|
Интересным исследовательским срезом для поисков исторических реалий являются архитектурные памятники и археологические находки. Город Дамаск богат на достопримечательности мест христианской культуры и истории. С 636 года он становится уже неотъемлемой частью мусульманского мира и его истории. Город пережил войны и штурмы крестовых походов и даже разрушение монгольского нашествия. Однако Дамаск, как, впрочем, и вся Сирия, сохранили до нашего времени различные древние христианские памятные места. Вероятно, что уже практически невозможно отследить истоки происхождения этих мест для доказательств тех или иных исторических реалий. Однако несомненно и естественно, что Сирия и была самой первой территорией распространения христианства, территорией возникновения объектов, ставших впоследствии архитектурными памятниками, которые отстаивали уже в эпоху мусульманской экспансии и восстанавливали после их разрушений. Также является бесспорным наличие множества древних раннехристианских документов в той или иной мере имеющих именно сирийское происхождение, в том числе и известные нам Деяния Фомы.
Любые значимые священные памятные места и объекты архитектуры для установления исторических реалий проклассифицируем по следующим критериям.
1. Независимый объект, не имеющий никакого отношения к местной истории, являющийся частью общей христианской культуры.
2. Самостоятельный объект непосредственно канонической библейской истории, без альтернативных исторических подтверждений.
3. Самостоятельный объект исторических преданий, письменных альтернатив библейских источников, без исторических подтверждений.
И конечно же заключительной и самой весомой категорией должен быть момент исторического подтверждения объекта, например, археологией или же свидетельством современников. И это именно то, что может быть весомым свидетельством исторически научного подтверждения.
Из большого перечня объектов христианской культуры здесь нас будут интересовать лишь те, что относятся к персонам истории первого столетия. Первыми и возможно самым значимыми примерами будут те, что относятся к обращению апостола Павла. И сюда относятся места, связанные с этой библейской историей и её важной персоной – прозорливцем Ананием. Важным памятным местом является дом святого Анания, который исцелил и крестил апостола, церковь святого Анания, представляющая подземный храм. В Дамаске находится и монастырь святого Павла. Все это относится именно ко второй группе, в которой единственным источником подтверждения является лишь сама каноническая книга Деяний. Строгая историческая научная достоверность существования и расположения этих мест, как например, дома Анания, где Павел принял крещение - сомнительна, так как никто бы тогда и не фиксировал место той молитвы, ведь молиться Анания мог естественно всегда и везде, и наперёд никто бы не мог знать какое место окажется в будущем более значимым или менее священным. Также в Дамаске отмечена надвратная башня Бап Кисан, откуда считается и был спущен на веревке в корзине ап. Павел при его бегстве из города.
Дополняя список библейских персон можно выделить и монастырь святого Петра в окрестностях Дамаска. Объект этот можно по праву отнести к первой категории общей христианской культуры. При этом Пётр настолько известная персона, что для возникновения в будущем где-либо в мире религиозного сооружения, связанного с его именем, Петру там быть было совершенно не нужно. Вместе с тем, даже сами новозаветные источники дают указание о путешествии Петра по регионам средиземноморья, а путь из Иерусалима или Галилеи на север проходил, в том числе и через Дамаск. Поэтому нет ничего сомнительного в том, что Пётр реально Дамаск и посещал.
А вот следующий объект имеет самое прямое отношение к теме этого исследования. Это комплекс сооружений, посвящённый именно апостолу Фоме: монастырь святого Фомы и ворота Фомы древней городской стены - Баб Тума («Ворота Фомы»). Ворота принадлежат древнему объекту, часть которого считается восходящей к эпохе самой Римской империи. Ворота открывают христианский квартал старого города и находятся в перечне иных древних ворот в большинстве своём смыслового значения мусульманской уже истории. В веренице объектов мусульманских смыслов находится одно христианское апостольское имя и это имя апостола Фомы. Так как мы не имеем прямых исторических свидетельств причин такого наименования, то ближайший критерий классификации - источник существующих тогда преданий, в сферу которых также попадает апокрифические Деяния Павла. При этом вернее будет сказать, что Деяния Павла в этом моменте и есть свидетельством существования исторических преданий, указывающих на связь Иуды Фомы с Дамаском.
С точки зрения важнейшей категории свидетельств исторического подтверждения в пользу связи Фомы с Дамаском можно привести косвенное упоминание и некоего несохранившегося труда Оригена (185 - 254) в церковной истории Евсевия Кессарийского, в котором указывается на некое предание о цели миссии Фомы [1.4]: «Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия». Здесь нет указания непосредственно на Дамаск, а предельно краткая цитата сама ссылается на некое некогда существовавшее предание. Однако путь в Парфию из Галилеи при этом и проходил именно через Дамаск.
Говоря о Деяниях Павла как свидетельстве существования исторических преданий связи Иуды Фомы с Дамаском важно отметить, что они и отображены на срезе памятников раннехристианской истории Сирии. Ярким таким отображением является монастырь и могила святой Феклы недалеко от Дамаска в Маалюли. Святая Фекла почитается равноапостольной, а сам монастырь, как и её могила там, являются местом наиважнейшей христианской святыни Сирии. Считается, что Фекла была обращена самим апостолом Павлом. Свидетельство о ней известно нам из текста так называемой истории Феклы, ученицы апостола Павла. Текст представляет собой сирийскую версию части более обширного греческого сочинения всё тех же Деяний апостола Павла.
Таким образом можно заключить, что срез христианских архитектурных и памятных значимых мест Дамаска указывает нам также на апостолов Павла и Фому. Дамаск в этом срезе находится на стыке двух сфер. История Павла отображена на основе канонических текстов вместе с историей Анания. Персона же Фомы отмечена на основании некогда существовавших древних преданий, одним из которых и является известный нам ныне текстовый памятник Деяний Павла. Этот документ восходит ко второму столетию и открывает существование своей сферы преданий в раннехристианской истории Сирии.
С точки же зрения формирования исторической церковной истории, сам документ Деяний Павла подвергался в древности церковной критике, и конечно же история этих апокрифических Деяний не согласуется с историей Деяний канонических. Но именно эта идейно альтернативная история как раз и была связана с преданиями, значимыми местами, а в последствии и с христианской архитектурой Сирии. А ересиологическая критика и наказание автора книги естественно ни на что повлиять здесь не могли.
[1.4] Евсевий Кесарийский (Памфил). Церковная история. Книга третья, глава 1.
|
|