© Сайт "Християнский Духовний Навігатор"
Джерело:
 link завантаження публікації
Для друку: PDF версія

 
     
 

ЗАПРЕЩЁННАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ
 
(К ВОПРОСУ ОБ ЭКЗЕГЕЗЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА В ПОСЛАНИЯХ АП. ПАВЛА)

 
 

 
 

«не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там»

Целью этой небольшой работы является исследования экзегезы В[етхого]З[авета] в посланиях ап. Павла. В данном случае интерес представлять специфика использования эсхатологических (представления о конце мира) пророчеств ВЗ, т.е. картин, в направлении которых в Посланиях могли бы выстраиваться уже христианские воззрения. Следует отметить, что в тексте ВЗ не существует чёткой и конкретной эсхатологической картины, скорее есть некие идеи и направления. По крайней мере при наличии вопросов к чёткости и конкретности в самом уже Н[овом]З[авете], эсхатологический момент там куда более выражен и акцентирован. Несомненно, в корпусе Посланий апостола можно выделить серию параллелей на эсхатологические воззрения пророков. Интерес же для нас будет представлять НЕ полное и подробное их выявление с последующей трактовкой, а скорее обозначение интересной критической специфики избирательности, когда все воззрения ВЗ (так называемый «закон и пророки») не могли использоваться апостолом. Т.е. определённый пласт материала должен был быть либо сознательно им проигнорирован и отвергнут либо даже использован в критическом ключе, например, с подходом как обольщающему пророчеству.

В качестве прелюдии хочется отметить интересный богословский исторический момент, который может быть рассмотрен следствием наличия раскрываемой нами далее критической специфики. Так, в мире христианской теологии существует конфликт относительно учения о хилиазме, т.е. учения о тысячелетнем царстве Христа на земле. Этот спор имел свою давнюю историю, когда ещё в первых веках христианской эпохи ортодоксальное христианство раскалывалось на два лагеря. Один условный лагерь представляли те, кто верил в наступление именно земного царства Христа, другой же - кто это отвергал. Во многом спор этот был связан и с канонизацией книги Откровения Иоанна, которая при ясном её толковании давало аргументированную основу для ожидания царства земного и опору на соответствующие пророчества ВЗ, что привело к появлению и специфических учений о восстановлении Иерусалима с возобновлением жертвоприношений, отвергнутых впоследствии как заблуждения. Ортодоксальная традиция приняла в конце концов направление отрицания такого царства, обозначив принятие хилиазма заблуждением, а книгу Откровение Иоанна истолковало аллегорически. Соответствующие же пророчества в ВЗ истолковываются вопреки всякому прямому смыслу с использованием абсолютной аллегории. Однако история шла своим чередом. В лоне католичества возникает протестантизм, который и ныне развивается и масштабно разветвляется. При этом был провозглашён принцип «Сола Скриптура» - «Только Писание». Ортодоксальное же решение отвержения хилиазма было при этом интерпретируемо бредом древних маразматиков, которые неизвестно почему извратили Откровение Иоанна и пророчества ВЗ. Мир «Сола Скриптура» такой аллегории категорически не приемлет. Поэтому проповедники и учителя выстраивают масштабные картины и хронологические схемы, призванные учесть и расставить по местам все эсхатологические пророчества ВЗ. Ортодоксальная абсолютная аллегория истолкования им не нужна, ибо дико выглядит это искусство, когда всё прекрасно открыто в прямом смысле. Протестантская теология, движимая экзегезой единства всех книг Библии, недоумевает о факте отвержения хилиазма и не обращает внимание на причины его породившие.

Теперь же возвратимся к ранее упомянутой критической специфике и раскроем её суть. Наибольшее место во всём корпусе НЗ по праву принадлежит Посланиям апостола Павла. Примечательно, что вопросы эсхатологии там занимают важное место, хорошо раскрыты и даже продублированы, т.е. когда одни и те же моменты практически идентично повторяются в разных Посланиях. Важность раскрытия эсхатологических ожиданий объясняется тем, что с ней неразрывно связаны ключевые вопросы сотериологии, т.е. фундаментальный вопрос спасения человека Сотериология неразрывно связана с концом этого мира, посему и уделяется ему особое внимание. Попытаемся же тезисно раскрыть фундаментальные моменты сотериологии и эсхатологии, сопоставив при этом те места из «пророков», которые по нашему мнению должны были сознательно отвергаться.

Так, спасение человека у апостола Павла можно разделить на два основных этапа.

1. Духовное воскресение – «совоздвижение» со Христом, которое происходит при уверовании во Христа, когда человек становится дитём Божьим.
2. Воскресение в новом теле, в нетленности и совершенстве, которое должно ещё произойти будущем.

