Альберт Швейцер (1875-1965) – известный немецкий
теолог, христианский миссионер, врач. В теологических исследованиях
известен рядом своих работ. Один из ярких и значимых его трудов -
«Мистика апостола Павла». Это неординарное исследование посвящено
специфике мировоззрения ап. Павла в частности, и всей новозаветной
традиции – в целом. Главный вопрос работы – понимание сути, природы и
истоков учения ап. Павла о новом сверхъестественном бытии, мистике во
Христе. Сопутствующим вспомогательным направлением в рассмотрении
основного вопроса у Швейцера можно выделить исследование космологических
воззрений апостола Павла. Здесь же мы представим основы именно этих
представлений. Примечательно, что они в различных своих вариациях
обнаруживаются в учениях эпохи ранней церкви. Все основы для таких
представлений и были выделены Швейцером в текстах Павловых посланий, что
не находили понимания уже в богословии более поздних исторических
периодов.
Основные космологические представления базируются на том, что наш мир
подчинён демоническим и ангельским силам. И именно с этими ангельскими
силами был связан религиозный путь иудеев, а также мистерия смерти и
воскресения Христа. Сами же эти ангельские силы не являются в
традиционном понимании беспрекословными слугами Божьими. Они лишь
выполняют свою специфическую космологическую функцию, пребывают в
незнании Божьих планов, являются по сути противниками служителей Божьих
в распространении Евангелия и власть их окончательно будет низвержена в
явлении Христа при окончании этого века.
Необходимо заметить, что по-нашему мнению апостол Павел говорит всё-таки
не об ангелах, а о многократно упоминаемых им в посланиях
космогонических фигурах - «Началах и Властях». Ангелы, в нашем
современном теологическом восприятии, это скорее посланники и слуги,
тогда как «Начала и Власти» этого мира по собственному своему
определению являются именно мироправителями, князьями, мировластителями
и никак не некими посланниками и слугами. Вместе с тем Швейцер их
именует именно ангелами.
Приведём далее основы реконструируемой Швейцером космологической системы
ап. Павла.
«Мир отделен от Бога настолько, что вплоть до мессианской эры между ними
стоят ангельские существа, а прямое отношение никак невозможно и
немыслимо».
«По Павлу, богосыновство как бытие в Боге реализуется лишь в будущем, в
мессианском Царстве, а до тех пор его избранники разделяют судьбу мира.
Последний же подчинен пока ангельским существам и прочим силам (Рим.8,
38-39), которые будут побеждены Христом в ходе утверждения Царства и
только когда будет уничтожена, как последний враг, смерть, и Он передаст
Свою, уже излишнюю власть обратно Богу, "будет Бог все во всем" (1 Кор.
15, 26-28). Вместе с автором книги Еноха апостол Павел, вслед за
Иисусом, разделяет убеждение, что Царство Божие кладет конец извечной
власти над миром демонов и ангельских сил. Павел …, по Швейцеру, …,
утверждает …, что на основе смерти Иисуса уже сейчас введен новый,
сверхъестественный порядок бытия, и прежде всего это проявляется в том,
что ангелы и прочие силы больше не осуществляют полного руководства
миром. Швейцер иллюстрирует эту мысль отрывком из Послания к Римлянам 8,
31-39, где Апостол заверяет "избранных" в том, что от любви Божией их не
могут разлучить "ни жизнь, ни смерть, ни ангелы или власти...", ни
вообще никакая тварь. Однако промежуток между воскресением Христовым и
окончательным низвержением власти ангелов при втором пришествии Христа
характеризуется как раз необычайным напряжением всех этих сопротивных
сил, не желающих уступать своего господства.
Апостол неоднократно возвращается к изображению явления Христа (1 Фес.
5,1-4; 4,16-17; 1 Кор. 15,52), которое внесет полное изменение во всем
устройстве одушевленной и неодушевленной природы. (Рим.8,19-22).
"Примечательно, что Царство мыслится им не как мирное блаженство, а как
состояние борьбы с ангельскими силами (1 Кор., 15, 23-28)...
Продолжительность этого первого Царства апостол Павел не уточняет, как
не делает этого и апокалипсис Варуха. Согласно апокалипсису Ездры, оно
продолжается 400 лет (3 Ездр.7, 26-42), согласно апокалипсису Иоанна
(Апок.20, 1-7), 1000 лет". После сокрушения последнего врага - смерти,
которая также входит в число ангельских сил, произойдёт всеобщее
воскресение и состоится суд над миром, который Апостол называет еще
судом Божиим (Рим.14,10), а иногда судом Христовым (2 Кор. 5,10).»
«Бытие в Боге представляется Павлу невозможным до тех пор, пока
ангельские существа обладают какой-то властью над людьми. Как только
Христос в процессе развития мессианского Царства победит их и уничтожит
последнего врага, смерть. Он сам вернет свою теперь уже не нужную власть
Богу, чтобы Бог был "все во всем" (1 Кор. 15:26—28). Только тогда будет
бытие в Боге»
«С представлением об ангельских силах, пишет Швейцер, неразрывно связано
у апостола Павла и понимание закона, который, по его мысли, является
орудием их власти над миром. Прекращение силы закона при наступлении
мессианского Царства предполагается и поздним иудейством. Но только у
апостола Павла появляется мысль о том, что закон, данный ангелами,
потерял свою силу уже вместе со смертью Иисуса. Посредничество ангелов
при сообщении закона на Синайской горе (Исх.19-20) естественно следовало
для позднего иудейства из представления о Боге, как о совершенно
трансцендентном Существе. Следы такого представления можно найти и в
речи Стефана (Деян. 7,38; 53), в послании к Евреям (Евр.2,2), у Иосифа
Флавия (Иуд.древн.ХV,5,3), а также у Филона Александрийского. Апостол
Павел подкрепляет это воззрение следующим логическим рассуждением (Гал.З,
19-20): если бы закон сообщался Израилю непосредственно Богом, тогда бы
не нужен был посредник (Моисей): "посредник при одном не бывает". Но две
группы не могут общаться без посредника: с одной стороны это народ, с
другой, следовательно, постулируемое множество ангелов. Название
"посредник", применяемое Апостолом к Моисею, восходит к
раввинистическому sarsor, широко применяемому в талмудической литературе
наименованию Моисея.»
