|
Теологическая критика может
обращаться к тому моменту, когда в эсхатологической картине ап. Павла
можно предположить два царства. Первое – Царство Христа, второе –
Царство Отца. При этом первое – земное, и лишь второе последующее –
вечное и нетленное.
Земное Царство Христа
25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги
Свои.
26 Последний же враг истребится - смерть,
27 потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все
покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.
Вечное Царство Отца
28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все
Ему, да будет Бог все во всем.
***
24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда
упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
В таком представлении можно предположить наличие будущего земного
царства Христа, однако это предположение опровергается.
1. На основании богословия Павла можно продемонстрировать, что
царство Христа уже началось и оно естественно совершенно не земное.
Христос сидит одесную Бога, Он превыше всего и Ему всё подчинено, вместе
со Христом посажены в небесном также и дети Божьи, они уже пребывают
в Царстве Сына Божьего, которое началось ещё с Его
воскресения.
1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где
Христос сидит одесную Бога; (Кол.3:1)
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного
Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
(Кол.1:13,14)
19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию
державной силы Его,
20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и
посадив одесную Себя на небесах,
21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и
всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою
Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. (Еф.1:19-23)
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, -
благодатью вы спасены, -
6 и воскресил [совоздвиг] с Ним, и посадил на небесах во Христе
Иисусе, (Еф.2:5,6)
34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную
Бога, Он и ходатайствует за нас. (Рим.8:34)
2. Тут же, в фрагменте (1Кор.15:25), открывается картина борьбы
Христа с врагами Божьими.
25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги
Свои.
Однако на основании того же богословия Павла эта борьба идёт уже
сейчас:
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против
начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против
духов злобы поднебесной. (Еф.6:12)
3. Тут же, в этом самом фрагменте Послания открывается, что Царство
Христа переходит в Царство Отца сразу после воскресения, этот
момент указан даже дважды.
23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в
пришествие Его.
24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу,
когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги
Свои.
26 Последний же враг истребится - смерть, (1Кор.15:23-26)
Передача Царства Отцу начнётся сразу после воскресения и Пришествия.
Конец Царства Христа связан с упразднением врагов, последний из которых
– смерть. И смерть побеждается – воскресением. Предположение же, что «затем
конец» - подразумевает некий период земного царствования Христа
проблематичен. Ибо совершенно ничего не указано про вынужденное начало
уже по сути второго царствования Христа – на земле. Тут же далее по
тексту, указывается снова на победу над смертью, и повторяется, что эта
победа не выносится за некое новое уже земное царство, но неразрывно
связана непосредственно с воскресением и преображением Христовых.
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и
мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему
облечься в бессмертие.
54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие
облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное:
поглощена смерть победою.
55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1Кор.15:51-55)
Также предположение подразумевания Павлом под «затем конец» не окончания
луковой эпохи со свержением миродержцев «Начал и Властей» и последующим
началом эпохи нетления и совершенства, но именно подразумевание ещё
протекание некой дополнительной совершенной истории земного правления
Христа приводит к дополнительным коллизиям. Так у Павла возникает уже
две победы над смертью (в Пришествие и после окончания земного рая), а
сам же рай земной должен находится ещё и под теми же лукавыми
миродержцами, что и правили лукавой эпохой (!), ибо для апостола их
свержение Христом неминуемо знаменует начало эпохи «Бог всё во всём» и
место для земного рая не остаётся.
Все вышеприведенные моменты могут ясно свидетельствовать, что
Царство
Христа у ап. Павла:
1. Действенно уже сейчас (при жизни апостола в контексте).
2. Закончится упразднением врагов, последним из которых является смерть.
Само же упразднение смерти связано именно с Пришествием и воскресением в
нетлении.
Поэтому и предполагать, что Царство Христа ещё только должно начаться с
Пришествием и воскресением или же не должно закончиться при воскресении,
но продолжаться далее - приводит к возникновению конфликтов как в
богословии апостола - вообще, так и в контексте раскрываемой им
эсхатологической картины - в частности. При этом оба Царства и
Сына и Отца носят не земной, но именно трансцендентный характер.
Данная публикация приводится в
качестве дополнительного материала к основной работе
«ЗАПРЕЩЁННАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ»
|
|