В открывающемся в Посланиях учении ап. Павла есть мистическое пребывание во Христе. Дети Божьи внешне живут в тленных и страстных «телах смерти», находясь всё ещё в лукавом веке, который покровительствуется Началами и Властями. Однако внутренне дети уже совоскресли со Христом, находятся в веке грядущем. Это и есть Царство Христа, в котором дети внутренне уже и пребывают. Но это не есть полная реализацией спасения, которая должна довершиться лишь после воскресения (для умерших во Христе), когда умрут тела из праха и восстанут уже духовные небесные тела, тела бесстрастные, совершенные и вечные. Начала и Власти при этом низлагаются (1Кор.15:24). Только тогда и начинается новая эпоха, когда Бог будет всё во всём (всех) (1Кор.15:28). Но сейчас ещё, воскресшие уже со Христом дети Божьи, стенают, имея начаток Духа, «ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:23).

Павел оперирует и двумя понятиями смерти - одна представляется как духовная, а вторая - физическая. Духовная мёртвость – «по преступлениям и грехам» (Еф.2:1), преодолевается первым духовным воскресением, когда человек приходит к Богу, обретает Дух усыновление и «совоздвигается» со Христом. Вторая же смерть – последний бастион, последний враг (1Кор.15:26), смерть физическая, которая связана с природным качеством тел из праха, наряду с лукавой их основой. Преодолевается она воскресением в нетление. Так, Павел ожидал Пришествия и своего преображения, которое предполагалось им происходящим ещё при жизни. Именно в Пришествие «тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие», умершие во Христе воскресают в нетлении и совершенстве. Для смерти же более нет места (нет более тел смерти), НЕ познавшие Бога, согласно (2Фесс.1:9), подвергаются вечной погибели, а праведники наследуют новый совершенный век. И начало этого века для апостола было связано с пришествием Христа.

Теперь же сопоставим некоторые идейные направления эсхатологии ВЗ. Так, в самом повествовании о конце нынешней эпохи греха и смерти, которая должна завершится Пришествием Христа, в Послании имеется ссылка (1Кор.15:55) на пророка Осию – «…Смерть! где твое жало? ад! Где твоя победа?...» (Ос.13:14). Фактически проводится параллель между ключевым эсхатологическим воззрением и выдержкой из «пророков», когда пророчество мыслится реализованным.

Далее, выделим весьма значимую эсхатологическую ветвь «закона и пророков». Суть её заключается в том, что концовка мира связана с особым статусом иудеев относительно других народов. В этой концовке возникает исключительно национальный рай и рай именно земной со специфическим устройством распределения благ и осуществлением наказаний. Враги иудеев подвергаются возмездию, притеснители – порабощению, в самом земном рае - мир, а его противникам - притеснение или же смерть.

В качестве примера рассмотрим кратко эсхатологическое воззрение из пророка Захарии, которые и завершают эту пророческую книгу.

17 И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них.
18 И если племя Египетское не поднимется в путь и не придет, то и у него не будет [дождя] и постигнет его поражение, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей.
19 Вот что будет за грех Египта и за грех всех народов, которые не придут праздновать праздника кущей!
20 В то время даже на конских уборах будет [начертано]: "Святыня Господу", и котлы в доме Господнем будут, как жертвенные чаши перед алтарем.
21 И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день.
(Зах.14:17-21)


Иерусалим становится мировым центром, куда жители поднебесной обязаны приходить на поклонение «Господу Вседержителю» и праздновать иудейский праздник кущей. Само празднование мыслится со свершением жертвоприношений. Отказ прийти наказывается отсутствием дождя и поражением. Само покарание связано фактически с наказанием голодом непокорных, за которым естественным результатом приходит вымирание народа. Возможно, что наказание отсутствием дождя основывается и на соответствующем проклятии Моисеева Закона.
 
24 вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблен. (Втор.28:24)

Таким образом можно сделать и вывод, что основы эсхатологии данной линии ВЗ не находят места в эсхатологии апостола. Более того, они не нейтральны, но антагонистичны. Эсхатология ВЗ подразумевает наличие смерти, наказаний и проклятий с уничтожением через голод. Картина завершения мира коренится в возвышении иудеев над остальными с соответствующими взаимоотношениями между новыми властителями и остальными народами, которым суждено быть в послушании или же рабстве. Сама концепция совершенства мира зиждется на неком локальном земном рае.

Следующий эпизод связан также с возвышением иудеев над остальными народами. Притеснителей иудеев ждёт кара кормления собственной плотью и упоения собственной кровью, цари народов падают ниц перед иудеями и лижут прах их ног. Яхве при этом - спаситель исключительно народа Израиля.

