику истинный образ в себе и далее интегрировать этот опыт в свою личность, восстановив таким образом целостность. И в этом всём есть и сходство и обнаруживается различие. Спрятанный в человеке заточённый во мраке реалий этого мира свет, здесь как отблеск иного бытия, сопровождающий в жизни и судьбе и раскрытие его с дальнейшей жизненной реализацией есть по сути путь спасения с возвращением в свой вечный и благой утраченный исток. Примечательно, что сама каноническая евангельская традиция гармонирует с представлением о потерянной драгоценности и её возврате и принципиально не несёт в себе воззрений грехопадения [4].

Сами же десятилетние опыты Грофа приводят к выводам о несение человеком в бессознательном своеобразного «информационного отпечатка» и даже не из «линии» его предсуществования, а некой сферы переживаний вообще всего некогда живущего, когда личность упомянутым способом освобождалась от тянущегося внутри неё обременяющего негатива. Христианское же самопознание в таком случае открывало в человеке то, что позволяло обрести им вечное благое царствие с выходом из этой всей системы вообще. Однако ничто не мешает считать, что действия пастыря доброго и целителя душ имели и другие общие моменты, здесь же акцент на том, что можно попытаться воссоздать на основании древнего источника Евангелия Фомы. И как отмечается исследователями, оно ориентировано на обретения учеником внутреннего царства сейчас. Евангелие Фомы даже и противостоит воззрениям и надеждам, что оно куда-то само придёт, где-то само вдруг появится и при этом всё само собой прекрасно решится, но провозглашает его как состояние сознания и по сути в целом внутреннего мира, а далее и образа мышления и жизни. И будучи не просто психологической практикой, но религиозным учением здесь ученик переходит таким образом в жизнь, по сути преодолевая смерть. Поэтому и подобное раскрытие внутреннего мира была сравнимо с раскрытием тайн вселенной. Ведь что может быть важнее таким образом встречи с Иисусом, что может быть важнее обретения царства и возвращения в свой вечный исток, ведь пребывание в этом мире есть пребыванием на чужбине, а сокровенное ядро внутреннего мира считалось местом полноты и местом встречи с Богом. Вероятно, поэтому подобные практики и устремления никогда и не позиционировались некими лечебными методами широкого потребления, ведь и сами тексты говорят о подобном лишь как уделе избранных. А сами же эти реконструируемые представления можно отнести к зафиксированному раннему вероучительному срезу, ещё до дальнейшего развития вероучения с осмыслением уже произошедшей крёстной смерти. Но пора вернуться к базовой тематической линии и подвести итоги.

Удивительным образом, но течения и воззрения, которые ныне в религиоведческих кругах обозначены как гностические или вернее сказать представляли гностическое христианство первых столетий вероятно имели пересечения с воззрениями, взглядами и даже практиками современной психоаналитики. Объектом и того и другого есть внутренний мир человека. Психоаналитика (многие представители направления) рассматривает человека в аспектах истинного и ложного Я, описывая первое настоящим, самобытным и творческим началом, а второе своеобразной защитной структурой, сформированной под давлением требований окружающего человека мира. Определённо двоичное разделение можно обнаружить и в раннехристианских воззрениях. Психология и психоанализ касаются и вопросов процесса развития сознания и личности в рамках эволюционной модели. Раннехристианские воззрения также оперируют в сфере становления личности, только делают это в религиозном ключе знания сути этого мира и главное - открытия истиной личности, обретения царства и состояния жизни, решая таким образом базовый вопрос конечности бытия и обретения бессмертия в открытом спасительном внутреннем состоянии жизни и такой подход относят непосредственно своему основателю. И такой подход никак не зависит от того, какую картину возникновения человечества рисует научный мир, в отличие от ныне ортодоксального воззрения, для которого научная картина становится недопустимой. А в ракурсе библеистики сами эти представления гностического христианства имеют массу отображений в самом новозаветном библейском корпусе, напоминая о той интересной развилке, которая некогда в истории становления христианства и произошла.
 


1. Движущая сила «библейской зоологии».
2. Элайн ПАГЕЛЬС. ГНОСТИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ.
3. «Cущие от Истины в Ев. Иоанна».
4. «Звучала ли история грехопадения в евангельской проповеди Xриста?»

 

 
 

(c) Влад Вальберг
 сентябрь 2022
vladvalberg@gmail.com

 
 
ВСТУП    -1-    -2-    -3-    -4-   
 
   
     
 
В рубрику