Исходя из самого известного ныне нам и общепринятого
христианского первоисточника, наименование которого здесь можно даже и
не озвучивать, существовали совершенно иные моменты религиозного
восприятия. При этом наш мир подчинён почему-то вдруг не Богу, а неким
«Началам и Властям» (заглавная буква обозначает применение терминов).
Наименование их не персонифицировано, но можно однозначно сказать, что
они здесь главные, «рулят» и правят, а также мир этот смертный от них
как бы даже и появился, ведь он имеет своё начало и оно связано каким-то
образом именно с ними. Наш мир от начала не был никаким совершенным. Тот
же самый первый человек был библейским языком - «из глины» и никаким
совершенным быть принципиально не мог. И смерть здесь самая обыденная
реальность, которая существовала всегда. И ей для своего появления ни
нужно никакое грехопадение. А чтобы смерть не поглотила всех, то
безукоризненно действует механизм размножения. И так всё было устроено и
существовало всегда. Однако есть иное. Существованию человечества здесь
даётся характеристика как бытия душевного, и противопоставляется это
всему совершенно иному бытию духовному. Спаситель и есть носитель
открыватель иного бытия. И именно оно является совершенным и в нём не
было и не может быть смерти. Сами «Начала и Власти» и казнили носителя
духовного, который пришёл в мир их рабов чтобы принести освобождение. И
всё это осталось надёжно написано пером в самом первоисточнике.
Исторически же известно, что на подобных вероучительных моментах на заре
христианской веры строилось учение во многих общинах, которые абсолютно
естественно позиционировали себя христианскими. И они ничего не знали ни
о неандертальцах, динозаврах, ДНК и совершенно не пытались построить
никакой фантастической библейской зоологии. А если бы и узнали, то
сказали, бы что всё интересно сходится, а наука как бы даже в будущем
ещё и подтвердила их верования. И как бы восприняли теологическую
эволюцию? А восприняли бы скорее одобрительно, как само собой
разумеющееся, только бы назвали вещи своими именами и связали бы историю
древних людей с лабораторией этих самых «Начал и Властей» и ещё бы
оценили подобные эксперименты преступлениями «генных инженеров». Ведь
именно для обитателей лаборатории вдруг пришло спасение, а её хозяева
очень и очень против чтобы их увлечениям вдруг пришёл нежданный
негаданный конец.
Для научной картины такой подход возникновения мира - всего лишь
религиозная интерпретация, ну а для самой религиозной картины - пример
откровения и гнозиса, открывающего наиважнейший угол зрения для
понимания и осмысления. И исторически христианская история прошла
своеобразную развилку, когда подобные взгляды были обозначены
гностическими ересями, мир этот был обозначен изначально божественным и
кто мог вообще знать, что могилу древнего человека однажды отроют и
неандерталец так коварно оттуда запустит свой булыжник, казалось бы, в
такое незыблемое наиважнейшее вероучительное построение. На заре
возникновения религии в бой шли апологеты ересиологи, далее картельные
меры инквизиций, ныне же апологеты воюют против картин мироздания
картинами библейских зоологий. Но оставим эту войну и пойдём далее, в
интересное переплетение современности, туда где те древние гностические
ереси неожиданно соединились с современными изысканиями в области
изучения человеческого сознания и психики.
Естественно, что научный подход в изучении вопроса появления разумной
жизни и сознания не приемлет существования влияния на эту жизнь
каких-либо сверхъестественных сил. Для картин эволюции внешние силы
обязательно должны присутствовать, но они вполне материальны, как
солнечная энергия или в принципе энергии различных излучений, как
питатель роста и причина генетических сбоев. Научные картины не могут
исследовать то, что принципиально выходит за рамки материального, будь
то вопросы посмертного бытия или существования иного нематериального
разума. Но к этой сфере прибегает и ей оперирует уже религия. В нашем же
публикации мы акцентируем на том, что вдруг оказалось общим для двух
сторон: религиозной и научной, общим местом пересечения научных
изысканий и христианских гностических воззрений в области человеческой
психики, явления сознания и его возникновения. Интересные выводы в этом
направлении были озвучены и после изучения открытых раннехристианских
текстов библиотеки Наг-Хаммади.
Некогда возникший Карл Густав Юнг интерпретировал Валентинов миф рассматривал человеческую психику на
примере айсберга, с небольшой видимой стороной, и скрытой глубинной, но
держащей на себе видимую часть. Интерес представляла именно та невидимая
глубинная часть, которая была описана бессознательным, и далее
расширялась до представлений о бессознательном индивидуальном и
коллективном, и на этом описание не заканчивалось. Исследовательница же
древних христианских гностических текстов и традиций Элайн Пагельс
отмечает интересные примеры пересечений гностических картин и
психоанализа. «Психоаналитик Карл Густав Юнг интерпретировал Валентинов
миф о сотворении как описание психологических процессов. Валентин
рассказывает, как все вещи появляются из «глубины», «бездны» – в
терминах психоанализа, из бессознательного. Из этой «глубины» возникают
Разум и Истина, а от них, в свою очередь, Слово (Логос) и Жизнь, и
именно Слово привело человечество к существованию. Юнг читал это как
мифологический рассказ о возникновении человеческого сознания». [2] Сам
Юнг в своей исследовательской и практичной работе черпал вдохновение из
тех древних религиозных представлений. Его предшественник по изысканиям
психоаналитик Фрейд предложил терапевтическую методику, когда терапевт
помогает пациенту его негативные процессы по сути таинственной для него
и закрытой для понимания области бессознательного вывести в осознаваемую
область разума, достигая этим лечебного эффекта. Далее это было взято на
вооружение психологией и, например, обширно и специфически развито в
представлениях и практиках по сути лечебной терапии трансперсональной
психологии доктором Станиславом Грофом.
На примере же воззрений Фрейда Элайн Пагельс проводит параллели со
указанием жизни во «свете разума» христианской гностической традиции.
Вместе с тем она отмечает и то, что психотерапевты в отличие от гностика
«не считают свою попытку раскрыть то, что внутри психики, эквивалентной
раскрытию тайн вселенной. Но многие гностики, подобно многим художникам,
искали внутреннего самопознания как ключа к пониманию универсальной
истины – «кто мы, откуда мы пришли, куда идем». «Согласно Книге Фомы, не
познавший себя не познал ничего, познавший же себя самого уже получил
также знание о глубине всего» [2]. И это естественно, так как гностик не
разрабатывал медицинские практики широкого потребления, но был
ориентировано как религиозный ученик на нечто иное. Но что могло стоять
за всем этим и что было отправной точкой и послужило толчком к такому
специфическому религиозному самопознанию?