22 Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах.
23 И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь,
что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся.
24 Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен?
25 Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу;
26 и притеснителей твоих накормлю собственною их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я Господь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев. (Ис.49:22-26)


5 Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя. (Ис.55:5)

Следующий эпизод – известная эсхатологическая картина в последних главах пророка Исаии, что также книгу. Это и повествование о возвещении славы Яхве другим народам, что связано также с возвеличиванием иудеев и масштабным покаранием язычников, однако не всех. Остаток должен возвестить славу Яхве и возвратить в Иерусалим предположительно плененных иудеев.
 
16 Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом.
17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, - все погибнут, говорит Господь.
18 Ибо Я [знаю] деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою.
19 И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою
20 и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, - подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде.
21 Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.
22 Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.
23 Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.
24 И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.
(Ис.66:16-24)


Следующий эпизод связан с известным пророчеством о «новом небе и новой земле» и Иерусалиме - городе радости (Ис.65:17). Однако для эсхатологического сопоставления мы возьмём лишь стих, имеющий прямое отношение к эсхатологии апостола.

20 Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем.
(Ис.65:20)


По причине трудности понимания этого стиха воспользуемся в качестве альтернативы переводом и с древнееврейского (Книга Исайи/Пер. Графова А.Э; перевод использовался Российским Библейским обществом в серии: "Ветхий Завет. Перевод с древнееврейского".)

Там не будут умирать младенцы,
ни один старик не умрет, не достигнув полноты своих дней.
Если кто умрет в сто лет — сочтут, что молодым умер,
а того, кто не дожил до ста, проклятым сочтут.


Отметим, что картина будущего земного рая у Исаии разнится в фундаментальном вопросе с эсхатологией Павла, а именно - пророчество Исаии не предполагает отсутствия смерти, что является наиважнейшим моментом сотериологии апостола. Смерть лишь более не коснётся детей, и годы жизни людей на святой горе продлятся. Вместе с тем остаётся и проклятие, которое к тому же будет и выявляться у тех, кто умер не в старости.

Следующее пророчество имеет выражение, которое используется в Послании Павла в качестве аллюзии, а именно - «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит»

8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего
(2Фесс.2:8)


4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.
5 И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина.
6 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.
7 И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.
8 И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.
9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.
10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава.
11 И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря.
12 И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли.
13 И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема.
14 И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им.
15 И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее.
16 Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской. Исаия 11


Фрагмент относится к царству иудейского Машиаха. Тут же в фрагменте раскрыт вопрос возвращение в это царство пленных и изгнанников Израиля, возвращение остатка народа на святую гору, где не будет зла (ведь не все окажутся при наступлении царства в Иерусалиме). Внутри наступит мир, тогда прекратится историческая вражда между двумя еврейскими царствами («И прекратится зависть Ефрема»). Все кто обирал иудеев поплатятся тем же («ограбят всех детей Востока»), и пойдут они в рабство («дети Аммона будут подданными им»), а всем нечестивым противникам этого и врагам иудеев – смерть («враждующие против Иуды будут истреблены»).

Отметим, что при наличии в тексте Послания аллюзии и цитаты из пророчества Исаии, такая ссылка должна использоваться в отрыве от контекста ВЗ, ибо контекст не находит своего отображения в той картине, которая цитаты заимствует. Более того, события из пророчества не способны вообще произойти в эсхатологии апостола. Либо же для решения конфликта пророчество Исаии нужно искусственно разделять на независимые части.

В завершении рассмотрения проблематик соответствия отметим, что несоответствие может быть отмечено и в Послании Петра. Конечно же, раскрытие там эсхатологии не может по масштабу конкурировать с полнотой Посланий Павла. Но то, что есть, находится в смысловой гармонии. Так, во втором Послании повествуется о пришествии дня Господнего.
 
10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (обнажатся).
11 Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам,
12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?
13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.
(2Пет.3:10-13)


При этом используется указание на новое небо и землю, которое можно соотнести с пророчеством Исаии. Но, описываемая в Послании картина разрушения не предполагает существования того земного рая с его устройством, которое было отмечено нами в ВЗ выше. Ибо разрушение мыслит уничтожение генеалогии иудеев, а также, вероятнее всего, указывает на новые основы организации жизни, что никак не могут быть связаны с ныне существующими. При этом на новой земле, где обитает правда не должно быть смерти, необходимости выявлять проклятия, приносить жертвоприношения, морить и убивать голодом непослушных, а также использовать силу рабов для достижения благополучия избранных.

Таким образом, мы приходим к заключению, что Павлу и Петру пришлось бы сознательно игнорировать и отрицать эсхатологические идеи, представленные во многих местах ВЗ. Ибо этим идеям нет места в эсхатологической и сотериологической картине, они ей чужды и эсхатология ВЗ в рассматриваемой нами линии – «запрещена».

Для решения конфликта и реабилитации ВЗ можно бы было предложить следующие варианты.

