© Сайт "Християнский Духовний Навігатор"
Джерело:
 link завантаження публікації
Для друку: PDF версія

 
     
 

ЗАГАДКА БРАЧНОГО ЧЕРТОГА

представление о посмертном восхождение духа в христианской гностической традиции, мытарства, семь небес зла
 

 
 

Мытарства, восхождение духа, возникновение учения о мытарствах

 

 
 

Часть 5

Само воззрение о посмертном восхождении отмечено как в описаниях ересиологов, так и в самих ранних известных нам письменных источниках датируемых вторым столетием, когда оно виделось финальной стадией пути спасения перед единением брачного чертога. Когда разотождествление с ложным ветхим человеком и устремление к истинному образу, что было заявлено и подтверждено в жизни, также отобразится и по окончанию её. При этом восходящая душа преодолевает обман и ложь духовных космических сил с помощью обретённого знания и понимания уловок обмана этих сил. Будет естественно и предложить, что имея некую первоначальную форму такие воззрения со временем могли претерпевать изменения и отображаться уже в самых различных вариациях. По сути с течением времени это воззрение в виде учения о мытарствах после X века вошло в само православное вероучение, только уже со свойственными ему особенностями вероисповедания и своим уже списком грехов.

Примечательно, что заупокойная практика православной церкви и отобразила пласт по сути гностического учения и ритуала, не имея при этом своего общепринятого чёткого и авторитетного свидетельства. Так, в каноне, что читается за умирающего, содержится просьба к Богородице помочь при выходе души из тела преодолеть «воздушного князя». В самом этом князе, можно и увидеть «врага» из видения Антония Великого, в котором некий безобразный великан высотою до облаков строил преграды окрылённым душам [8]. Не покорившиеся - могли улетать от него, и на них он скрежетал зубами, другие же падали вниз, принося ему этим радость. Такая картина по сути была родственной гностическим учениям. Так согласно свидетельства Епифания: «Душа, исходя отсюда, проходит чрез этих князей и не может пройти, если не будет сколько-нибудь в полноте ведения. А князь, обладающий сим миром, змеевиден; он поглощает души, не причастные гносиса, и хвостом опять возвращает в мир». Согласно свидетельств ересиологов и письменных источников – функция суда лежала именно на князе этого мира, и в некоторых учениях первых столетий этот князь отдавал подвластную ему душу своим силам для повторного возвращения в тело [8].

Рассматриваемое представление о самом посмертном восхождении могло естественно быть обоснованным и обосновывалось самим евангельским текстом, с его предостережением о необходимости освобождения от соперника (Лук.12:57-59; Матф.5:25,26), что ведёт к начальству и что печально заканчивается пленением - тюремным заключением, где заключённого в независимости от степени вины раздевают по максимуму. Когда выходит он оттуда с полной потерей всего того чем некогда обладал и что у него можно отобрать. И здесь за известным жизненным примером естественно должно находится описание неких иных реалий. Так или иначе в рамках богословия «Sola Scriptura» такое описание является вообще чуждым элементом. И конечно же экзегеты общин первых столетий и использовали в основании развиваемых воззрений именно этот евангельский момент с «соперником», «начальством», «судьей» и «истязателем».

В этом плане также интересны некоторые логии того же Евангелия Фомы с известной тематикой обнажения. Так там, например, ученики сравниваются с детьми, что играют на чужом поле, когда однажды хозяева востребуют вернуть принадлежащие им, после чего дети (последователи Иисуса) обнажаются, отдавая хозяевам этого поля то, что и принадлежит хозяевам и это согласно речения - непременно произойдёт.
24. Мария сказала Иисусу: На кого похожи твои ученики? Он сказал: Они похожи на детей малых, которые расположились на поле, им не принадлежащем. Когда придут хозяева поля, они скажут: Оставьте нам наше поле. Они обнажаются перед ними, чтобы оставить это им и дать им их поле.

При этом отсутствие привязанности и личная готовность к такому неизбежному обнажению и есть признаком достойности увидеть «сына того, кто жив».

42. Ученики его сказали: В какой день ты явишься нам и в какой день мы увидим тебя? Иисус сказал: Когда вы обнажитесь и не застыдитесь и возьмете ваши одежды, положите их у ваших ног, подобно малым детям, растопчете их, тогда (вы увидите) сына того, кто жив, и вы не будете бояться.

Сама тематика обнажения по сути и связана с посмертным разделением духа и тела или даже духовного от душевного, а данные логии прекрасно сочетались с развиваемыми далее представлениями о том, как силы этого мира забирали назад в человеке своё. Примечательно, что в аспекте этого воззрения будет иметь совершенно и иной смыл евангельское поучение об отдаче своих одежд тем, кто захочет вдруг их забрать, отражённой в той же нагорной проповеди. В этой связи интересен также и своеобразный отголосок идеи евангельской притчи о лукавом рабе, который сознательно не пускал в рост чужое богатство и ничего из него не имел, но отдал его в завёрнутом платке как одежде - его хозяину: «вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок» (Лук.19:20).

