|
Часть 3
В притче 10 дев ожидают прибытия жениха. Жених
задерживается, ожидание происходит в ночи. Пять дев имеют масло, а
соответственно их светильники горят. И как отмечается, в исследовании
брачных церемоний, тогда в качестве светильников на брачном пире
использовались скорее факелы. Остальные пять – масла не имеют и
отвлекаются на его поиск, но жених вернулся и девы с маслом для их
горящих светильников попадают на брачный пир. Остальные пять – опоздали
и двери навсегда для них закрылись, и из-за закрытых дверей доносится
голос жениха, что он никогда не знал их.
Как отмечают исследователи древних традиций и обрядов, в основе притчи
лежит традиция приглашения на брак жениха и невесты – друзей жениха и
подружек невесты, которые сопровождают главных персон, подруги – с
невестой, а друзья – с женихом. Однако построение притчи имеет тот
важный момент отличия от реальной жизненной традиции, что подруги
невесты и представлены в притче по сути самой невестой. Во-первых,
постоянно акцентируется, что это именно девы, во-вторых - они привязаны,
стремятся и общаются с самим женихом. В-третьих, никакая персона невесты
в притче не фигурирует вообще. В-четвёртых, закрытые двери брачного пира
представлены самой большой жизненной катастрофой для отвергнутых
неразумных дев, наподобие разрушения их личной свадьбы.
Примечательно, что роковое разделение дев произошло ровно наполовину,
что предположительно и можно связать с картиной тотального разделения,
когда «один – берётся, а другой оставляется». И в этом ключе притча
развивает картину неизбежного разделения и спасения второй части,
которая воссоединиться далее со своей истинной «второй половиной», ведь
не зря именно потерянная часть не имела в себе ни масла, ни горящего
огня. Такое разделение и последующее соединение с истинным образом в
брачном чертоге по сути и есть осмысление пути спасения, однако теперь
уже в представлении брачного чертога. И по сути, это своеобразный ключ
мистического понимания того, что происходит внутри духовного мира самого
человека, когда только та часть внутреннего мира личности, что имела
помазание масла и горящий светильник – имеет отношение к своему
истинному образу и соединится с ним.
Однако с другой стороны изложение притчи мыслится в коллективном ключе.
Матфей излагает, что девы как персоны общаются между собой. Однако
вполне реально что здесь изначально и были переплетены две стороны:
личная мистическая и коллективная. Хочется отметить и особенность
повествования коллективного ключа, когда в изложении возникает и
курьёзный момент, о странном примере мудрости «мудрых дев». У неразумных
масло закончилось. Они просят его у тех, кто его имеет, но получают
отказ. Мудрые девы при этом посылают глупых, неразумных на какой-то надо
полагать местный базар купить там масла, но спят ведь дома продавцы,
дело ведь протекает ночью, когда ночью купить физически невозможно и не
то, чтобы купить, без горящего светильника и идти, куда-либо в то время
ночью - нереально.
Стоит и указать, что Матфей строит притчу в эсхатологическом ключе,
когда задержка жениха связана с ожиданием и возможно так указывает на
некое последнее время второго пришествия. Исходя из самых различных
примеров сравнения притч Матфея с альтернативным изложением делается и
вывод, что Матфей часто сам и связывал имеющийся у него материал речений
с представлением о втором пришествии, что также могло произойти и здесь.
Говоря о картине тотального разделения, то в притче делится не некая
пара, а именно группа, что также может указывать на замысел реального
коллективного разделения. И здесь хочется вспомнить и ещё один, казалось
бы, невзрачный момент, но имеющий важность для нахождения ключей к
пониманию притчи.
Так Ев. Матфея и Ев. Луки содержат одновременно сходные и специфические
поэтические логии, где фигурируют некие спорящие друг с другом дети.
«16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на
улице и, обращаясь к своим товарищам,17 говорят: мы играли вам на
свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.18
Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.19 Пришел Сын
Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и
пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами
ее.(Матф.11:16-19)».
«31 Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они
подобны?32 Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга
и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам
плачевные песни, и вы не плакали.33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни
хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. 34 Пришел Сын
Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и
пить вино, друг мытарям и грешникам. 35 И оправдана премудрость всеми
чадами ее. (Лук.7:31-35) »
Не вдаваясь в подробности структуры текста, возможных вариантов
трактовок или каких-либо реконструкций следует отметить здесь самые
главные моменты.
Данная логия предлагает две противопоставленные группы детей: одна
группа чётко обозначена, как дети этого рода (этого мира) и вторая
группа - дети иного рода, которая в Ев. Луки обозначена «детьми
премудрости» или «детьми Софии». В Ев. Матфея синодального перевода для
пояснения смысла отрывка уже говорится о делах мудрости. Вместе с тем
тот же перевод Кассиана сообщает о рукописях Матфея, с таким же, как и в
Луке обозначением, когда говорится не о делах, а о «детях Софии». Дети
же этого рода и противопоставлены в тексте неким детям иным - детям
Софии. И эти дети нечто противоположное говорят друг другу. И надо
полагать дети мира не приемлют Весть, но дети Премудрости – это и есть
те, кто её принял. И главное заявление этого повествования и заключено в
том, что премудрость и даже ближе по смыслу персона Софии - оправдана, и
её явленные дети в этом мире и есть причиной её оправдания.
