|
Одним из древних памятников, появление которого относят ко второму столетию, является неканоническая книга Деяний Павла. Книга является сборником, объединяет целый ряд произведений, в целом посвящена истории служения ап. Павла и носит также апологетический характер. Книга была широко известна ещё в древности. С одной стороны, она была критикуема одними ересиологами (Евсевий Кесарийский, Тертуллиан [2.1]), однако в апологетических интересах имела и своих сторонников, таких как Ефрем Сирин. В ней обнаруживается так называемое третье апокрифическое послание Павла Коринфянам, изобличающее учение еретиков, впоследствии названных гностиками, против которых по задумке автора и должен был лично сказать своё слово ап. Павел. Послание войны Павла против гностиков не обнаруживалось в канонических книгах, но факт его обнаружения и само содержание вызывало симпатию и привлекало в свою очередь ересиологичекое внимание. Третье послание даже кое-кем цитировалось и как полноправное священное писание. книга деяний Павла имеет свою историю открытий, исследований и реконструкций. [3.1]
Нам же в предпринимаемых поисках важно, что её автор способен приоткрыть существовавшие предания его времени. И здесь автор также в связи с ап. Павлом упоминает Дамаск и акцентирует историю на нём. При этом его история независима от канонической книги Деяний, когда он обращается к своим собственным источникам. И он излагает то, что знает и что, по его мнению, претендует на правду. В этой истории Павел предстаёт также гонителем нового учения в Дамаске. Однако он переживает обращение ко Христу и оно, согласно книги, также не зависит от чьей-либо проповеди, а имеет некий характер сверхъестественного личного откровения, как и в изложении Послания Галатам. В Дамаске же Павел переживает важную встречу и получает важнейшее духовное наставление. В Дамаске Павел встречает родного брата Иисуса, и автор именует его как Иуду Благословенного.
«Внемлите, мужи, братия, что приключилось со мной, когда был я в Дамаске и преследовал в те времена веру Божию. Дух, что <на меня> от Отца сошел, проповедал мне Евангелие Сына Его, дабы мог я жить по нему. И нет, воистину, жизни, кроме как жизнь во Христе. Вступил я в церковь великую с Благословенным Иудою [во главе], братом Господним, который первым преподал мне благую любовь веры [нашей]. Покорствовал радостно я благому пророку…»
При этом возможно здесь для автора Деяний Павла крайне важно подчеркнуть, что если Павел и не был непосредственно учеником Иисуса, то своё первое и наиважнейшее наставление получил от его родного брата!
Удивительным образом, но пересечение Павла с Иудой пояснено и в самой канонической книге Деяний! Павел, как известно принимает духовное наставление и крещение в Дамаске от некоего загадочного прозорливца Анания. Но в Дамаске останавливается в доме некоего Иуды.
10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.
11 Господь же [сказал] ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, … (Деян.9:10,11)
В этом повествовании факт поселения Павла у Иуды в его доме - излишен. Кто-то ослепшего Павла в дом некоего Иуды поселил. А ведь какое дело для читателя, как в тех наиважнейших и драматических событиях жизни только что обращённого и временно ослепшего Павла звали хозяина «гостиницы»? И такое упоминание может быть просто объяснено в том случае, если автор Деяний опровергает существующее тогда мнение о встрече Павла с братом или учеником Иудой. Ведь все ученики и братья для автора Деяний находятся в Иерусалиме, и автор хочет донести читателям, что в Дамаске в таком случае какой-то Иуда таки был! Кто же спорит? Однако тот лишь предоставил Павлу свой дом для проживания. И даже так чудом произошло, что именно в «гостинице» Иуды Павел и получил исцеление от слепоты. И если автор апокрифа в своей истории факт встречи Иуды и Павла заявляет, то автор канонических Деяний его прекрасно знает, но по-своему поясняет и опровергает. Ведь он сам в предисловии к двум своим книгам и предупредил: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях … то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе). (Лук.1:3)
Таким образом книга Деяний в этом моменте пересечения имён может являть дальнейший пример отображения некой иной истории, которую автор излагает по-своему, начав с вынужденного появления Дамаска, наличия «зла» там и продолжив пояснением Иуды, всего лишь хозяином «гостиницы» на улице Прямой.
[2] Тертуллиан, «О крещении», Глава 17.
Тертуллиан обрушивается с критикой на книгу Деяний Павла и его автора в связи с тем, что книга представляет Павла, позволяющего женщине, на примере Феклы, учить и крестить, что вызывает крайне негативную реакцию Тертуллиана. Однако другие описанные исторические моменты вероятно Тертуллиана особо не беспокоили. При этом указывается, что горе-автор был найден и наказан.
«А гордость женщин, восхищавших себе право учить, не присвоит себе и права крестить, – разве появится новый «зверь», подобный прежнему, так что, как тот уничтожил крещение, так другой своею властью будет его раздавать. А если, на основании ложно приписываемого Павлу писания, защищают примером Феклы свободу женщин учить и крестить, то пусть знают, что тот пресвитер Асийский, который составил это писание, стараясь как бы увеличить авторитет Павла своим именем, был лишен места, когда его убедили и сам он сознался, что сделал он это из любви к Павлу. Ибо представляется ли вероятным, что тот дает женщинам власть учить и крестить, кто именно настойчиво не позволяет женщине учить: "да молчат и дома мужей своих да вопрошают» (1Кор?14.34)».
[3.1] Библиотека Руслана Хазарзара. Деяния Павла.
http://khazarzar.skeptik.net/books/a_paul.htm
|
|