|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом была предпринята
попытка реконструкции представления об открытии, восхождении и
воссоединении образа со своим истинным истоком - первообразом в качестве
представления и понимания спасения. При этом представлено, что основы
такого представления отображены в имеющихся текстовых первоисточниках
первых столетий. Предложено, что сопутствующее этому представление о
восхождении духа и может быть представлено отображением самого этого
процесса. Сам же этот процесс включает первоначальное разделение -
разотождествление личности с её ложным представлением, последующее
устремление к истинному предвечному первообразу, открываемому в самом
Спасителе, и окончание устремления в соединении брачного чертога. Сама
картина является мистическим процессом восстановления некогда утраченной
целостности, как личной, так и общей разрушенной некогда полноты. Когда
это воссоединение и требовало смыслового описания именно в примере
брачного чертога.
Анализ новозаветных книг приводит к выводам, что элементы картины
некоего ангела - истинного образа могут быть выявлены на уровне самих
его текстов, иметь место в проповеди Христа и быть элементом учения
общин первого столетия. История фиксирует дальнейшее осмысление и
развитие последующих учений. В дальнейшем же при зарождении и
становлении ортодоксального христианства такое представление было
утеряно, однако продолжило своё развитие в общинах вне границ
зарождающейся ортодоксальной сферы. Но такой важный элемент картины
спасения как брачный чертог, уже даже и осмысливаемый, как спасительный
брачный пир – надёжно отобразился в самих канонических евангельских
текстах. Однако при этом в нём фактически было утрачено само смысловое
наполнение, которое бы поясняло использования самого этого образа.
Большая же часть новозаветного содержания принадлежит посланиям ап.
Павла, который развивал уже несколько иное видение и понимание, что в
общем и было естественным и нормальным для нового тогда движения
явлением.
Что касается ересиологической критики второго и последующих столетий, то
она хоть и несёт множество ценной информации, но представлена в стиле
сатиры и издёвки над безумием еретиков и их дикими взглядами. И
необходимо приложить немало усилий, чтобы понять, что на самом деле за
всем этим стоит. Второе же и третье столетие при этом, демонстрируют
широкое развитие самих этих представлений, особенно когда движение не
имело никаких догматических ограничений и имело в себе механизм
свободного развития вероучения. Во втором веке развиваются масштабные
космогонические представления, что описывают появление этого
несовершенного мира, существование и взаимодействие глобальных
космических сил. Все подобные идеи были осуждены и высмеяны ересиологами,
тогда как сами учителя христианских гностических общин и стремились
указать на происхождение этих воззрений из самих первооснов - в том
числе и текстов, ставшими далее каноническими. И конечно же для
свидетелей, находящихся на концах этих идейных ветвей и возникает
проблема понимания общих точек соприкосновения. Однако проблема эта
возникает если не иметь понимания происхождения основы, которая была и
восходила к тому, кто и зажёг людей этими поисками миро-, бого- и
самопознаний с устремлением в истинный отчий дом. |
|