|
Часть 5
Само воззрение о посмертном восхождении отмечено как в
описаниях ересиологов, так и в самих ранних известных нам письменных
источниках датируемых вторым столетием, когда оно виделось финальной
стадией пути спасения перед единением брачного чертога. Когда
разотождествление с ложным ветхим человеком и устремление к истинному
образу, что было заявлено и подтверждено в жизни, также отобразится и по
окончанию её. При этом восходящая душа преодолевает обман и ложь духовных космических сил с помощью обретённого знания и понимания уловок обмана этих сил. Будет естественно и предложить, что имея некую
первоначальную форму такие воззрения со временем могли претерпевать
изменения и отображаться уже в самых различных вариациях. По сути с
течением времени это воззрение в виде учения о мытарствах после X века
вошло в само православное вероучение, только уже со свойственными ему
особенностями вероисповедания и своим уже списком грехов.
Примечательно, что заупокойная практика православной церкви и отобразила
пласт по сути гностического учения и ритуала, не имея при этом своего
общепринятого чёткого и авторитетного свидетельства. Так, в каноне, что
читается за умирающего, содержится просьба к Богородице помочь при
выходе души из тела преодолеть «воздушного князя». В самом этом князе,
можно и увидеть «врага» из видения Антония Великого, в котором некий
безобразный великан высотою до облаков строил преграды окрылённым душам
[8]. Не покорившиеся - могли улетать от него, и на них он скрежетал
зубами, другие же падали вниз, принося ему этим радость. Такая картина
по сути была родственной гностическим учениям. Так согласно
свидетельства Епифания: «Душа, исходя отсюда, проходит чрез этих князей
и не может пройти, если не будет сколько-нибудь в полноте ведения. А
князь, обладающий сим миром, змеевиден; он поглощает души, не причастные
гносиса, и хвостом опять возвращает в мир». Согласно свидетельств
ересиологов и письменных источников – функция суда лежала именно на
князе этого мира, и в некоторых учениях первых столетий этот князь
отдавал подвластную ему душу своим силам для повторного возвращения в
тело [8].
Рассматриваемое представление о самом посмертном восхождении могло
естественно быть обоснованным и обосновывалось самим евангельским
текстом, с его предостережением о необходимости освобождения от
соперника (Лук.12:57-59; Матф.5:25,26), что ведёт к начальству и что
печально заканчивается пленением - тюремным заключением, где
заключённого в независимости от степени вины раздевают по максимуму.
Когда выходит он оттуда с полной потерей всего того чем некогда обладал
и что у него можно отобрать. И здесь за известным жизненным примером
естественно должно находится описание неких иных реалий. Так или иначе в
рамках богословия «Sola Scriptura» такое описание является вообще чуждым
элементом. И конечно же экзегеты общин первых столетий и использовали в
основании развиваемых воззрений именно этот евангельский момент с
«соперником», «начальством», «судьей» и «истязателем».
В этом плане также интересны некоторые логии того же Евангелия Фомы с
известной тематикой обнажения. Так там, например, ученики сравниваются с
детьми, что играют на чужом поле, когда однажды хозяева востребуют
вернуть принадлежащие им, после чего дети (последователи Иисуса)
обнажаются, отдавая хозяевам этого поля то, что и принадлежит хозяевам и
это согласно речения - непременно произойдёт.
24. Мария сказала Иисусу: На кого похожи твои ученики? Он сказал: Они
похожи на детей малых, которые расположились на поле, им не
принадлежащем. Когда придут хозяева поля, они скажут: Оставьте нам наше
поле. Они обнажаются перед ними, чтобы оставить это им и дать им их
поле.
При этом отсутствие привязанности и личная готовность к такому
неизбежному обнажению и есть признаком достойности увидеть «сына того,
кто жив».
42. Ученики его сказали: В какой день ты явишься нам и в какой день
мы увидим тебя? Иисус сказал: Когда вы обнажитесь и не застыдитесь и
возьмете ваши одежды, положите их у ваших ног, подобно малым детям,
растопчете их, тогда (вы увидите) сына того, кто жив, и вы не будете
бояться.
Сама тематика обнажения по сути и связана с посмертным разделением духа
и тела или даже духовного от душевного, а данные логии прекрасно
сочетались с развиваемыми далее представлениями о том, как силы этого
мира забирали назад в человеке своё. Примечательно, что в аспекте этого
воззрения будет иметь совершенно и иной смыл евангельское поучение об
отдаче своих одежд тем, кто захочет вдруг их забрать, отражённой в той
же нагорной проповеди. В этой связи интересен также и своеобразный
отголосок идеи евангельской притчи о лукавом рабе, который сознательно
не пускал в рост чужое богатство и ничего из него не имел, но отдал его
в завёрнутом платке как одежде - его хозяину: «вот твоя мина, которую
я хранил, завернув в платок» (Лук.19:20).