1. Истолковать данную эсхатологическую линию аллегорически. Однако здесь возникают проблемы следующего плана. При использовании, например, принципа замещения, когда место Израиля занимает теперь уже Церковь, выстраивается странная картина некоего мирового господства над предположительно грешниками. Но такая картина абсурдна для апостолов, находящихся в ожидании скорого Пришествия. Когда верующие во Христа находятся именно в гонениях и притеснениях и Пришествие должно принести воздаяние скорбями оскорблявшим. (2Фесс.1:4-7)

4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
(2Фесс.1:4-7)


Никакого мирового господства над грешниками апостолами не мыслилось.

Проблематично и представить господство Церкви в плане духовном, когда грешники ею авторитетно караются, например разными проклятиями. К тому же только некоторые моменты можно подвергнуть такой обработке. Также придётся тотально менять изначальный смысл линии ВЗ, изменяя до неузнаваемости оригинальную основу. Но зачем тогда её вообще брать и использовать, если целью будет её полная подмена?

2. Предположить, что ап. Павел мыслил рассматриваемую нами линию ВЗ, которая реально должна произойти при его жизни перед Пришествием. Однако мы не находим никаких подготовок адресатов его посланий к подобным событиям и более того, Павел, как служитель язычников, радикальнейшим образом противостоял всяким попыткам навязать традиции иудаизма им основанным общинам. Абсурдно даже предполагать, что при этом он готовил их к новой мировой реальности обязательного приношения жертв в Иерусалиме.

Кроме вывода об отвержении данной эсхатологической линии можно предположить и наличие её именно критического истолкования. Если представить, что эта эсхатология ВЗ мыслилась той, которая произойдёт перед Пришествием, тогда она могла рассматриваться и в качестве обольщающего лжепророчества. Ибо во 2-м послании фессалоникийцам 2 гл. представлено, что в учении апостола время перед пришествием должно быть связано с масштабным обольщением, как заблуждениями так и лжечудесами. И данная линия ВЗ принципиально способна рассматриваться в аспекте этих прельщений.

Также в учении апостола можно выделить момент, который ориентирован против превозношения иудея над язычниками в аспекте взаимоотношения их с Богом, что способно также противостоять рассматриваемой эсхатологической линии ВЗ. Для апостола стена вражды – разрушена, и эта стена мыслится в «законе заповедей, состоявшей из предписаний». И этот «закон заповедей» буквально уничтожен смертью Христа. Нет более избранных и прислуживающих им рабов, ибо как иудеи, так и язычники возымели ныне «доступ к Отцу» и доступ этот в «одном Духе».

14 Ибо Он есть мир наш, сделавший из обоих одно и разрушавший разделявшую их стену, то есть вражду, упразднивший плотью Своей
15 Закон заповедей, состоявший из предписаний, чтобы из двух создать в Себе одного нового человека, учиняя мир,
16 и обоих в одном теле примирить с Богом крестом, убив на нем вражду.
17 И, придя. Он благовествовал мир вам, которые были далеко, и мир тем, которые были близко,
18 потому что чрез Него мы имеем доступ и те и другие в одном Духе к Отцу. (Еф. 2-14:18)


Примечательно отметить, что исторически далее, в иудаизме, развивались воззрения, непримиримо и воинственно настраивающие иудеев против язычников. И рассматриваемая нами линия ВЗ принципиально способна создать условие и опору для их появления и развития.

В заключение хочется отметить тенденцию богословия евангельского протестантского мира. Тенденция отвергает аллегорическое толкования ортодоксальной традиции и стремится создать такую хронологию, что учла бы все эсхатологические моменты входящих в канон книг Библии. Отметим, что такая попытка основана на принятых правилах герменевтики единого и непротиворечивого толкования всех библейских книг. При достижении же цели фактически затемняется эсхатология апостола. Она «переподчиняется» воззрениям и учениям, которые призваны выстраивать концепции и картины на правилах герменевтики и в её же защиту, но отношение к изначальному учению апостолов такие картины не имеют.

Таким образом, мы выделили «запретную» эсхатологическую линию ВЗ, которая не способна быть использована в учении ап. Павла, и скорее всего в учении ап. Петра по причине её чужеродности и антагонизма, а соответствующие моменты «закона и пророков» апостолами должны были быть либо сознательно отвергнуты, либо и истолкованы в критическом ключе.

 

 
 

-1-       -2-       -3-       -ОГЛЯД-   


Дополнение. ( Ответ на теологическую критику).
«Царство Христа и Царство Отца»


Обсудить или прочесть комментарии
Форум Evangelie.eu
Форум IC 

 
 

Влад Вальберг
 август 2009
vladvalberg@gmail.com

 
  Далі >>>

 
     
 

В рубрику

Рубрики

Головна