|
Отрывок из книги. Виктор Алымов.
Лекции по Исторической Литургике.
«Влияние гностиков на христианскую
литургику не следует преуменьшать, т.к. она формировалась в борьбе с
ними. О том, что гностики имели у себя развитое литургическое
богослужение мы знаем из критики крупнейшего богослова конца II века
Иринея Лионского:
«Каким образом они могут говорить, что тот хлеб, над которым совершено
благодарение, есть тело их Господа и чаша есть Кровь Его, когда
утверждают, что Сам Он не есть сын Творца мира?» – вопрошает Ириней.
(Напомню, что гностики отрицали тождество Бога Отца и Иеговы, которого
презрительно именовали Демиургом, т.е. низшим творцом). О гностике Марке
(ок. 180 г. ученике Маркиона, который отождествил Иегову с дьяволом)
Ириней говорит, что он, совершая Евхаристию «сильно растягивал слова
призывания» (Св. Духа). Это яркое доказательство того, что во 2 веке
Евхаристический канон уже включал в себя эпиклезис (призывание Духа
Святого на Дары).
Общины александрийского гностика Василида гораздо раньше кафолических
общин начали праздновать день Крещения Христова о чём свидетельствует
Климент Александрийский: «Последователи же Василида празднуют и день
крещения Его, проводя всю предшествующую ночь в чтениях. Они говорят,
что оно было в 15-й год Тиберия (между прочим, правильно! это 27-й год),
15-го Туби(т.е. 15 января). («Строматы», I, 21).
Почему же этот праздник появился именно у гностиков? Тут надо напомнить,
что по их учению Христос стал Сыном Божиим именно в момент Крещения,
когда для Его усыновления снизошёл Св. Дух. Поэтому гностики и назвали
свой праздник Богоявлением («Епифанией»). Борясь против этой
гностической трактовки, христиане уже в 3 веке установят свой праздник
Богоявления с другим смыслом, в противовес еретическому. А в 4 веке он
расщепится на собственно Крещение и Рождество Христово.
То же самое случилось с иконами, которые впервые появились в
гностических общинах Карпократа Александрийского († ок. 150).
Карпократиане писали их в технике энкаустики и использовали в магических
целях (наравне с изображениями античных богов и героев). Очевидно, в
борьбе с этими гностическими искажениями в 3-4 вв. и родилось истинное
иконопочитание.
Далее мы знаем, что в сер. 2 века Маркион уже составляет свой
гностический канон Св. Писания и это подтолкнуло кафолическую Церковь к
ускоренному формированию своего канона. В 190-х годах появляется т.н.
«Канон Муратори», названный так по имени обнаружившего его итальянского
исследователя Людовика Муратори (1652–1750). Канон этот сложился в
Римской Церкви (главном центре борьбы с гностицизмом) и включает в себя
4 Евангелия, Деяния, 13 посланий ап. Павла (без Евр.), 1 Петра и
Апокалипсис (ещё нет 2 Петра, Иак.и 3-х посланий Иоанна). Т.о.
гностические писания (Евангелие Фомы, Евангелие Филиппа, Евангелие
Истины и т.д. ) были вытеснены в область апокрифов.
Но вот что интересно: Маркион всю жизнь боролся за отмену Ветхозаветных
чтений (т.к. отвергал В. Завет). И можно сказать, что в этом он
преуспел. Восточная Церковь (в отличии от Западной) не читает Ветхий
Завет (за исключением праздничных паремий) и Апокалипсис. Несомненно –
это следы гностического недоверия ко всему иудейскому.
Но самая большая победа гностицизма состояла в том, что он заразил всё
христианство (Восточное и Западное) своим недоверием ко всему плотскому,
своей особой мистикой душевного, которая неизбежно образуется, когда
душа обособляется от тела. Если в апостольском христианстве ещё
действовал цельный человек, то к концу II века, в христианство проникла
дуалистическая разорванность, которая вскоре будет теоретически
обоснована с помощью неоплатонизма. Восточные гностики поднялись на
великую борьбу за освобождение души от всего плотского и в первую
очередь – от полового начала. Они отвергали даже церковный брак.
Наконец, почти все гностики пропагандировали свои идеи в песнях и
гимнах, а Валентин даже писал псалмы (о чём свидетельствует Тертуллиан в
трактате «О плоти Христа», противопоставляя псалмы Давида и «псалмы
отступника, еретика и платоника Валентина» гл. 20). Сирийский гностик
Вардесан (†225), последователь Валентина, сочинил целый гностический
Псалтирь, так что прп. Ефрем Сирин вынужден был противопоставить ему
свой Псалтирь. Так, в борьбе с гностиками, кафолики начинают усиленно
развивать свою гимнографию.
Известно, что уже мч. Иустин Философ в противовес гностикам написал
книгу гимнов, которую упоминает Евсевий в своей «Церковной истории» под
названием «Лирник» или «Певец».
|
|