© Сайт "Християнский Духовний Навігатор"
Джерело:
 link завантаження публікації
Для друку: PDF версія

 
     
 

ЗАГАДКА БРАЧНОГО ЧЕРТОГА
ангел у Отца – истинный человек, свидетельства Нового Завета
 

 
 

 

 
 

Часть 1

История раннехристианских представлений фиксирует учения и обряды общин второго столетия. В частности, она отмечает учение о некоем ангеле, который являл по сути самого человека, а вернее сказать - его некий истинный образ. Также фиксирует и представление о браке духа человека с ним, который должен произойти после физической смерти и осуществляется таинством брачного чертога. И в этом аспекте путь спасения представляется движением человека к своему истинному образу. Само же это таинство было возможным после успешного прохождения финальной стадии, когда дух человека проходит через преграды на пути к единению со своим истинным образом. Это преграды противодействующих сил, которые именовались также властями этого мира, властями тела и души. Единение с этим ангелом – истинным образом человека в брачном чертоге по сути и было конечной точкой пути самого спасения. После чего предполагалось воссоединение всех спасённых и начало новой жизни в новой эпохе. Практиковался также и специальный обряд крещения с помазанием елеем, чтобы силою Свыше пройти через эти преграды и окончательно, раз и навсегда, покинуть этот мир. Развитые эти вероучительные представления были зафиксированы в общинах, что были вынесены за границу самого зарождающегося тогда ортодоксального движения и были осуждены им. Примечательно, что уже гораздо позднее, учение о таком восхождении духа появилось вновь, хоть и в переработанном виде. Мы встречаемся по сути с его переработкой в самом сформировавшемся ортодоксальном христианстве в виде учения о мытарствах. Множество же отголосков этих картин, можно обнаружить и в самих канонических текстах Нового Завета. Как например, и саму широко известную новозаветную тематику брачного чертога, в которой Иисус представлен женихом, а Его последователи, уже при самой жизни, названы сынами брачного чертога, в связи с которым и мыслится их совершающееся спасение. При этом, сами же осуждённые общины и пользовались этим представлением, а осудившие их - от него отмежевались. Пересечения с тематикой новозаветных книг имеют и другие примеры. Обо всём этом по порядку.

Так, книги Нового Завета, имеют интересные высказывания, которые можно объединить в русле данной темы, и которые, к тому же, имеют вопросы по их значению в рамках ныне традиционного ортодоксального богословия.

Например, Послание Иоанна заявляет о существовании некоего совершенного человека, который рождён от Бога и не способен грешить.
«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Иоан.3:9). Это при том, что само послание заявляет о естественной картине согрешения верующего человека: (1Иоан.1:9) «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши…».
О ком тогда или о чём, говорит в таком случае это послание? Кто мыслился этим рождённым от Бога совершенным человеком?

Есть евангельское упоминание о неких ангелах детей, находящихся всегда перед Отцом.
«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Матф.18:10)
Здесь ученикам указывается на недопустимость пренебрежения детьми потому, что у них есть то, что соединяет их с Отцом. Их ангел, предстоящий пред Ним. И не совсем прост тот ангел, ведь он всегда видит Отца, и в этом и есть нечто особое, что подчёркивалось в самом детстве. При этом Иисус так много внимания и образов в проповеди связывает с детьми. Возможно, подразумевается, то что и дети обладают тем, чем обладают и сами ученики, и даже более того, что дети ближе к Отцу. Ведь их образ мышления ещё не перенёс «взрослую» трансформацию. Поскольку и сам процесс вхождения в Царство, Иисус также связывал со статусом взрослого, как ребёнка.

Павел же пишет в послании следующее: «и воскресил (συνεγείρω - совоздвиг) с Ним, и посадил (συγκαθίζω – посадил вместе с) на небесах во Христе Иисусе» Еф.2:6.
Так или иначе здесь провозглашается духовное пробуждение и расположение уверовавших во Христе уже на небесах, тогда как на земле продолжается всё та же физическая жизнь. И человек пребывает как бы в двух ипостасях, до времени разделённым преградой физического бытия.

Как принято считать по датировкам, в более раннем Послании Римлянам, Павел делает интересное заявление, в котором сыны Божьи в предвечности – до появления мира – сходны с образом Его Сына, и Его Сын есть первенец среди многих предвечных сынов и они по сути являли там собой некое братство.

Рим.8:29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.

Как разбирается и поясняется возможный смысл [1]: «Бог знал их там, видел их перед Собой и определил их, что они сходны с образом Его Сына. Фактически Бог узнавал в них своих сынов через образ Сына Своего. Об этом говорит и дальнейшее: ''да быть Ему первенцем между многими братьями''. То есть у Бога не один Сын, а много, а это значит, что у Сына есть Братья. Сын же Христос - Первенец перед Ними многими. (Словосочетание из Ин. ''Единородный Сын'' неверно будет понимать в значении ''Единственный Сын''. Правильный перевод ''Однородный''. Сын однороден или единороден Отцу не в смысле единственного акта рождения, а в смысле единства рода, природы, божества. Отец и Сын единородны)».

По сути здесь говорится и о некоем предвечном бытие сынов и их равенстве, а соответственно, мыслится это фактически братством, существовавшим в предвечности у Отца. И кто в нём тогда и был, тот ныне этим и стал, и в этом уже снова пребывает.

Эти моменты у ап. Павла можно также объединить с рассматриваемой тематикой - стороной общей картины, её элементом или даже и основой.

Примечательно, в этой связи Книга Деяний упоминает некоего ангела Петра (Деян.12:15). Но такое упоминание там не имеет обоснований, он там упоминается без всяких пояснений, когда читатель книги может только догадываться, кто это или что это. При этом в книге Деяний считается, что этот ангел связан с человеком и даже отображает его. И если вдруг его увидешь, то даже не сможешь его отличить от того, кого он представляет. То есть, он не просто некий «хранитель», но почему-то именно копия, образ самого человека. Более книга Деяний ничего не говорит, вероятно автор больше ничего про это банально сказать не мог, а написал в меру своего знания и понимания.

Все же эти моменты можно объединить общей темой.
1) Перед нами упоминание некоего ангела, предстоящего перед Отцом и что ангел связан особо с ребёнком.
2) Перед нами некий совершенный, рождённый от Бога человек, но тот, кто ныне здесь пребывает – меняется и движется на пути спасения.
3) Дети Божьи – они в двух ипостасях, и небесная – она на небесах со Христом; И Божье сыновство проистекает из вечности. Сыны ещё там были известны Богу и вместе с Сыном являли там единое братство сыновей.
Вероятно, о некоем ангеле человека – его истинном образе что-то слышал автор Деяний, но не знал, что это могло обозначать. Вслед за ним все эти изложенные моменты имеют определённое затруднение пояснения для ортодоксального богословия. А трудность такая объясняется достаточно просто – чуждостью этих моментов для самого ортодоксального богословия. А за этими моментами естественно и должно было стоять некое представление или учение, суть которого и зафиксировала история раннехристианских воззрений и практик. Но предпримем и попытку возможной реконструкции, синтезировав целостное учение, объединяющее свидетельства разнообразных письменных источников с источниками новозаветными.
 


[1] Эдуард Балашов. О ''ПРЕДУЗНАНИИ'' И ''ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ'
 

 
     
 

ВСТУП  -1-  -2-  -3-  -4-  -5-  -6-  -7- 

 
   Далі >>>

 
     
 

В рубрику

Рубрики

Головна