© Сайт "Християнский Духовний Навігатор"
Джерело:
 link завантаження публікації
Для друку: PDF версія

 
     
 

ЗАПРЕЩЁННАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ (3)

К ВОПРОСУ ОБ ЭКЗЕГЕЗЕ КНИГ ТаНаХа В РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

 
 

 

 
 

В процессе обсуждения первых публикаций «Запрещённой эсхатологии» ко мне возник естественный вопрос. Если некогда иудей Павел открыто и недвусмысленно отрицал пророчества ТаНаХа, то как это вообще возможно объяснить? Я в публикации этот вопрос не рассматривал, настаивая и обосновывая лишь существование этого конкретного явления и соответствующей проблемы библеистики. Теперь же пришло время предложить и ответ на обосновываемую проблему.

В ортодоксальной теологии, особенно в борьбе с хиллиастическими воззрениями земного тысячелетнего царства, проблему решают через тотальное аллегорическое истолкование пророческих картин земной иудейской теократии. Однако возникает вопрос, что вообще остаётся после такого «истолкования»? Да практически ничего! Ничего не остаётся того, что так явно и недвусмысленно в ТаНаХе изложено. И зачем тогда, спрашивается, те пророчества вообще нужны, если от них в толковании ровным счётом ничего не остаётся? Ведь от них просто культурно избавляются. Когда пророчества есть, а то, что они открывают – фактически уже никак нет.

Я предложу другой вариант, что основан на запечатлённой в посланиях Павла космогонической картине «Начал и Властей». «Начала», они же в греческой транскрипции «архонты» - термин понятийной системы апостола. Это известные космогонические фигуры воззрений раннехристианской эпохи. Представление об архонтах, как небесных миродержцах объективно существует в посланиях Павла, понятно оно читателю или нет, воспринимается это представление им или нет, нравится это читателю или не нравится. И в аспекте именно этой картины Павел прямым текстом отрицает огромный пласт пророческих картин. При этом апостол способен был ожидать явление Христа и начало нового века с окончательной победой над архонтами и смертью, как явлением бытия ещё при своей земной жизни, не заботясь, что бы все картины ТаНаХа успели да и смогли вообще свершиться.

Для пояснения отрицания Павлом пророчеств я бы предложил существование двух подходов к ТаНаХу.

Первый подход – видеть мир ТаНаХа как бы изнутри и изнутри этого мира смотреть на всё окружающее его. Это фактически привычный традиционный иудейский подход. И здесь рассуждение строятся где-то так.
- Вот мы, вот Господь Бог, вот Тора, вот Завет, вот наш путь, вот есть начало мира, вот таким будет наш Мессия, и вот таким будет наше будущее, оно великое и оно за нами. Из этого мира видятся другие народы. Во вне - всё остальное, и оно как сателлит должно вращаться вокруг центра.

Второй подход – взгляд на этот мир, но только уже как бы извне. При этом уже извне видятся те вещи, что были недоступны внутреннему взору. И здесь оказывается, что в этом мире «затесались» и председательствуют некие небесные «Начала и Власти», они же архонты. Оказывается, что они были непосредственно вовлечены в духовную историю Израиля. Оказывается, что именно они распяли Христа, именно они вдохновили иудеев на распятие, которое есть и для иудеев и для самих небесных вдохновителей - повешеньем на древе проклятия. И такой взгляд, в рассматриваемом вопросе для Павла, возможен потому, что Христос их разоблачил, вывел на свет Божий, «восторжествовав над ними Собою». Они прекрасно до времени скрывались, но были выставлены на показ и опозорены. (Интересно при этом, что для многих они умело продолжают скрываться и до сих пор).

И вот теперь, исходя уже из второй картины, можно понять, почему пророчества земной теократии и мирового теократического господства Павлом в учении (а я считаю, что и Спасителем) не могут быть реализованы.

