|
Часть 1
Евангелие Фомы (ЕФ) в вопросах библеистики, а также при изучении
раннего христианства является интересным документом для анализа логий
Христа и вариаций учений, и является по сути альтернативным источником
по отношению к каноническим текстам. И здесь данный документ
представляет собой альтернативный вариант понимания эсхатологии, т.е.
учения о конце мира и ожидании наступления Царства Божьего, что занимает
важнейшее место в христианском вероучении.
Изучение ЕФ открывает один из таких интересных моментов, как
категорическое отрицание эсхатологических представлений о грядущем
Царстве, приходящим извне в этот мир, отрицание некоего явного и
грандиозного момента его пришествия, а также отрицание наследования
этого царства исключительно после физической смерти, когда слушатель
туда буквально должен вступить. Подобные представления для ЕФ - неверны,
они в свою очередь порождают неправильные вопросы и соответственно
ответов для таких вопросов в ЕФ не может существовать в принципе. Однако
в каноническом религиозном представлении моменты эти как раз и занимают
свои важные вероучительные позиции. Таким образом здесь обнаруживается и
антагонизм представлений. При этом воззрения ЕФ так или иначе
обнаруживаются в канонических текстах или могут быть рассмотрены
заимствованиями с переработкой в нужном идейном русле, что далее и будет
представлено.
Для ЕФ есть фундаментальным то, что последователю открывается путь, где
ученик здесь и сейчас находится в духовном поиске и самопознании,
преодолевая некие этапы пути, приводящие к изумляющим открытиям и в
конечном итоге осуществляя само воцарение. Здесь Царство не приходит
неким внешним явлением, но открывается и обретается самим учеником. Для
ЕФ нет смысла его ждать каким-либо приходом извне в этот мир или же
приходом за окончанием жизни. Оно уже было и постигается здесь, сейчас и
навсегда, оно обретается и постигается внутри, а далее открываться и во
вне. Для ЕФ этот мир в конце обречён на распад, но для постигшего своё
истинное начало и обретающего Царствие здесь и сейчас этот конец мира не
имеет никакого значения, как, впрочем, и конец пребывания в этом мире
также.
И первый интересуемый в этом ракурсе момент, это общее для двух идейных
сторон изречение в ЕФ.
Евангелие Фомы Иисус сказал: От Адама
до Иоанна Крестителя среди рожденных женщинами нет никого выше Иоанна
Крестителя, чтобы не опустились его […] глаза […]. Но я сказал: тот из
вас, кто станет ребенком, познает Царствие и станет выше Иоанна.
Евангелие Матфея
Истинно говорю вам: из
рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в
Царстве Небесном больше его.
(ЕФ приводится на основе перевода И.Ю. Мирошникова [1])
Согласно мышлению ЕФ, Иисус высоко отзывается о пути предлагаемом
Иоанном Крестителем, однако путь Иисуса предлагает путь умаления до
ребёнка (альт. перевод: «кто станет среди вас меньшим») с происходящим
далее постижением и познанием Царства последователем и это есть
превосходнее того, чему учит и что способен дать Иоанн. Стоит отметить,
что некоторые из учеников Иисуса согласно Ев. Иоанна были сами некогда
учениками Крестителя и соответственно тема сравнения учений была для них
актуальной. Согласно взгляду ряда современных исследователей и сам Иисус
был некогда учеником мандея Иоанна, но покинул его с уважительным
отношением к прежнему учителю.
Матфей же предлагает подобное изречение, но уже в собственном
эсхатологическом ключе. Здесь Иоанну также воздаётся уважение, однако
для Матфея царство здесь - либо грядущий новый земной удел или же удел
посмертный. Здесь нет пути и умаления, сравнения с ребёнком, но
появляются некие ранги в будущем Царстве, когда самый малый в нём
окажется выше Иоанна. При этом следует, что как бы заочно в той
проповеди уже даже и известно, что Иоанн сам этим малым в Царстве так
при жизни и не стал.
Аргументом в пользу идейной адаптации логии Матфеем может быть выражение
"из рожденных женами", которое логично предполагает существование и
того, кто от женщины не рождён. В таком случае фраза имеет обратную
сторону и является элементом учения, несёт смысл и не является просто
красивым банальным выражением. И упоминание такой второй стороны также
обнаруживается в ЕФ, что в принципе открывает картину существования
целостного учения, тогда как Ев. Матфея в таком случае лишь копирует его
фрагмент и адаптирует. И надо отметить, что вариация такого учения может
быть выявлена в корпусе книг НЗ, но вместе с тем в самом Евангелие
Матфея этого нет, а имеет место только копирование и адаптация.
Ев. Луки также содержит данную логию.
28 Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше
Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.
(Лук.7:28)
С тем исключением, что Иоанн представлен завершителем плеяды пророков
Израиля и так, надо полагать, там поясняется интерес Иисуса к Иоанну.
Говоря же о специфике Матфея и его введении "иерархии" в его Царство
Небесное, хочется привести пример логии о "наименьшем в царстве".
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так
людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и
научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. (Матф.5:19,20)
Здесь также царство предполагается в будущем, в новом мире или же после
смерти. Когда однажды, некий "большой брат" оценит степень исполнения
заповедей закона у Матфея и присвоит ранги в Царстве, и кто-то окажется
там вдруг "малейшим" или даже возможно "никчемным", и надо полагать, что
в такой системе Иоанну и этого даже не видать.
Таким образом рассматриваемая логия в ЕФ принадлежит проповеди пути
достижения царствования, постижения невидимого Царства и представляет
органичный элемент более масштабной картины. Матфей же вводит
эсхатологию некоего грядущего или же посмертного царства, вводит туда и
мысль об иерархии. И если для ЕФ наставление умаления до ребёнка
необходимо буквально для осуществления практики и постижения, то у
Матфея здесь выстраиваются создаваемые им грядущие эсхатологические
реалии. И для этих реалий созданы «пропускные» условия, уже недостаточно
просто последовать пути Спасителя, ибо важно ещё до «йоты» исполнить (по
старинке) и превзойти также праведность книжников и фарисеев.
|
|