|
В 2009-2010 делал несколько
публикаций под названием «Запрещённая эсхатология». Хочется провести
небольшой краткий обзор тех тематических публикаций и озвучить
получаемые выводы, а также озвучить и новые мысли. Целью тех публикаций
было продемонстрировать, что ранние общины у того же Павла, мягко говоря
- не использовали Танах (ныне Ветхий Завет) в том ключе, как это
делается сейчас. И если Послания Павла несут свидетельства о
происхождении Закона Моисея от неких ангелов или сил стихий этого мира,
то естественно будет предположить о таком же отношении и к пророчествам
ныне Ветхого Завета. И такое предположение можно аргументировать всё
теми же его посланиями. Предложенная картина была также
рассмотрена через
особенности так называемого сифианского гнозиса, как пример явления
происходящих в то время процессов радикального переосмысления.
Итак,
первая публикация
подняла вопрос игнорирования в послания ап. Павла целого ряда ярких
пророчеств ВЗ, что касаются ожиданий будущего еврейского теократического
царства. Был выделен специально выборочный «пласт», что позволяет
сделать чёткие и конкретные выводы. И здесь Павел открыто заявил, чему
он учит и что ожидает, и месту реализации тех пророчеств у него - нет. Они
для него невозможны вообще, полностью исключены. Примечательно, что
ортодоксальная церковь ещё в первые века противостояла учению хилиазма,
и доныне делает это в опоре на всё те же послания ап. Павла (читать и
понимать умеем). Интересно, что современное неопротестантское богословие
полностью это учение провозгласило и через его призму и толкует уже сами
послания Павла. При этом весь тот отвергнутый «пророческий пласт» нашёл
свою новую уже «христианскую жизнь», поглотив и затмив то, чему Павел на
самом деле учил (насколько мы можем это знать из посланий).
Ортодоксальное богословие имея багаж Ветхого Завета и поддерживая его
авторитет вынужденно заявлять об аллегорическом толковании, тогда как
оно полностью должно уничтожить главный смысл тех пророчеств. Перед нами
разворачивается такая себе «теологическая драма», когда пророчества
есть, а толкование таково, что их быть не должно, что в публикации и
показано. Также отмечаю, что по сути невозможность применения этого
«пророческого пласта» также засвидетельствована и через Послания Петра,
что может демонстрировать распространённость взглядов в то время.
Не нужно никаких апокрифов и исследований – конфликт учения с иудаизмом
отображён в этом в самих текстах НЗ, и всё это перед нами.
Вторая
публикация продемонстрировала эту же тенденцию на примере
Евангелия Луки. Будучи некогда сам погружён в неопротестантские учения
открыл для себя, что Евангелие содержит в себе явную и ясную
антитеократическую мысль в которой проповедь Иисуса не предполагала
никаких царств теократии на земле и которая аналогично посланиям Павла
перетолковывается ныне через теократическую призму или обходится
стороной.
Третья публикация
даёт вариант пояснения такого отношения. Ведь Павел не был скептиком -
учёным библеистом, который бы просто сказал на это всё, мол «мифы
древних народов», но был именно мистиком. И здесь если Павел ясно и
прямым текстом связывал религиозный путь иудеев с нахождением в «стихиях
мира», рукописание - с подчинением Началам и Властям, то абсолютно
естественно, что и пророческие воззрения являются вообще самым первым
примером проявления такого статуса. Если Закон у Павла дан ангелами, то
и «пророки» ну никак не свободны от этого рабства. Если служение
«буквам», это служение не Богу, но «ангелам», давшим их и в этом они и
разоблачены, то и пророческие картины - это такой же естественный пример
произошедшего разоблачения. На что я в публикации и акцентирую.
Есть известная новозаветная связка «закон и пророки», так она и
«работает» вместе, а не по отдельности. Коль «закон» связан с «Началами
и Властями», то и «пророки» - там же.
При этом для Павла здесь с одной стороны уместен известный следующий
подход, изложенный в Ев. Филиппа:
«16. Архонты думали, что они делали то, что они делали, своей силой и
своей волей. Но Дух святой втайне совершал все через их посредство, как
он желал. Истину, ту, которая существует изначала, они сеют повсюду».
И такой подход кстати и описывался независимо библеистами, которые
изучали радикализм Павловых посланий и пытались объяснить отношение
апостола к закону. И здесь по сути именно сам Павел мог и оказать такое
влияние на евангелиста Филиппа, написавшего эти строки.
Вместе с тем можно предложить и ещё один вариант объяснения
игнорирования пророчеств, который может представляться компромиссным,
однако на самом деле лишь казаться таковым. И в этом варианте одни идеи
или заявления "закона и пророков" противопоставляются другим заявлениям
и опровергают их. Когда по сути внутри религиозной системы возникает
такое протестное движение переосмысления, которое систему и разрушает,
оказывая куда более сильное воздействие, чем какое-либо разрушительное
влияние извне.
