|
Часть 2
Далее можно проследить другие примеры и результаты той же адаптации у
Матфея. Так, например, Ев. Луки приводит два случая спора между
учениками, кто из них важней и духовно более «продвинутый».
(Лук.9:46-48, Лук.22:24-27).
46 Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?
47 Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред
Собою
48 и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а
кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше
всех, тот будет велик.
(Лук.9:46-48)
24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими
благодетелями называются,
26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий
- как служащий.
27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я
посреди вас, как служащий.
(Лук.22:24-27)
Один из таких споров приводится и у Матфея. Только диалог этот уже
несколько расширен, а учеников интересует по сути иерархический вопрос,
а кто же в конце-то концов будет выше в Царстве Небесном. (Матф.18:1-5)
1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в
Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети,
не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
5 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
(Матф.18:1-5)
Иисус у Матфея приводит им для ответа пример дитя и предупреждает, что
кто не умалится до него - тот вообще в Царство не войдёт. По сути этот
пассаж повторяет логию ЕФ об умаления до ребёнка и пути (с упоминанием
Крестителя), только для Матфея это теперь условие пропуска за «небесные
врата».
Второй ответ Иисуса здесь далее уже ориентирован на момент иерархии, что
тот, кто умалится тот и выше будет. Сам этот момент мы находим в базовом
отрывке Ев. Луки. И в синодальном издании там, надо полагать, специально
для согласования ведено будущее время («будет велик») для того, кто
«меньше всех», тогда как в греческом тексте или для примера в версии
известного перевода Кассиана – величие умалившегося относится к времени
настоящих реалий и самой среды учеников, где этот вопрос и возник.
Матфей по сути и использует это высказывание, только теперь умаление
становится уже даже и не пропуском за «небесные врата», но превращается
одновременно и в показатель степени высоты иерархии там. А в конце же
беседы повторяется по сути сокращённая интересная логия ответа Иисуса в
Ев. Луки о принятии «дитя во имя Мое». Однако после уже таких озвученных
ответов Матфеем фраза здесь становится даже и лишней.
Таким образом, в построенном Матфеем эсхатологическом представлении
возникает смысловая коллизия. Если для ЕФ умаление - метод постижения,
то у Матфея это некое условие, которое будет проверено и вынесен вердикт
о его выполнении, как некоего пункта важного закона. Если выявлено
нарушение, то ни в какое царство нарушитель уже не вступит. Если
нарушения не было, то будет надо полагать оценено как сильно умалился
при жизни последователь и как высоко его нужно поэтому поднять. По сути
для современного богословия у Матфея может ныне выводиться и важнейший
пункт потери этого самого Царства в будущем. Проходная же мера будет
известна, когда изменить будет что-либо невозможно. Ев. Луки в этом
примере намного органичной сочетается с картиной ЕФ, по крайней мере не
противоречит ей или даже может и дополнять.
Если сравнить анализируемую нами тематику детства в Евангелие Фомы, то
там есть также и сравнение постигающих царство с питающимися молоком
младенцами, но где вероятнее указывается, что те не претерпевают
внутренних разделений, которые стоят на пути взрослого человека и через
которые ученик для обретения целостности и постижения царства должен
пройти. Есть и специфический образный пример нестеснительного обнажения,
когда приводится параллель на то, что способны делать дети, но уже не
способны взрослые.
В рассматриваемых же здесь случаях Матфей, используя базовый материал,
по сути сам и развивает его в эсхатологическую тематику, разрабатывая на
основе его представлений о будущем Царстве, условий вхождения в него,
его принципу иерархии. К такому выводу в данном случае и приводит
сравнение тематических мест с идентичными речениями у Луки. И надо
сказать что тенденция создания эсхатологии у Матфея имеет множество
других примеров.
Также хочется обратить внимание на речение, что отсутствует у Матфея, но
обнаруживается Ев. Луки и Ев. Марка, которое также обращается к теме
детства и царства.
Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не
войдет в него. (Лук.18:17, Мар.10:15)
Условием вхождения в царство является принятие его как дитя. И здесь
можно провести параллель с темой умаления из ЕФ для достижения царства.
