|
- Вступление -
В работе по исследованию космологической системы Посланий апостола Павла
была предпринята попытка однозначно доказать, что в мировоззрении
апостола Начала и Власти [αρχας και εξοθςιας], распинающие
Христа, это не Пилат и не Первосвященник, но некие силы небес,
противостоящие и Богу и детям Божьим. Также было показано, что эти силы
в учении Павла имеют специфическую связь и с иудеями, с их рукописанием,
а также с их (иудеев) духовным рабством. Именно эти силы Христос
обезоружил, разоблачил и посрамил. Сами же эти силы, распиная Христа,
действовали через людей, будучи вдохновителями. Далее, было проведено
небольшое сопоставление, цель которого заключалась в возможном
обнаружении идентичной космологической картины в различных книгах Нового
Завета. Так, такое сопоставление было предпринято по отношению
к истории
распятия Христа в Евангелии Иоанна. Таким образом, на основе выделенной
понятийной системы была обозначена и соответствующая духовная традиция
понимания казни. В данной работе целью ставиться выявление идентичной
традиции в Евангелии от Луки.
- Рассмотрение истории казни -
Итак, последние моменты жизни Спасителя перед распятием. Евангелие от
Луки.
Иудеи кричат Пилату
– распни, распни Его! (Лук.23:21) (Синод. изд.)
Пилат обращается к иудеям и свидетельствует, что не находит в Нём зла,
предлагает наказать, но и отпустить
22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? Я ничего
достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. (Лук.23:22)
(Синод. изд.)
Однако толпа с неистовством требует смерти, и Пилат услужил.
Далее. Спасителя ведут на Голгофу.
27 Следовало же за Ним великое множество народа и женщин, которые
били себя в грудь и плакали о Нем. (Лук.23:27) (Синод. изд.)
Иисус обращается к идущим за ним женщинам и оплакивающим Его грядущую
участь.
28 И обернувшись к ним, Иисус сказал: дочери Иерусалимские, не
плачьте о Мне; но о себе плачьте и о детях ваших, (Лук.23:21)
(Синод. изд.)
Что-то страшное, трагическое и безысходное должно очень скоро случится с
детьми оплакивающих.
29 ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы
неродившие, и сосцы непитавшие!
30 тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!
(Лук.23:29-30) (Синод. изд.)
Исторически известно, что выросшее поколение Иисуса, здесь же в
Иерусалиме будет изрублено как мечами римлян, так и подвергнуто террору
религиозных иудейских фанатов - сикариев.
Далее идёт интересуемый в ракурсе данной работы стих с пояснением
Христа, относительно происходящих и грядущих событий.
31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?
(Лук.23:31) (Синод. изд.)
Обратимся к подстрочному переводу:
---"потому что если во влажном дереве это делают, в сухом что
случится?"---
Стихи приводятся согласно
подстрочныму переводому
Винокурова, где в качестве оригинала взят текст 3-го издания греческого
Нового Завета Объединенных Библейских Обществ – UBS.
Очевидно, что под влажным (зеленеющим, живым) деревом понимается сам
Иисус (возможно и Его последователи). С сухим дерево связана судьба в
будущем выросших и уничтоженных детей тех матерей, что оплакивают
Иисуса, да и вообще жителей Иерусалима. Грядущее событие – это кровавое
истребление. Сейчас убивают Спасителя, но вскоре массово будут
уничтожены многие. Остановимся на данном стихе.
- Кто эти они, и что они делают? -
Можно сделать предположение, что объекты, выполняющие карающие действия,
это именно римляне, беспощадно подавляющие восстания в своих колониях. В
качестве разработки именно этой тематики можно привести книгу Т.Н. Райта
«Иисус и победа Бога». Иисус, в тематике у Т.Н. Райта, отвернутый царь,
который предложил путь мира Израилю, путь, который мог предотвратить
бойню.
Цитата: «Он умирал как отвергнутый царь, предложенный которым путь мира
был отринут. Страдание Израиля он взял на себя, но, увы, самому Израилю
все равно было не избежать горькой участи…»
[Т.Н. Райт «Иисус и победа Бога», глава «Дерево зеленое и дерево сухое»]
Однако в этой трактовке есть и "слабое звено". В исследуемой фразе
используется два аллегорических сравнения - древо сухое и древо
зеленеющее. Сами образы деревьев представлены в пространстве ТаНаХа и
связаны с духовной живостью или сухостью.
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит
плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни
делает, успеет. (Пс.1:3) (Синод. изд.)
В исследуемой нами фразе сухость и живость - это прежде всего
аллегорические образы с определённо духовным смыслом. Когда влажное –
способно приносить плод и мыслится тем, что именно духовно живо. Сухое
же плод не приносит и является тем, что духовно мёртво.