Предполагал ли, например, какое-либо восхождение Павел? Говоря же о его
вероучении, что мы можем оценить в посланиях, то наряду с его видением
предвечных братьев или духовных ипостасей на небесах, он строит
рассуждение о посмертной огненной проверке основания жизни и дела
каждого (1Кор.3:11-15), и видит в этом финальный момент спасения.
Возможно это всего лишь косвенная связь с темой, но в ней он убеждён в
главенствующей силе спасения Христа, когда хоть «дело сгорит» и «тот
потерпит урон», однако человек «сам спасется, но так, как бы из
огня».
Из ранних документов, что датируются вторым столетием, тематика
восхождения принадлежит тексту «Евангелия от Марии». Текст документа
повреждён, а имеющиеся отрывки раскрывают речь Марии о восходящей душе
через семь враждебных ей Сил со зловещими именами – характеристиками, что
и ищут свою природу в той душе, что восходит. Сохранившийся тематический
фрагмент передаёт диалоги восходящей души со злыми силами небес, которые
выдвигают претензии ей о принадлежности к их сфере владычества. Но
восходящая душа могла видеть эти власти и производимые ими действия, и
она была способна отвечать этим силам.
И она отвечает тем, что те в ней не имеют ничего.
И она сама не есть тем, что они определяют и навязывают для неё.
И спор души с властями видится ей событием самой её внутренней жизни, с
оканчивающимся в ней самой вожделением, незнанием и забвением. И она
оставляет эти силы ни с чем [9].
Примечательно, что в этом исследовании [9] актуальным озвучивается вопрос,
что отражает Евангелие Марии в истории восхождения духа с противостоянием духовным силам?
Оно отражает посмертное явление или же процесс спасения, что происходит в самой духовной жизни ученика?
Как отмечается исследователями, такое описанное в «Евангелии от Марии»
восхождение предположительно могло иметь связь с другим описанием группы
источников, в котором сам Иисус с учениками поднимаются на гору Фавор,
традиционно считаемую местом Преображения, и Спаситель - человек иного
рода там претерпевает искушение, возносит молитву с просьбой о помощи и
получает ответ и понимание этих Сил, что стоят на пути восхождения.
Далее Он и передаёт Марии то, как ученик с помощью духовной дисциплины
может освободиться от власти этих Сил и победить их [10].
И в таком ключе, финальная стадия восхождения и есть по сути результатом
того, как такое восхождение и было утверждено в самой жизни и является
его отражением в новой реальности за последней гранью.
Говоря далее об отношении и готовности к такому посмертному восхождению
можно выделить две стороны подхода. Первая сторона предполагает, что
такое восхождение возможно только благодаря силе Свыше. Поэтому здесь
вероятно и практиковалось специальное крещение с помазание елеем как
обряд принятия этой силы. Также разнообразные гностические тексты
говорят о неком одеянии «света», в которое и облекается душа после
смерти. И благодаря этим одеяниям душа становится невидима владыкам
космоса и способна поэтому сквозь них пройти. При этом сама эта одежда
света и есть зеркалом, отражением истинного образа человека, когда и
спасение свершается благодаря произошедшему его открытию [10]. Возможно
поэтому представитель самой школы Валентина и отметил, что «те, кто
облекся совершенным светом, их не видят силы и не могут схватить их. Но
облекутся светом в тайне, в соединении» (Евангелие от Филиппа, 77),
когда это облачение и делает возможным восхождение к единению брачного
чертога.
Вторая сторона предполагала же дополнительную подготовку к такому
восхождению. Ведь естественно ожидать, что если предполагается ещё некое
дополнительное наиважнейшее восхождение, то будет и естественный запрос
на то, как лучше подготовиться к нему. А исходя из существования такого
запроса и опыта визионерства, который естественно имел своё место и
важный вес в формировании взглядов тех общин становится и вполне
реальным возникновение новых «методов и инструментов» восхождения.
Поэтому можно предположить, что на каком-то этапе возникали притом в
разных течениях молитвы, системы знаков и паролей для осуществления
восхождения, что и отмечено в письменных источниках с описанием такого
восхождения через небеса зла [11]. Возникли ли со временем подобные
секретные пароли в среде, например, самих последователей общин
Валентина? Возможно, что и так. Хотя для пронырливых борцов с ересями,
которые выпытывали и выпрашивали, во что верят еретики, всё-таки имелся
прекрасный пример, как и что ответить, чтобы по примеру мудрых дев
отправить неразумных в поход на ночной базар за покупкой масла, чтобы не
приставали со своими вопросами. Однако в таком случае результат таких
«похождений» в виде последующих созданных ересиологических описаний и
становится также базой для научной реконструкции самих тех учений.
Подведём итоги.
|
|