Либо, в том ключе, что взрослому и здравомыслящему человеку сложно взять
и принять реальность такого царства, и это проблема для него. Либо в том
смысле, что открываемая, познаваемая и постигаемая учеником таковая
реальность является своеобразным питанием и источником в «иное». Она
питает его, а он как ребёнок растёт в неё. В греческом тексте здесь
слово «примет» -
δέχομαι может быть переведено и «поглощением внутрь», наподобие
питания ребёнком этим открывающимся Царством. И здесь можно попытаться
провести и такую смысловую параллель с Евангелием Фомы.
22(а). Иисус смотрел на маленьких, которые сосали молоко. Он сказал
своим ученикам так: эти маленькие, которые сосут молоко, походят на тех,
кто идет в царство… [2]
(Перевод Ярослава Золотарева).
Вместе с тем толкуется это изречение и в установившемся каноническом
ключе с темой необходимости наивной веры в соответственно царство
грядущее, что и требует установившийся общий фон вероучения и что в
таком случае приобщает это изречение к взгляду о вере и награде в виде
царства грядущего в этот мир или находящегося за «воротами рая».
Далее хочется конечно же привести пример отображения антагонистического
взгляда ЕФ в самом каноническом тексте, а именно в Ев. Луки.
Ев. Луки здесь раскрывает, что учение Христа о Царстве Божьем входило в
противоречие с представлениями и ожиданиями учителей в Иудее.
«20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал
им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: вот, оно
здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.»
(Лук.17:20,21)
Фарисеи имели основания ожидать славного могущественного теократического
именно земного восстановленного Израильского царства, как впрочем им в
унисон в будущем уже и некоторые церковные течения развивали учения о
земном теократическом царстве второго пришествия. На что Иисус
достаточно ясно отвечает, что Божье Царство не может локализироваться на
пределах отдельно взятой территории, о его приходе нельзя будет
услышать, его приход нельзя будет увидеть и вообще приметить, ибо его
духовная суть заключается совершенно не в этом, показав, таким образом,
ложность бытующих представлений и ожиданий.
Близкий пассаж обнаруживается и в ЕФ. Зразу же после логии наставления о
пути познания и воцарения идёт критика бытующих религиозных
представлений о какой-либо возможной локализации Царства или же и
независимом от человека его существовании.
(3а) Иисус сказал: Если говорят вам ваши предводители: вот, Царствие
— на небе, тогда птицы небесные опередят вас. Если они (предводители)
говорят вам: оно — в море, тогда рыбы опередят вас. Но Царствие внутри
вас и вне вас. …. [1]
Также близкая по тематике и следующая логия.
(113) Сказали ему его ученики: В какой день придет Царствие?
Оно не придет зримо. Не скажут: Вот, оно здесь, — или: Вот, оно там. Но
Царствие Отца распростерлось по земле, и люди не видят его. [1]
И здесь Ев. Луки отразило в себе противоположное общему фону воззрение,
однако оно естественно затемнено и нивелировано этим самым общим фоном
канонического вероучения, когда по сути сами некоторые авторы НЗ
понимали и ожидали именно такого явленного прихода, по сути переработав
иудейские представления в новом религиозном ключе.
Как известно из трёх синоптических евангелий Матфей оперирует
словосочетанием «Царство Небесное», тогда как остальные два евангелиста
в подавляющем большинстве говорят о Царстве Божьем. При этом Матфей
желает подчеркнуть, что царство это касается именно грядущего будущего
времени, будущей эпохи, ибо там ещё возникнут и проверки на то, достоин
ли будет претендент туда вообще войти и далее, какое место там занять. В
то время как базовая основа ЕФ говорит о постижении последователем
Спасителя этого Царства сейчас, тогда как будущая реальность вырастет из
ныне открытой и постигнутой, как огромное дерево из малого зерна. Матфей
по сути переводит учение о Царстве в вопрос веры, правильного
следования, выявленной впоследствии недостойности и даже грандиозных
эсхатологических картин будущего суда и наказаний, тогда как в основе
учение опиралось на практику и опыт постижения, открытие иной живой
реальности, открытой ныне и навсегда. |
|