Предполагал ли, например, какое-либо восхождение Павел? Говоря же о его вероучении, что мы можем оценить в посланиях, то наряду с его видением предвечных братьев или духовных ипостасей на небесах, он строит рассуждение о посмертной огненной проверке основания жизни и дела каждого (1Кор.3:11-15), и видит в этом финальный момент спасения. Возможно это всего лишь косвенная связь с темой, но в ней он убеждён в главенствующей силе спасения Христа, когда хоть «дело сгорит» и «тот потерпит урон», однако человек «сам спасется, но так, как бы из огня».

Из ранних документов, что датируются вторым столетием, тематика восхождения принадлежит тексту «Евангелия от Марии». Текст документа повреждён, а имеющиеся отрывки раскрывают речь Марии о восходящей душе через семь враждебных ей Сил со зловещими именами – характеристиками, что и ищут свою природу в той душе, что восходит. Сохранившийся тематический фрагмент передаёт диалоги восходящей души со злыми силами небес, которые выдвигают претензии ей о принадлежности к их сфере владычества. Но восходящая душа могла видеть эти власти и производимые ими действия, и она была способна отвечать этим силам.

И она отвечает тем, что те в ней не имеют ничего.
И она сама не есть тем, что они определяют и навязывают для неё.
И спор души с властями видится ей событием самой её внутренней жизни, с оканчивающимся в ней самой вожделением, незнанием и забвением. И она оставляет эти силы ни с чем [9].

Примечательно, что в этом исследовании [9] актуальным озвучивается вопрос, что отражает Евангелие Марии в истории восхождения духа с противостоянием духовным силам? Оно отражает посмертное явление или же процесс спасения, что происходит в самой духовной жизни ученика?

Как отмечается исследователями, такое описанное в «Евангелии от Марии» восхождение предположительно могло иметь связь с другим описанием группы источников, в котором сам Иисус с учениками поднимаются на гору Фавор, традиционно считаемую местом Преображения, и Спаситель - человек иного рода там претерпевает искушение, возносит молитву с просьбой о помощи и получает ответ и понимание этих Сил, что стоят на пути восхождения. Далее Он и передаёт Марии то, как ученик с помощью духовной дисциплины может освободиться от власти этих Сил и победить их [10].
И в таком ключе, финальная стадия восхождения и есть по сути результатом того, как такое восхождение и было утверждено в самой жизни и является его отражением в новой реальности за последней гранью.

Говоря далее об отношении и готовности к такому посмертному восхождению можно выделить две стороны подхода. Первая сторона предполагает, что такое восхождение возможно только благодаря силе Свыше. Поэтому здесь вероятно и практиковалось специальное крещение с помазание елеем как обряд принятия этой силы. Также разнообразные гностические тексты говорят о неком одеянии «света», в которое и облекается душа после смерти. И благодаря этим одеяниям душа становится невидима владыкам космоса и способна поэтому сквозь них пройти. При этом сама эта одежда света и есть зеркалом, отражением истинного образа человека, когда и спасение свершается благодаря произошедшему его открытию [10]. Возможно поэтому представитель самой школы Валентина и отметил, что «те, кто облекся совершенным светом, их не видят силы и не могут схватить их. Но облекутся светом в тайне, в соединении» (Евангелие от Филиппа, 77), когда это облачение и делает возможным восхождение к единению брачного чертога.

Вторая сторона предполагала же дополнительную подготовку к такому восхождению. Ведь естественно ожидать, что если предполагается ещё некое дополнительное наиважнейшее восхождение, то будет и естественный запрос на то, как лучше подготовиться к нему. А исходя из существования такого запроса и опыта визионерства, который естественно имел своё место и важный вес в формировании взглядов тех общин становится и вполне реальным возникновение новых «методов и инструментов» восхождения. Поэтому можно предположить, что на каком-то этапе возникали притом в разных течениях молитвы, системы знаков и паролей для осуществления восхождения, что и отмечено в письменных источниках с описанием такого восхождения через небеса зла [11]. Возникли ли со временем подобные секретные пароли в среде, например, самих последователей общин Валентина? Возможно, что и так. Хотя для пронырливых борцов с ересями, которые выпытывали и выпрашивали, во что верят еретики, всё-таки имелся прекрасный пример, как и что ответить, чтобы по примеру мудрых дев отправить неразумных в поход на ночной базар за покупкой масла, чтобы не приставали со своими вопросами. Однако в таком случае результат таких «похождений» в виде последующих созданных ересиологических описаний и становится также базой для научной реконструкции самих тех учений.

Подведём итоги.


[8] Андрей Васильев. Видение Антония Великого

[9] «Евангелие от Марии». Предисловие М.К. Трофимовой

[10] Марк М. Мэттисон. Чья душа, совершает восхождение в Евангелии от Марии? Новые подсказки из Книги Аллогена. Перевод: Андрей Васильев.

[11] Андрей Васильев. Успение Богородицы и гностическая «Книга мертвых»

 
 

 

 
 

ВСТУП  -1-  -2-  -3-  -4-  -5-  -6-  -7- 

 
  Далі >>>

 
     
 

В рубрику

Рубрики

Головна