Христиан всего мира нашего и прошлых веков, точнее, сознательных
христиан, всегда интересовал и интересует вопрос о христианстве первого
века. Но этот век почему-то оказался покрыт плотной завесой
неизвестности. Да, есть, конечно, евангелия и послания апостолов.
Однако составлять представление о христианстве первого века на основе
только канонических евангелий, было бы крайне ошибочным ввиду нескольких
пунктов.
1. Канон так называемого '' Нового завета'' был определен таковым лишь в
четвертом веке. А это ведь уже очень много воды утекло. Что там было до
этого никаких институтов не хватит, ибо аргументов и фактов кот
наплакал.
2. У нас нет свидетельств существования этих книг именно в каноническом
варианте в первом веке. Не сохранилось ни одной более менее порядочной
рукописи из первого века, кроме каких-то жалких обрывков, по каким никак
нельзя составить представление о целостности представления автора,
создавшего документ и самого документа.
3. Христианство второго века уже почему-то резко пестрит многообразием
христианских евангелий и посланий, которых никто тогда не определял ни к
апокрифам ни к псевдоэпиграфам. Откуда они вдруг так резко расплодились
ко второму веку, существуй в первом веке уже известные нам евангелия и
послания Павла в известном виде? Но при этом о многих из них мы знаем
лишь названия, но никак не содержание.
4. Резкий контраст наличия у нас количества христианскиой литературы (а
именно рукописей), датируемых, соответственно первым и вторым веками.
Контраст именно между первым и вторым веками нереально разителен.
Христианство после первого века должно было постараться сохранить как
зеницу ока первичные источники в целости и сохранности. Причем априори,
по умолчанию. Но такого вполне ожидаемого и крайне важнейшего дела от
церкви не случилось. Случилось почему-то вроде бы без всяких причин
именно обратное. Известная церковь отнеслась почему-то крайне
пренебрежительно к своим источникам, сохранив, однако, при этом,
достаточно много второстепенного. Создается впечатление, что кто-то
словно сознательно наводил туман и спешно устранял важных свидетелей.
5. Известен факт существования к середине второго века корпуса Маркиона,
состоящего из евангелия и 10 посланий Павла, содержание которых, опять
же, каким-то чудесным образом, утрачено. Не сохранилось ни одного
клочка. А что касается критиков Маркиона и его сподвижников, начиная со
второго века, наоборот, все чудесным образом сохранено в целости и
нерушимости.
6. И вот, библиотека Наг-Хаммади как снег на голову ортодоксии. Читая
это возникает естественный вопрос: откуда вдруг столько и именно такого
дымного, не будь раньше него соответственно чего то огненного?
7. Многие идеи из самого канонического Нового Завета уверенно отсылают
нас к гностическим идеям из библиотеки Наг-Хамади. Те же идеи архонтов,
стихий мира, само-, миро-, и богопознания...
Представление о христианстве первого века теперь каждый христианин, будь
он ортодоксального, будь еретического толка, может и будет лепить на
основе то ли своего неведения истории и фанатичного доверия церкви, то
ли на основе недоверия канону Нового Завета, определенному лишь спустя
три столетия после первого века..
В таком контексте у ортодоксии очень слабое алиби. Ей остается лишь
фыркать и проявлять всяческое недовольство и фанатизм. И ограда
анафемами тут слабо помогает. Сегодня уже не то время.