|
За историю своих наблюдений
апологетических сетевых баталий встретил два основных подхода в
апологетике иудаизма в конфронтации с (обобщённым) христианством. Чем-то
эти подходы схожи с «кнутом и пряником», и если первый подход
воинственен, то второй скорее полюбовен, так что иногда тяжело его
вообще связать с какой-либо войной. И хоть апологеты и пользуются очень
разными методами, все они защищают своё собственное духовное
пространство ценностей.
Так получилось, что столкнуться мне пришлось изначально с «кнутом».
Помнится, в первый раз встретил на просторах сети современных мыслителей
(о них так отзывались), которые изобличали апостола Павла в жутких
непонятно зачем сделанных искажениях ТаНаХа. Аргументы их были даже
убедительны, вплоть до возникновения у меня мысли, да что же ты Павел
такое начудил и в самом то деле, что так всё переиначил и перекрутил.
Немного позже нарвался на тройку подготовленных «воинов», которая пришла
на один христианский форум и начала сущий террор. Суть террора была
проста – найти в НЗ те места, которые противоречат контексту ТаНаХа,
вырваны из него, и перетолкованы так, что назад (из НЗ в ВЗ) в таком уже
виде их вернуть ну никак нельзя и даже не нужно пытаться. Да и весь
контекст из ВЗ в НЗ перенести тоже невозможно, ибо нелепость возникнет в
самом уже НЗ. Также террористы искали такие места, которые нелепо,
двояко и даже противоречиво толковались в самом НЗ.
Цель террористов была проста, показать, что верящие в НЗ и утверждающие
себя продолжением откровений иудаизма – по сути духовные извращенцы,
байстрюки, незаконные внебрачные дети. Притязание христиан на свершение
у них пророчеств ТаНаХа – искусственны, притязания на реализацию в них
древних обетований – по меньшей мере наивны и глупы, тем паче попытки
евангелизации иудеев.
Интересно, что ответить аналогично террористам было нельзя, ибо их метод
работал к великому шоковому сожалению оборонявшихся только в одну
сторону. Ну вот не цитировали пророки Новый Завет и всё! А если бы даже
и цитировали, то кто бы посмел из христиан обличать их в искажениях? Да
конечно же никто. Вот где-то тогда я и заинтересовался вопросами
соотношения ТаНаХа и учения Христа, и понял, что не всё там так гладко и
просто. А террористам говорю спасибо за проделанную работу по выявлению
конфликтных и проблемных мест притязаний христианства на продолжение
иудаизма.
Кто-то защищает свою веру с идейным оружием террора, ну а кто-то с
идейным оружием вкусного пряника и даже иногда любви. В дальнейшем я
открыл и существование второго метода апологетики, метода куда более
изящного и искусного. Как гласит древняя, пусть будет мудрость, не
можешь победить, ну так возглавь! Не нужно никого шокировать и
терроризировать. Зачем?! Христиане претендуют на свои иудейские корни?
Так это же чудесно! Пусть же они поймут своё настоящее наследие через
эти истинные корни, через еврейскую мудрость и знают в том своё место!
Имея конкретные объективные проблемы с единством традиции и наследия,
христиане хватаются за новое откровение, что единство и истина может
быть найдена в своих по какому-то историческому недоразумению
отвергнутых корнях. Апологет же демонстрирует примеры того, как это
нужно делать и как прекрасно обретается потерянная истина и забытый
смысл. Апостолы и Иисус здесь цитируют или пусть даже пересказывают
слова древних еврейских мудрецов, и прозревающий должен обнаружить, что
восхищался в действительно по невежеству забытыми вот теми сами
еврейскими мудрецами. Получающие же новые откровения и не задумываются,
что их «восстановленное» христианство и задаром не нужно самим «воинам
пряника», оно вообще для них нелепо, как детские погремушки седовласым
старикам. Христианство для них всего лишь секта иудаизма. Иисус по
каким-то причинам посчитал себя мессией, ему удалось даже сколотить
вокруг себя последователей. Да и не первый он такой, были и после него
евреи, кто также посчитал себя мессией и также сколотил последователей.
И всё это иудаизм в его развитии и распространении по лицу земли знания
о Боге, в таком пусть хоть и болезненном, но ожидании истинного
пришествия Машиаха евреев.
В своей апологетической работе «воинам пряника» удаётся и отыскивать те
моменты христианского письменного наследия, которые действительно
принадлежат или близки по духу их единомышленникам, тем кто мыслил и
видел первое христианство действительно неким продолжением иудаизма. Ну
а моменты, что противоречат, воспринимаются ими даже болезненно, и могут
объясняться недостаточным овладением языка оригинала, недостаточным
углублением и пониманием древней еврейской мудрости у оппонента.
И хоть у некоторых апологетов «пряника» нет явной воинственной
составляющей, однако за ними стоит глубокая всё та же первопричина
защиты своих собственных духовных ценностей. Так или иначе «воины кнута
и пряника» могут внести и положительную лепту в понимании христианами
своего наследия, играя роль идейной лакмусовой бумажки.
|
|