© Сайт "Християнский Духовний Навігатор"
Джерело:
 link завантаження публікації
Для друку: PDF версія

 
     
 

ИСТОРИЯ ВОСХИЩЕНИЯ ЦАРСТВА

 
 

 
 

Часть 2

Далее можно проследить другие примеры и результаты той же адаптации у Матфея. Так, например, Ев. Луки приводит два случая спора между учениками, кто из них важней и духовно более «продвинутый». (Лук.9:46-48, Лук.22:24-27).

46 Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?
47 Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою
48 и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.
(Лук.9:46-48)


24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий.
27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
(Лук.22:24-27)

Один из таких споров приводится и у Матфея. Только диалог этот уже несколько расширен, а учеников интересует по сути иерархический вопрос, а кто же в конце-то концов будет выше в Царстве Небесном. (Матф.18:1-5)

1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
5 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
(Матф.18:1-5)


Иисус у Матфея приводит им для ответа пример дитя и предупреждает, что кто не умалится до него - тот вообще в Царство не войдёт. По сути этот пассаж повторяет логию ЕФ об умаления до ребёнка и пути (с упоминанием Крестителя), только для Матфея это теперь условие пропуска за «небесные врата».

Второй ответ Иисуса здесь далее уже ориентирован на момент иерархии, что тот, кто умалится тот и выше будет. Сам этот момент мы находим в базовом отрывке Ев. Луки. И в синодальном издании там, надо полагать, специально для согласования ведено будущее время («будет велик») для того, кто «меньше всех», тогда как в греческом тексте или для примера в версии известного перевода Кассиана – величие умалившегося относится к времени настоящих реалий и самой среды учеников, где этот вопрос и возник. Матфей по сути и использует это высказывание, только теперь умаление становится уже даже и не пропуском за «небесные врата», но превращается одновременно и в показатель степени высоты иерархии там. А в конце же беседы повторяется по сути сокращённая интересная логия ответа Иисуса в Ев. Луки о принятии «дитя во имя Мое». Однако после уже таких озвученных ответов Матфеем фраза здесь становится даже и лишней.

Таким образом, в построенном Матфеем эсхатологическом представлении возникает смысловая коллизия. Если для ЕФ умаление - метод постижения, то у Матфея это некое условие, которое будет проверено и вынесен вердикт о его выполнении, как некоего пункта важного закона. Если выявлено нарушение, то ни в какое царство нарушитель уже не вступит. Если нарушения не было, то будет надо полагать оценено как сильно умалился при жизни последователь и как высоко его нужно поэтому поднять. По сути для современного богословия у Матфея может ныне выводиться и важнейший пункт потери этого самого Царства в будущем. Проходная же мера будет известна, когда изменить будет что-либо невозможно. Ев. Луки в этом примере намного органичной сочетается с картиной ЕФ, по крайней мере не противоречит ей или даже может и дополнять.

Если сравнить анализируемую нами тематику детства в Евангелие Фомы, то там есть также и сравнение постигающих царство с питающимися молоком младенцами, но где вероятнее указывается, что те не претерпевают внутренних разделений, которые стоят на пути взрослого человека и через которые ученик для обретения целостности и постижения царства должен пройти. Есть и специфический образный пример нестеснительного обнажения, когда приводится параллель на то, что способны делать дети, но уже не способны взрослые.

В рассматриваемых же здесь случаях Матфей, используя базовый материал, по сути сам и развивает его в эсхатологическую тематику, разрабатывая на основе его представлений о будущем Царстве, условий вхождения в него, его принципу иерархии. К такому выводу в данном случае и приводит сравнение тематических мест с идентичными речениями у Луки. И надо сказать что тенденция создания эсхатологии у Матфея имеет множество других примеров.

Также хочется обратить внимание на речение, что отсутствует у Матфея, но обнаруживается Ев. Луки и Ев. Марка, которое также обращается к теме детства и царства.

Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. (Лук.18:17, Мар.10:15)

Условием вхождения в царство является принятие его как дитя. И здесь можно провести параллель с темой умаления из ЕФ для достижения царства. Либо, в том ключе, что взрослому и здравомыслящему человеку сложно взять и принять реальность такого царства, и это проблема для него. Либо в том смысле, что открываемая, познаваемая и постигаемая учеником таковая реальность является своеобразным питанием и источником в «иное». Она питает его, а он как ребёнок растёт в неё. В греческом тексте здесь слово «примет» - δέχομαι может быть переведено и «поглощением внутрь», наподобие питания ребёнком этим открывающимся Царством. И здесь можно попытаться провести и такую смысловую параллель с Евангелием Фомы.

22(а). Иисус смотрел на маленьких, которые сосали молоко. Он сказал своим ученикам так: эти маленькие, которые сосут молоко, походят на тех, кто идет в царство… [2]
(Перевод Ярослава Золотарева).

Вместе с тем толкуется это изречение и в установившемся каноническом ключе с темой необходимости наивной веры в соответственно царство грядущее, что и требует установившийся общий фон вероучения и что в таком случае приобщает это изречение к взгляду о вере и награде в виде царства грядущего в этот мир или находящегося за «воротами рая».

Далее хочется конечно же привести пример отображения антагонистического взгляда ЕФ в самом каноническом тексте, а именно в Ев. Луки.
Ев. Луки здесь раскрывает, что учение Христа о Царстве Божьем входило в противоречие с представлениями и ожиданиями учителей в Иудее.

«20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.»
(Лук.17:20,21)

Фарисеи имели основания ожидать славного могущественного теократического именно земного восстановленного Израильского царства, как впрочем им в унисон в будущем уже и некоторые церковные течения развивали учения о земном теократическом царстве второго пришествия. На что Иисус достаточно ясно отвечает, что Божье Царство не может локализироваться на пределах отдельно взятой территории, о его приходе нельзя будет услышать, его приход нельзя будет увидеть и вообще приметить, ибо его духовная суть заключается совершенно не в этом, показав, таким образом, ложность бытующих представлений и ожиданий.

Близкий пассаж обнаруживается и в ЕФ. Зразу же после логии наставления о пути познания и воцарения идёт критика бытующих религиозных представлений о какой-либо возможной локализации Царства или же и независимом от человека его существовании.

(3а) Иисус сказал: Если говорят вам ваши предводители: вот, Царствие — на небе, тогда птицы небесные опередят вас. Если они (предводители) говорят вам: оно — в море, тогда рыбы опередят вас. Но Царствие внутри вас и вне вас. …. [1]

Также близкая по тематике и следующая логия.

(113) Сказали ему его ученики: В какой день придет Царствие?
Оно не придет зримо. Не скажут: Вот, оно здесь, — или: Вот, оно там. Но Царствие Отца распростерлось по земле, и люди не видят его.
[1]

И здесь Ев. Луки отразило в себе противоположное общему фону воззрение, однако оно естественно затемнено и нивелировано этим самым общим фоном канонического вероучения, когда по сути сами некоторые авторы НЗ понимали и ожидали именно такого явленного прихода, по сути переработав иудейские представления в новом религиозном ключе.

Как известно из трёх синоптических евангелий Матфей оперирует словосочетанием «Царство Небесное», тогда как остальные два евангелиста в подавляющем большинстве говорят о Царстве Божьем. При этом Матфей желает подчеркнуть, что царство это касается именно грядущего будущего времени, будущей эпохи, ибо там ещё возникнут и проверки на то, достоин ли будет претендент туда вообще войти и далее, какое место там занять. В то время как базовая основа ЕФ говорит о постижении последователем Спасителя этого Царства сейчас, тогда как будущая реальность вырастет из ныне открытой и постигнутой, как огромное дерево из малого зерна. Матфей по сути переводит учение о Царстве в вопрос веры, правильного следования, выявленной впоследствии недостойности и даже грандиозных эсхатологических картин будущего суда и наказаний, тогда как в основе учение опиралось на практику и опыт постижения, открытие иной живой реальности, открытой ныне и навсегда.

 
 

 

 
 

ВСТУП    -1-    -2-    -3- 

 
  Далі >>>

 

 
     
 

В рубрику

Рубрики

Головна