© Сайт "Християнский Духовний Навігатор"
Джерело:
 link завантаження публікації
Для друку: PDF версія

 
     
 

ЗАГАДКА БРАЧНОГО ЧЕРТОГА

исторические свидетельства учений гностического христианства – ересиология и артефакты, гностические надгробия
 

 
 

 

 
 

Часть 4

История раннехристианских представлений и обрядов зафиксировала в частности сходное изложенному учение в среде общин последователей Валентина. Учение и практики существовали вне сферы зарождающегося и развивающегося ортодоксального христианского движения и описаны они в трудах ересиологов, а также отображены в найденных источниках древних текстов и артефактов. Остановимся на некоторых свидетельствах.

Так, например, имеется описание Тертуллиана об учении о воссоединении брачного чертога, в котором рассматривался финал как спасения отдельного человека, так всех призванных Христом. Описание Тертуллиана несёт явный саркастический смысл и не имеющий представления о сути и происхождении таких воззрений читатель попадает в комнату кривых зеркал, в которой перед ним предстаёт умопомрачительная картина некой вакханалии диких еретиков. Ересиолог буквально высмеивает идею какого-то посмертного брачного чертога, где души еретиков ожидают соединения с какими-то придуманными кем-то ангелами на каком-то пире. При этом сами эти ангелы, в повествовании у Тертуллиана представлены даже и равными существу «сотеру». Хотя Тертуллиан всё-таки и поясняет, что «сотером» именуется Иисусу-спаситель у еретиков. Тертуллиан высмеивает эти дикие верования обезумевших в стиле разоблачения вакханалии с пожеланием поскорее всему этому сгореть в огне. Он радостно заявляет и своё исповедание, в котором его по смерти насиловать никто не будет и это он открыто так и заявляет, с чем каждый желающий может ознакомиться лично. [5] Примечательно, что в ересиологическом описании Тертуллиана можно обнаружить и картину братства Божьих сыновей, упомянутую апостолом Павлом (Рим.8:29), когда в этом братстве центральной фигурой обозначен сам Спаситель, который и находится в окружении неких равных Ему ангелов. И этот момент приводит ересиолога в недоумение и возмущение.

Информацию буквально от первоисточника к нам доносит такой интересный артефакт, как надгробия с надписями, с лаконичной информацией самого важного содержания. Один из надгробных камней NCE 156 находится в Капитолийских музеях в Риме. Так, согласно [6] крещение покойного описывается в терминах брачного банкета, на котором присутствуют братья. Он перемещается в брачный чертог, где восхваляются Отец и Сын, в потоке Тишины и Истины. За описанием чего вероятно стоит валентинианский искупительный обряд второго крещения. Этот текст надгробия гласит следующее.

Для моих купален, братья брачного чертога несут факелы.
В наших палатах, они жаждут банкетов.
Они восхваляют Отца и прославляют Сына.
В этом месте [поток] уединённой [Тишины] и Истины.


Имя второго человека – сохранилось. Покинувшая этот мир - Флавия Софи. Это надгробие (CIG 4:9595a) находится в Национальном музее Рима. Её муж, увековечил её веру в камне. Текст надгробия гласит следующее. [7]

Yearning for the fatherly light, my sister and wife, Sophe,
Anointed in the baths of Christ with perfume unfading, pure,
You were eager to behold the divine countenances of the eternities,
The great angel of the mighty council, the true Son,
Processing [into] the bridal chamber and ascending into the fatherly chambers …


Стремясь к отцовскому свету, моя сестра и моя жена, Софи,
Помазана в купальнях Христовых благовониями неувядаемыми, чистыми,
Ты жаждала созерцать божественные лики эонов -
Великого ангела могучего совета, истинного Сына,
Свершая наследие брачного чертога и восхождение в обители Отца …


Для мужа, она - дорогая сестра и супруга, что стремилась к свету и наследовала брачный чертог, вознеслась в обители Отца. В этом свидетельстве говорится о помазании елеем Христа, возможно с указанием и на последний обряд, что могло иметь своим обоснованием масло светильников дев притчи, стремящихся на брачный пир к жениху. Также в этом свидетельстве тот ангел, к которому устремляется дух, именуется истинным Сыном. Это свидетельство пересекается с упоминаемым ранее свидетельством ап. Павла, об открытии истинного сына в нём, когда такое упоминание предполагает двойственность понимания. Когда с одной стороны предполагается тождество этого личного ангела одновременно с самим Сыном - Спасителем, а с другой стороны, открытым некогда в человеке сыном - истинным человеком, истинным образом. Также перед нами фигурирует и упоминание некоего «великого совета», а в первой надписи – братства, к чему также может быть проведена смысловая параллель о предвечном братстве сыновей у ап. Павла. «Всматривание в божественные лики эонов» может восходить к воззрениям, развивавшимся на основе логии Фм. 88 о неких предсуществующих образах, что не умирают и не являются и происходят для самого того, кто оказался во свете, когда стал последователем Спасителя, о том потрясении, которое он испытывает, как по причине открытой иллюзорности и ложности того, кем он себя настоящим до этого считал, так и того, что ещё на этом пути предстоит увидеть и понять взирая в Него как зеркало: «Иисус сказал: Когда вы видите ваше подобие, вы радуетесь. о когда вы видите ваши образы, которые произошли до вас, - они не умирают и не являются - сколь великое вы перенесете?»

На обратной стороне надгробия Софи есть и вторая надпись, и по мнению Эйприл Д. ДеКоник [6] в ней заключён драматизм освобождения духа от властей этого мира. Что связан с самим восхождением в брачный чертог, с преодолением сопротивления сил этого мира, когда те забирают то в человеке, что принадлежало и принадлежит им, когда принадлежащий Отцу дух человека и восходит через происходящее разделение.

У этой покойной женщины не было обычного конца жизни.
Она умерла, но она живёт и видит поистине бессмертный свет.
Она живёт среди живых, а мёртвое - мёртвым.
Земля, почему ты удивлена этому мёртвому телу?
Ты ужаснулась?


Она не принадлежала этому миру, и она не разделит обычный конец его жизни и живёт среди живых. И смерть - это ужас для тех, кто живёт в земном и наследует его конец. Вершится и ужас начал и властей этого мира, которые не способны того, кто жив - здесь удержать.


[5] Тертуллиан «Против Валентиниан».
[6] April D. DeConick. The Gnostic New Age: How a Countercultural Spirituality Revolutionized Religion from Antiquity to Today Get access Arrow.
Charaxio Circle
- перевод отрывков книги Эйприл Д. ДеКоник.
(Эйприл Д. ДеКоник - профессор Нового Завета и раннего христианства Айлы Кэрролл и Перси Э. Тернера в Университете Райса в Хьюстоне, штат Техас).
[7] The tomb inscription of Flavia Sophe.

 
 

 

 
 

ВСТУП  -1-  -2-  -3-  -4-  -5-  -6-  -7- 

 
   Далі >>>

 
     
 

В рубрику

Рубрики

Головна