В исследуемом нами фрагменте происходит покарание духовно живого. И если
так, то согласно исследуемого нами фразы, покарание духовно мёртвого
абсолютно неизбежно. Спаситель оперирует аллегорическим духовным
критерием, согласно которому НЕКТО казнят и живое (дерево посаженное у
потоках вод), несмотря на то, что оно живое, зелёное. НЕКТО, хоть даже и
живое, но всё равно его казнит. Тем паче более страшное возмездие будет
применено к сухому.
31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?
(Лук.23:31) (Синод. изд.)
Покарание сухого, в будущем – событие фатальное, так как уже сейчас, в
настоящем, свершается покарание зеленеющего.
И здесь, толкование с карающими римлянами имеет конфликт. Ведь римским
завоевателем должно быть абсолютно безразлично кого карать в колонии,
кто их жертвы праведники или грешники, иудеи или самаряне, правоверные
или неправоверные. Для их мечей существуют только безликие
революционеры. Однако в словах Спасителя Евангелия духовная аллегория -
критерий обоснования грядущих событий. Некто казнят дерево живое, что же
удивляться над грядущей казнью дерева сухого. Если так они относятся к
древу живому, то к сухому древу будет ещё и не так. Спаситель оперирует
признаком духовной жизни. «Они» - беспощадны к Живому, тем паче к сухому
– мёртвому.
Так, вероятно, Т.Н. Райт пытается разрешить возникающий в его трактовке
конфликт.
Цитата: «Если Рим сделал это с одним революционером, который даже не
поддерживал антиримское восстание, то что он сделает с настоящими
бунтовщиками и их сторонниками?»
Однако в трактовке Т.Н. Райта существует смысловая нестыковка, ибо если
сухое дерево – «ярый революционер», то дерево влажное, живое – такой
себе революционер косвенный, который и не совсем даже революционер.
Тогда как настоящие революционеры – исключительно сухие деревья!
- Каратели Ев. Луки и космология Павловых Посланий -
Рассмотрим данный момент в аспекте космологии представленной Посланиями
Павла.
Итак, карающие – это не римляне. ОНИ – судьи и палачи, уничтожающие
сухое и даже, посаженое у потоках вод. В истории казни Ев. Луки, Иисус
сострадает сострадающим Ему, тем, кто в будущем испытает невообразимые
скорби и будет покаран с ещё большей жестокостью чем Он сам. Карающие –
ему не друзья, карающие – им не друзья. В рассматриваемом же нами
аспекте ОНИ - Начала и Власти, грозные опекуны иудеев, вдохновители
распятия Христа.
То, что они палачи и судьи - органически связано с контекстом данной
истории, а также имеет и параллели на другие места. Приговор Иисуса к
смерти – это и есть суд, притом на смерть римские власти подталкивают
фанатичные религиозные иудеи (идентично и в Ев. Иоанна), которые
впоследствии лягут костьми сами. Начала и Власти в таком случае -
вдохновители. С идеей суда связано и упоминание неизбежного уничтожения
сухого дерева. К тому же этот суд – как абсолютно суров, так и зол.
Иисус – зелёное, живое древо (духовно живое), но его все равно при этом
карают смертью.
- Герменевтическое единство Луки и Павла -
В продолжение темы можно привести пример герменевтического единства Луки
и Павла на срезе понятийной системы относительно выделенных у Павла
космологических Начал и Властей [αρχας και εξοθςιας]. Их
космологические функции органически соединяются в единую систему. В
Посланиях Павла именно те и распинают Христа. Они – вдохновители и
связаны с иудеями.
Деяния Начал и Властей связаны в Ев. Луки непосредственно с гонениями.
Первым кто был в их списке – Христос. У Павла – они противостоят
последователям Христа и могут быть связаны с теми же гонениями. Ев Луки
имеет пример, который можно предположить принадлежащим и идентичной
понятийной системе. Понятийная связка терминов «Начала и Власти»
обнаруживается в тексте Евангелия и связана она с гонениями
последователей Христа, что основаны на религиозных убеждениях иудеев.
11 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, [αρχας και τας εχουςιας] не заботьтесь, как или что отвечать, или что
говорить,
12 ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.
(Лук.12:11,12) (Синод. изд.)
Т.е. предстоящие гонения на последователей Христа связаны:
a) с иудейскими синагогами и имеют религиозную основу;
б) в синагогах последователям предстоит предстать на суд пред Началами и
Властями.
В таком случае синагоги связаны с покровительством Начал и Властей.