С точки зрения основы притчи о десяти девах, как реального жизненного
примера или же в коллективном её представлении – в притче нет невесты.
Но сами эти девы и представлены здесь невестами и это именно их свадьба.
Но с другой стороны - жених здесь один, один для всех. Но это не может
быть гарем, поэтому жених - Христос должен быть индивидуален для каждой
невесты, так это естественно и мыслится каждым читателем. Образное и
целостное восприятие строит то, что Христос здесь и должен быть
представлен для самих невест некими индивидуальными единосущными ему
женихами, которые и есть он сам. И каждая невеста имеет здесь
естественно своего жениха. С другой стороны девы образно все вместе для
самого Христа и представляют одну единую невесту, и она также должна
быть представлена единым персонифицированным образом. И в рамках
евангельского изложения его не нужно придумывать, он персонифицировано
есть в самом евангелии – это есть София. Она собой и представляет своих
детей - невест и является их единым образным и персонифицированным
представлением. Поэтому на индивидуальном уровне и свершается спасение в
индивидуальном соединении души человека с тем её ангелом - истинным
образом, восстанавливая некогда утраченную целостность. На глобальном
надмирном уровне – по сути здесь мыслится брак Софии и Христа, и в этом
также восстанавливается полнота некогда утраченной целостности.
По сути перед нами снова повтор мысли о восстановлении полноты, что
дополняет ряд евангельских притч: известной притчи о блудном сыне,
который из чужбины возвращается домой к своему Отцу (Лук.15); о
нахождении хозяином своей потерянной и недостающей до количества общей
полноты овце (Лук.15:6); о кающемся грешнике, который сравнивается с
находкой, некогда потерянной одной из полноты десяти драхм (Лук.15:9).
Теперь же это восстановление рассматривается через свершение спасения
как индивидуального, так и глобального плана через картину брачного
чертога.
И конечно же за таким глобальным пониманием должно было стоять
представление о том, как и в чём заключалось падение Премудрости, раз
она оказалась оправданной тем, что среди рода людей этого мира вдруг
были пробуждены и открыты дети Божьи. И если открытие, явление и
восхождение назад этих детей и определяет оправдание Премудрости, то
симметрично их падение и потеря в среде этого мира может быть осмыслено
тем, что связано с её осуждением, как, впрочем, и сам этот мир теней с
владычеством его властей и сил в котором требуется спасение. Ведь если и
олицетворение того рода детей, который ныне стремится на брачный пир
заключено в самой Софии и оправдывает её, то и обратный случившийся
процесс олицетворения рода отпавших от истока также естественно может
олицетворяться той же Софией, её ошибкой и осуждением.
Так или иначе такие представления и развивались в общинах до масштабных
и сложных космогонических картин, тогда как базовый исток и
обнаруживается в самом евангельском тексте. Как, впрочем, могли в
учениях они и исходить и из ныне уже недоступных нам источников с
моментами учения и речений самого Спасителя.
Примечательно, что в посланиях ап. Павла также содержится образ матери,
что возносит своих детей над этим миром, над его силами и властями. В
канонической же версии текста этот образ уже стал матерью - «Вышним
Иерусалимом» и который лишь знаменует свободу без самого возношения.
Образ возносящей матери обозначен в версии первого издания, а также в
свидетельстве упоминаний ранних авторов. И здесь, в тексте первого
издания, персона образа у Павла чётко не определена, тогда как по смыслу
текста Послания Галатам, где он и используется, образ матери может быть
соотнесён с верой (πίστις). Вместе с тем апостол также оперировал
воззрением о премудрости (σοφίᾳ), непознанной и скрытой для сил этого
мира, но являющейся своеобразной средой пребывания и назидания
совершенных.
Предполагая же существование предвечного пребывания избранных возникает
и естественное разделение на тех, кто принадлежит этому числу, а кто нет
и последующий вопрос о принадлежности каждого вопрошающего.
Раннехристианские представления и фиксируют разделение людей на духовных
и душевных. Так или иначе представления фиксируют и мысль о
принадлежности всех ищущих спасения – «духовных» и «душевных», как
«званных», так и «избранных» к Софии [4]. Пусть и с той разницей, что
«душевные» движутся и спасаются посредством помощи и содействия
«духовных» и такая мысль также зафиксирована в известном нам наследии ап.
Павла. Но, если сам человек и погибает, то истинный образ – умереть и
исчезнуть не способен.
Говоря же о посмертном восхождении в мистерии брака павшего образа с
первообразом, представление о посмертном восхождении души в брачный
чертог, по сути и есть отражением процесса внутреннего мира человека,
его «поста» от мира, его практического разотождествления, что было
проявлено в самой жизни, когда этот внутренний мир однажды и становится
вдруг внешним реальным и единственным, а восхождение здесь лишь
отображает то, что и происходило при жизни.
Рассмотрим же далее сами исторические свидетельства этих воззрений.
[4]
David Brakke.
Gnosticism: From Nag Hammadi to the Gospel of Judas. Course Guidebook.
Перевод: Андрей
Васильев. Дэвид Брэки. Стать мужчиной через валентинианский ритуал.
|
|