«Представление о законе как инструменте власти ангелов приводит апостола
Павла к истолкованию процесса спасения в близком гностическому духе. (1
Кор.2, 6-8). Смерть Иисуса была "делом невежества" ангелов, которые
из-за нее и лишились своей власти. Книжники и фарисеи, распявшие Иисуса,
были простым орудием в руках ангелов. Если бы ангелы знали, что
умерщвленный Иисус воскреснет и явится Мессией, они бы сделали все,
чтобы воспрепятствовать этому убийству, потому что результатом его
явилось также и упразднение закона (Гал.З, 13-14). Теперь же ангельские
существа всячески стараются убедить верующих в необходимости соблюдения
предписаний закона. Поэтому Павел воспринимает свою борьбу с законом как
борьбу с ангельскими существами. Таков смысл и его проклятия
извратителям Евангелия (Гал.1,6-9).»
«Негодование Апостола против тех, кто продолжает отстаивать
необходимость обрезания и других предписаний закона, объясняет Швейцер,
вызвано их нежеланием понять, что вера в Иисуса Христа есть не проcто
пассивное ожидание парусии, а существенный переход в другой порядок
бытия. Они, так сказать, прозевали бой мировых часов, возвестивших
начало эпохи воскресения мертвых. Состояние "под законом" (Рим.6,14;
1Кор.9,20; Гал.3,23; 4,4; ...) или "в законе" (Рим.2,12; 3,19; Гал.3,11)
тождественно поэтому для Апостола с состояниями "во плоти", "во грехе",
и противоположно состояниям "во Христе", "в Духе".
За всем, что с ним [Павлом] случается, стоят ангельские существа,
которые умышляют все это против него, потому что он хочет
воспрепятствовать людям снова попадать под их власть в ложных мыслях о
законе и обрезании", поэтому и то, что он стал "посмешищем ангелов и
людей" (IКop.4,9), доказывает Апостолу лишь, как далеко продвинулся он в
"мертвости" (2Кор.4,10) со Христом, а стало быть, и как успешно
действует в нем "жизнь Христа". И это, конечно, даже важнее, чем
восхищение до третьего неба и рая.
Осознающий свое духовно-телесное обновление во Христе язычник или иудей
относится к своей видимой природе как к купленному на слом дому, который
нет уже никакой необходимости ремонтировать (т.е. принимать предписания
закона или отказываться от них), не говоря уже о том, что это запрещено
контрактом о покупке. Все, что относится к естественному порядку бытия,
в том числе и закон, как бы хорошо и даже свято (Рим.7,12-18) оно ни
было, теряет значение и смысл для сверхъестественного. "Тот, кто придает
значение заповедям относительно плоти, тем самым доказывает, что он и
живет по плоти". Поэтому так негодует Апостол на проповедников
Евангелия, понуждающих язычников к обрезанию, хотя они либо просто
одурачены ангельскими существами, которые "хотят спасти для себя все,
что еще можно спасти", либо еще и боятся преследований и мести со
стороны последних (Гал.6,12). Пример таких страданий за Крест Христов
они видят в самом Павле. “Он даже не пытается опровергать слухов о том,
что и он проповедует обрезание. Преследования, которым он подвергается,
свидетельствуют обратное (Гал. 5,11)”.»
«В соответствии с эсхатологическим учением избранные спасаются потому,
что смерть и воскресение Иисуса Христа несут с собой конец господства
ангельских сил, а с ним и конец природного мира. Отсюда уверенность, что
скоро Он явится в славе и откроет путь к мессианской славе своим
избранным - и тем, кто уже умер, и тем, кто еще жив».
Таким образом, А. Швейцер, не затрагивая специфическую понятийную
систему, на основании канонических посланий предпринимает попытку
воссоздать и космологические представления апостола, объединяя в единое
целое множеств мест, что не могут получить своего объяснения в
традиционном ортодоксальном богословии. Вместе с тем эти воззрения
обнаруживаются широко распространёнными в различных своих вариациях в
первые века христианской эпохи и отображены в известных ныне письменных
источниках того времени. Реконструируемая А. Швейцером космологическая
система Павла коренится не в эллинистической мысли, но в различных
источниках именно иудейского происхождения. Религиозный путь иудеев и
Закон Моисеев мылятся в связи с господством некоего ангельского мира,
обратный отсчёт владычеству которого был начат смертью Христа и
завершится Его явлением с концом нынешнего мира.
1.
А. Швейцер. «Мистика апостола Павла» (Die Mystik
des Apostels Paulus; 1930).
2. Прот. Игорь Цветков. Религиозно-философские взгляды Альберта Швейцера.