Данный момент может легко сочетается с космологическими функциями Начал
и Властей иудеев в Посланиях Павла. Когда Начала связаны с судебной
карательной функцией и действуют на основании рукописания иудеев, а
распятие Христа при этом представляется древним религиозным карательным
актом повешенья на древе.
- Проблематика юрисдикции -
Выделяемая нами традиция понимания казни Христа порождает конфликт
теологический юрисдикции, когда судебная власть предполагается, как
принадлежащая не исключительно Богу, а неким силам небес, в
противостоянии с которыми находится как Христос, так и Его
последователи. Такой момент выходит из плоскости как ортодоксального
богословия, так и теологической плоскости книг Нового Завета. Детальное
рассмотрение и раскрытие этого конфликта является отдельной темой, здесь
же важно отметить, что конфликт не порождается введением
рассматриваемого нами толкования казни, но существует независимо от
него. Традиция представления карающих сил с судебными функциями может
быть представлена и аргументирована не только Павловыми Посланиями, но и
дополнительно самим текстом Евангелия от Луки.
Итак, кратко рассмотрим два примера, на которых может обосновываться
исследуемая нами традиция.
А) (Лук.12:4,5 )
4 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело, и затем
неспособных ничего больше сделать.
5 Но укажу вам, кого бояться. Бойтесь того, кто по убиении имеет власть
ввергнуть в геенну. Да, говорю вам: его бойтесь.
(Лук.12:4,5 ) (Перевод под ред. еп. Кассиана)
Иисус беседует с учениками и предостерегает относительно предстоящих на
них гонений. При этом друзья Иисуса, согласно контекста,
предостерегаются о врагах. Более страшен не тот, кто убивает тело, но
тот, кто по убиению тела способен ввергать душу друзей в геенну. Объект
повествования, ввергающий в геенну, ясно и чётко не идентифицирован.
Однако он, в контексте беседы Иисуса, легко соотносится именно с
врагами. Этот враг способен погубить не только тело, но также и душу.
Данный момент выходит за рамки пространства ортодоксального богословия и
Канона, так как врагу учеников и Иисуса определяется право решать судьбу
души, а именно ввергать её в погибель.
Б) (Лук.12:58,59)
58 Когда ты идешь с соперником своим к начальству [αρχοντα],
то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел [καταςυρη
- приволок] тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель
не вверг тебя в темницу;
59 Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.
(Лук.12:58,59) (Синод. изд.)
В данном отрывке Иисус наставляет разрешению вопросов долгов не доводя
суда до начальника [αρχοντα], ибо тот решает вопросы жёстко,
бескомпромиссно и с максимальными потерями для должника. Содержание
этого фрагмента раскрывает банальную житейскую судебную процедуру и её
последствия. Очевидная банальность прямого толкования предполагает
естественным и логичным факт наличия иного, иносказательного смысла. В
таком случае можно предположить о долгах и наказаниях связанных с душёй
человека, в земной жизни или же за ней. При этом есть основания
предполагать, что карающая сторона не рассматривается стороной
божественной, ибо начальник буквально "волочит" должника к судье, а тот
передают истязателю (исполнителю), что ввергает в темницу. Сам Иисус
предостерегает от таких последствий, и они рассматриваются пагубной
реальностью для души, имеющей долги.
Таким образом Евангелие от Луки содержит моменты, выходящие за рамки
традиционной теологической юрисдикции, однако, которые могут
рассматриваться в единой космологической плоскости, где судебные
функции, принадлежат неким силам небес, и именно эти функции связаны с
казнью Христа и грядущим истреблением жителей Иерусалима.
Важно также отметить, что данный момент отражён независимо как и в
Евангелии от Луки, так и в Павловых Посланиях. Возможно, что данные силы
небес в собирательном образе обозначены у Павла как некие ангелы.
3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более
[дела] житейские?
(1Кор.6:3) (Синод. изд.)
В таком случае Христовы последователи, получившие освобождение,
представляются эсхатологическими судьями для этих сил.
- Заключение -
Таким образом в данной работе представлены основания, которые позволяют
выделить специфическую духовную традицию понимания казни Спасители, как
противостояния с небесными мiродержцами. Такое противостояние
открывается на уровне канонических текстов Посланий Павла, может быть
представлено в истории казни Ев. Иоанна, а также находит своё
обоснование в Ев. Луки. С таким пониманием возникает проблематика
традиционной теологической юрисдикции, но независимо от него
проблематика имеет место быть на уровне канонических текстов. Вместе с
тем наличие конфликта может свидетельствовать о существование на уровне
книг Канона отображения специфической духовной традиции, что
предполагаемо может быть отнесена к воззрениям раннего христианства.
|
|