© Сайт "Християнский Духовний Навігатор"
Джерело:
 link завантаження публікації
Для друку: PDF версія

 
     
 

ИСТОРИЯ ВОСХИЩЕНИЯ ЦАРСТВА

 
 

 

 
 

Часть 1

Евангелие Фомы (ЕФ) в вопросах библеистики, а также при изучении раннего христианства является интересным документом для анализа логий Христа и вариаций учений, и является по сути альтернативным источником по отношению к каноническим текстам. И здесь данный документ представляет собой альтернативный вариант понимания эсхатологии, т.е. учения о конце мира и ожидании наступления Царства Божьего, что занимает важнейшее место в христианском вероучении.

Изучение ЕФ открывает один из таких интересных моментов, как категорическое отрицание эсхатологических представлений о грядущем Царстве, приходящим извне в этот мир, отрицание некоего явного и грандиозного момента его пришествия, а также отрицание наследования этого царства исключительно после физической смерти, когда слушатель туда буквально должен вступить. Подобные представления для ЕФ - неверны, они в свою очередь порождают неправильные вопросы и соответственно ответов для таких вопросов в ЕФ не может существовать в принципе. Однако в каноническом религиозном представлении моменты эти как раз и занимают свои важные вероучительные позиции. Таким образом здесь обнаруживается и антагонизм представлений. При этом воззрения ЕФ так или иначе обнаруживаются в канонических текстах или могут быть рассмотрены заимствованиями с переработкой в нужном идейном русле, что далее и будет представлено.

Для ЕФ есть фундаментальным то, что последователю открывается путь, где ученик здесь и сейчас находится в духовном поиске и самопознании, преодолевая некие этапы пути, приводящие к изумляющим открытиям и в конечном итоге осуществляя само воцарение. Здесь Царство не приходит неким внешним явлением, но открывается и обретается самим учеником. Для ЕФ нет смысла его ждать каким-либо приходом извне в этот мир или же приходом за окончанием жизни. Оно уже было и постигается здесь, сейчас и навсегда, оно обретается и постигается внутри, а далее открываться и во вне. Для ЕФ этот мир в конце обречён на распад, но для постигшего своё истинное начало и обретающего Царствие здесь и сейчас этот конец мира не имеет никакого значения, как, впрочем, и конец пребывания в этом мире также.

И первый интересуемый в этом ракурсе момент, это общее для двух идейных сторон изречение в ЕФ.

Евангелие Фомы

Иисус сказал: От Адама до Иоанна Крестителя среди рожденных женщинами нет никого выше Иоанна Крестителя, чтобы не опустились его […] глаза […]. Но я сказал: тот из вас, кто станет ребенком, познает Царствие и станет выше Иоанна.

Евангелие Матфея

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

(ЕФ приводится на основе перевода И.Ю. Мирошникова [1])

Согласно мышлению ЕФ, Иисус высоко отзывается о пути предлагаемом Иоанном Крестителем, однако путь Иисуса предлагает путь умаления до ребёнка (альт. перевод: «кто станет среди вас меньшим») с происходящим далее постижением и познанием Царства последователем и это есть превосходнее того, чему учит и что способен дать Иоанн. Стоит отметить, что некоторые из учеников Иисуса согласно Ев. Иоанна были сами некогда учениками Крестителя и соответственно тема сравнения учений была для них актуальной. Согласно взгляду ряда современных исследователей и сам Иисус был некогда учеником мандея Иоанна, но покинул его с уважительным отношением к прежнему учителю.

Матфей же предлагает подобное изречение, но уже в собственном эсхатологическом ключе. Здесь Иоанну также воздаётся уважение, однако для Матфея царство здесь - либо грядущий новый земной удел или же удел посмертный. Здесь нет пути и умаления, сравнения с ребёнком, но появляются некие ранги в будущем Царстве, когда самый малый в нём окажется выше Иоанна. При этом следует, что как бы заочно в той проповеди уже даже и известно, что Иоанн сам этим малым в Царстве так при жизни и не стал.

Аргументом в пользу идейной адаптации логии Матфеем может быть выражение "из рожденных женами", которое логично предполагает существование и того, кто от женщины не рождён. В таком случае фраза имеет обратную сторону и является элементом учения, несёт смысл и не является просто красивым банальным выражением. И упоминание такой второй стороны также обнаруживается в ЕФ, что в принципе открывает картину существования целостного учения, тогда как Ев. Матфея в таком случае лишь копирует его фрагмент и адаптирует. И надо отметить, что вариация такого учения может быть выявлена в корпусе книг НЗ, но вместе с тем в самом Евангелие Матфея этого нет, а имеет место только копирование и адаптация.

Ев. Луки также содержит данную логию.

28 Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.
(Лук.7:28)


С тем исключением, что Иоанн представлен завершителем плеяды пророков Израиля и так, надо полагать, там поясняется интерес Иисуса к Иоанну.

Говоря же о специфике Матфея и его введении "иерархии" в его Царство Небесное, хочется привести пример логии о "наименьшем в царстве".

19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. (Матф.5:19,20)

Здесь также царство предполагается в будущем, в новом мире или же после смерти. Когда однажды, некий "большой брат" оценит степень исполнения заповедей закона у Матфея и присвоит ранги в Царстве, и кто-то окажется там вдруг "малейшим" или даже возможно "никчемным", и надо полагать, что в такой системе Иоанну и этого даже не видать.

Таким образом рассматриваемая логия в ЕФ принадлежит проповеди пути достижения царствования, постижения невидимого Царства и представляет органичный элемент более масштабной картины. Матфей же вводит эсхатологию некоего грядущего или же посмертного царства, вводит туда и мысль об иерархии. И если для ЕФ наставление умаления до ребёнка необходимо буквально для осуществления практики и постижения, то у Матфея здесь выстраиваются создаваемые им грядущие эсхатологические реалии. И для этих реалий созданы «пропускные» условия, уже недостаточно просто последовать пути Спасителя, ибо важно ещё до «йоты» исполнить (по старинке) и превзойти также праведность книжников и фарисеев.
 

 
 

 

 
 

ВСТУП    -1-    -2-    -3-

 
  Далі >>>

 

 
     
 

В рубрику

Рубрики

Головна