Все те пророческие картины – это перспектива мира «Начал и Властей», перспективы этого самого мира небесных архонтов, что пригвоздили Христа к древу проклятия. И в ТаНаХе отображены именно их картины, когда религиозный культ с праздниками и жертвоприношениями приобретает вселенский масштаб. И вселенский масштаб приобретают религиозные наказания непослушных язычников, отказавшихся приходить в Иерусалим на празднования того же праздника кущей. Это все те же наказания Торы грешников, только не древом проклятия (древо, оно лишь для своих), а массовым голодом и смертью. Но крест разрушил эти перспективы, включив архонтам обратный отсчёт. Второе явление Христа должно было окончательно низвергнуть их владычество, окончить явление физической смерти, завершив таким образом начатый план спасения. И в открывающимся новом Царстве для Павла, не могло поэтому уже быть принципиально ни грехов, ни проклятий, ни возмездий, ни смертей.

Для Павла смерть Христа и гонения христиан - это война Начал и Властей. Идя на смерть и ложа голову на плаху, апостол верил, что всё это прекратится с пришествием Христа, когда миродержцы будут окончательно упразднены, и наш вот такой мир вообще достоин своего скорого конца. Но нет, христианам нужно упорно протащить «пернатых хищных небесных тварей» в грядущее Царство, протащить с их родными порядками и привычками, с их возмездиями и столбами проклятий, дабы те воссели на ветках повыше и снова занимались своими любимыми делами.

Распинавшие кричали:
- Распни Его!
- Мы прекрасно знаем из пророчеств, каков должен быть наш Мессия, а это самозванец!
- Смерть самозванцу!
И архонты, для Павла, сами же их и вдохновляли на это. Распинавшие выполняли их волю. Голоса и руки распинавших, это голоса и руки архонтов в их земной вотчине. И если покровители смогли именно так вдохновить религиозную Иудею, то почему естественно не продолжить эту мысль, когда такое вдохновение происходило естественно и ранее, соответственно и запечатлено «написанным», когда архонты были непосредственными участниками событий, что представлены в ТаНаХе.

Если посмотреть Евангелие.
Христос плакал о распинавших, о тех, кто грезил мировым господством, однако при этом был обречён на смерть и на уже скорую братоубийственную бойню фанатов религиозного террора, ради всё того же ожидаемого царства земного. И как Он мог вообще его проповедовать?

Таким образом для Павла ТаНаХ, после обращения ко Христу, рассматривается уже НЕ изнутри, и рассматривается как история стенания всего творения, история Израиля в поисках Отца под властью архонтов, завершившаяся крестом и открывшейся возможностью усыновления Отцу во Христе, усыновления и иудеев и язычников. Именно поэтому Павел вопреки однозначному утверждению ТаНаХа об усыновлении Израиля провозглашает пришествие истинного усыновления Отцу Духом Христовым. Соответственно для него пророческие книги и должны отображать картину эпохи правления архонтов и являть собой плод именно того духовного периода. Мистерия Христа для Павла (и он сам пишет об этом) – тайна для архонтов, специально скрытая Богом. И в этом плане к ТаНаХу возможно следующее отношение. То, что вдохновенно было от Духа и записано, не было ими понято и распознано. То, что вдохновлялось ними, ими же и использовалось, и это они прекрасно понимали, и никакой для них тайной соответственно не являлось. И здесь возможно также, что вдохновляемые архонтами картины ТаНаХа явились по их же невежеству и против них же самих могут использоваться Богом, а соответственно в таком восприятии и толковаться.

Конечно же, такое восприятие ТаНаХа конфликтует с тем, как он представляется во многих местах НЗ, однако конфликтует в той степени, что и открытое недвусмысленное заявление непризнания его утверждений и свершений многих пророческих картин. И в этом плане НЗ отобразил в себе специфическую для привычного восприятия традицию. Традицию со своей уникальной понятийной системой и со своим специфическим образом мышления.

 

 
 

-1-       -2-       -3-       -ОГЛЯД-   


 
 

Влад Вальберг
 январь 2010
vladvalberg@gmail.com

 
  Далі >>>

 
     
 

В рубрику

Рубрики

Головна