В этом случае Павел мог использовать одни пророчества против других и
против утверждений закона, придавая утверждениям антагонистический
статус, выявляя противоречия и изобличая обман. И в этом случае одни
заявления характеризовались идущими от Начал и Властей, стихий мира в
котором у Павла и пребывал иудаизм, другие же приобретали статус идущих
Свыше, что и изобличали подлог. В примере же публикаций "Запрещённой
эсхатологии" был в таком случае продемонстрирован показательный
изобличённый пласт. И в этом можно найти объяснения применения Павлом
цитат и аллюзий на тексты ВЗ, когда он одновременно и охарактеризует
наследие, как подвластное стихиям мира.
С точки зрения развития и становления воззрения и учений, названных в
дальнейшем гностическими, сами тексты той же библиотеки Наг-Хаммади
имеют много примеров использования материала книг Танаха. И здесь его
мир стоит либо за мышлением авторов текстов, либо его тексты напрямую
используется авторами. Как, впрочем, текстам библиотеки естественно и
радикальное отвержение, как утверждений, так и персон этого мира.
Для картины выявления противоречий можно привести пример воззрения так
называемого сифианского гнозиса. Когда сын Адама Сиф, представлен
персоной иного рода, против которого велась война бога этого мира. К
таковым персонам вероятно также был отнесён и Мелхиседек, представленный
в гностический библиотеке по сути уже вневременной силой или эоном [1].
Примечательно, что к нему, как к особому библейскому персонажу
обращается и автор канонический книги Послания евреям, чтобы обосновать
временный и преходящий статус закона Моисеева. При этом возможно, что
образ Мелхиседека использовался в то время и помимо этого Послания, так
как само упоминание его священства в Торе уже несёт в себе противоречие
по отношению к линии откровения Моисея и патриархов. А целенаправленное
развитие темы священства Мелхиседека способно порождать острый конфликт.
Так или иначе персона Мелхиседека исходя из ересиолгического
свидетельства Епифания Кипрского была предметом даже особой
ересиологической критики. В то время Мелхиседека даже считали явлением
Сына Божьего, когда вероятно именно и считалось, что о нём
свидетельствует Ев. Иоанна, упоминая исполненным радости Авраама при
его некой загадочной встрече с Сыном (Иоан.8:56). Примечательно и то, что имя Мелхиседека
удостоилось особого "эпитета избранных", отражённого в речении Иисуса из
Евангелия Фомы, когда сами иудеи вдруг также назвали Мелхиседека "сыном
блудницы" [2].
И здесь сама тенденция противопоставления и изобличения могла быть
естественно связана с противопоставление двух творений и их творцов.
Когда создание глиняного Адама, а далее уже и Евы от него самого,
противопоставлялось изначально нематериальному творению целостного
Человека. При этом противопоставление и изобличение происходит внутри
мира Танаха, внутри его текстов, а по сути для его религии несёт большую
угрозу, чем какие-либо внешние нападки. Сами же тексты гностической
библиотеки в таком случае демонстрируют, что радикальное переосмысление
шло и к полному отвержению всего наследия иудаизма с персонами мира
Танаха, при этом сохраняя следы первоначальных заимствований.
Возвращаясь же к базовой теме обзора, здесь пласт запрещённой
эсхатологии посланий Павла и являлся элементом и примером таких
протестных процессов своего времени, тогда как "закон и пророки"
разделялись изнутри. При этом Павел выстраивает по сути новое
эсхатологическое учение, выстраивает его вопреки пророческих ожиданий
иудаизма, игнорируя и даже опровергая их. И тенденция эта может быть
рассмотрена через призму так называемого сифианского гнозиса, в качестве
примера или элемента происходящего тогда движения.
Понять же причины такого явления невозможно, когда иудаизм первого
столетия с его религиозным укладом рассматривать через современную
еврейскую культуру или "розовые очки" Нового Завета с позиции
аналогичной цивилизованной культуры современности, восхищаясь по сути
картинкой создаваемой религиозной фантазии. Тогда как на самом деле
существовало консервативное и непримиримое религиозное общество
"шариатского" образца (современным языком), с его сопровождающими
проблемами - фанатизмом, нетерпимостью, радикалами и даже естественно
террористами, охваченное ненавистью ко всему "языческому" нечистому,
утверждающееся и ведомое при этом "законом и пророками". И в такой
ситуации возникновение радикального переосмысления было реально и даже
закономерно.
Другим показательным примером радикального переосмысления,
засвидетельствованным текстом самого Нового Завета, может являться
история казни Стефана, когда тот и представлял это самое движение
радикального переосмысления. И происходило оно в первой половине первого
столетия с центром в Дамаске, тогда как в Иерусалиме по сути оно было
физически уничтожено. Но это уже отдельная тема для отдельного
рассмотрения.
|
|