© Сайт " Християнский Духовний Навігатор"
Джерело:
  link завантаження публікації
Для друку: PDF версія

 
     
 

ИСТОРИЯ СОКРОВЕННОГО ПЕРЕКРЁСТКА

 
 

Церковь Анания, Дамаск

1. ВВЕДЕНИЕ

 
 

Раннехристианская история первого столетия состоит более из вопросов и вероучительных утверждений, чем достоверно известных фактов. При этом нет не только возможности опираться на альтернативные свидетельства, а зачастую и вообще иметь в наличии хоть какие-либо достоверные исторические упоминания. Сама существующая церковная история и состоит из подобных вопросов. Если, например, масса всевозможных преданий описывают историю проповеди апостолов по всем миру, то в главной вероучительной исторической книге Деяний, они изначально никуда идти не собирались и так в повествование книги никуда и не пошли. Пытаясь объяснить этот момент церковный историк Евсевий Кесарийский (260 и 270 - 339/340) и сделал поэтому такой вывод, что апостольская проповедь началась уже только после казни Иакова Праведного [1.1], т.е. незадолго до смерти Павла и перед войной Иудеи с Римом и до чего хронология истории Деяний не дошла. При этом, надо полагать, что дожившие до этого события апостолы и начавшие свою миссию, были уже в преклонных годах, ведь это уже начало 60-х годов.

Сами ортодоксальные авторы, подымавшие вопросы церковной истории первого века, сталкивались с проблемой скудости имеющихся данных. При этом повествования об апостольской проповеди изначально во многом создавались в иных кругах, считавшихся еретическими или же близкими к ним. Сам же отец церковной истории Евсевий Кесарийский выбрал идеологический курс её изучения. При этом за наиважнейшую основу им была выбрана историческая книга Деяний, ставшая как известно в дальнейшем частью общего священного писания, а все поиски и изыскания должны были соответствовать идеям и событиям книги. Будучи ересиологом, Евсевий при этом крайне пренебрежительно относился к ранним свидетельствам идейных противников, когда именно они в отличие от Деяний и описывали проповеди апостолов в евангельской миссии. [1.2]

В целом, в конце концов сложилась следующая ситуация. Сторонние религиозные источники с описанием развития нового учения и истории евангельских миссий за неимением собственных всё-таки брались, но изымались изложенные там идеи, а истории обрамлялись и описывались в учении ортодоксального содержания. Так возникали уже церковные исторические предания. Вопрос согласования их хронологии событий с книгой Деяний уходил при этом на второстепенный план и игнорировался, а в общей картине назрел смысловой разрыв. С одной стороны предания о миссиях согласовываются с известным великим поручением Иисуса Евангелия Матфея идти и научить все народы, тогда как для истории Деяний и поведения апостолов там такового поручения Иисуса не существует вообще.

Далее же предпримем попытку выявить среди древних скудных упоминаний интересные моменты, в данном же изучении - относительно начальной евангельский миссии в Сирии, что могут претендовать на исторические реалии и приоткрывать завесу событий раннехристианского движения первого столетия. Выявим и проанализируем общие моменты и специфику самых различных источников, преданий и их исторических фиксаций. И среди таких свидетельств относительно событий первого столетия обратим внимание на дублирующие друг друга упоминания и их особенности. И таковым является упоминание Дамаска с его ролью в распространении и развитии нового тогда учения. Город этот упоминается как в новозаветном корпусе книг, так и в иных независимых источниках.


[1.1]. Евсевий Кесарийский (Памфил). Церковная история. Книга третья, глава 1.
К самим древним ортодоксальным историческим упоминаниям можно отнести и Церковную историю Евсевия Кессарийского, где упоминается некий несохранившийся труд Оригена (185 - 254).
«Таковы были события в Иудее. Святые же апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею – Скифия, Иоанну – Асия, там он жил, там в Эфесе и скончался; Петр, по-видимому, благовествовал иудеям, рассеянным по Понту, Галатии, Вифинии, Каппадокии и Асии. Под конец жизни он оказался в Риме, где и был распят головой вниз: он сам счел себя достойным такой казни. Надо ли говорить о Павле, возвещавшем Христово Евангелие от Иерусалима до Иллирика и пострадавшем при Нероне в Риме. В точности так рассказано у Оригена в 3-м томе его Толковании на Бытие»

[1.2] Евсевий Кесарийский (Памфил). Церковная история. Книга третья, глава 25.
«К подложным относятся: «Деяния Павла», книга под названием «Пастырь», «Апокалипсис Петра», «Послание», признаваемое Варнавиным, так называемое «Учение апостолов» и, как я сказал, пожалуй, Иоаннов Апокалипсис, который одни отвергают, а другие относят к признанным книгам. Некоторые помещали среди этих книг и «Евангелие евреев», которое больше всего любят евреи, уверовавшие в Христа. Всё это книги отвергаемые, и мы сочли необходимым составить их список, полагая, что мы должны знать, какие книги подлинны, не измышлены и приняты церковным Преданием и какие, наоборот, из книг Нового Завета исключены, хотя известны большинству церковных писателей.
Следует знать и эти книги, и те, которые у еретиков слывут под именем «Евангелий» апостолов: Петра, Фомы, Матфия и еще других, а также «Деяния» будто бы Андрея, Иоанна и прочих апостолов. Эти книги никогда не удостаивал упоминания ни один из церковных писателей. Да и речь их и слог очень отличаются от апостольского духа, мысли же и всё учение в целом далеко не согласуется с истинным правоверием: это явно выдумки еретиков. Поэтому книги эти следует не то что причислять к подложным, а вовсе отвергать, как совершенно нелепые и нечестивые.

 
 
 

ВСТУП  

-1-  -2-  -3-  -4-  -5-  -6-  -7- 


 
 

Влад Вальберг
 01.2024
vladvalberg@gmail.com

 
   
     
 

В рубрику

Рубрики

Головна