БЛОГОСФЕРА - раннее христианство


© Сайт "Христианский Духовный Навигатор"
Ссылка на страницу:  http://spinavig.s62.in.ua/early_christ_authors_testimony.htm


ЕВАНГЕЛИЕ ФОМЫ. РАННИЕ ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА АВТОРИТЕТА ТРАДИЦИИ

 

Ключевые слова: Логии Фомы, Евангелие Фомы, ранние свидетельства

 

:

У древних авторов можно найти цитаты, считавшиеся ими восходящими к речам Христа. Такие примеры есть и в отношении Логий Фомы (Евангелие Фомы).

Например, цитаты Стромат Климента Александрийского.
«И Матфей в своих «Преданиях» говорит:

 «Дивитесь тому, что перед вами»,

считая, что удивление это есть первая ступень к знанию того, что находится за его пределами. (5) Вот почему и в «Евангелии от Евреев» написано:

 «Способный к удивлению воцарится, а воцарившийся достигнет успокоения».

Сходную логию мы находим в Евангелии Фомы. 1.

Иисус сказал: Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем.

Логия эта фигурировала в утерянном ныне Евангелии Евреев и в то время считалась восходящей к словам Христа.

Есть ещё аналогичная цитата из Стромат Климента Александрийского. «… (3) Смысл этих слов близок следующим:

«Ищущий не прекращает поиск пока не найдет, найдя, он восхищается, восхитившись – владеет, овладев – успокаивается»

Логия была найдена на папирусе Оксиринха на греческом и максимально близко совпадает с логией Евангелия Фомы (ЕФ).

Также ссылка Климента на предания Матфея имеет созвучие к ЕФ.

Иисус сказал: Познай то, что (или того, кто) перед лицом твоим, и то, что скрыто (или тот, кто скрыт) от тебя, - откроется тебе. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным.

Климент Александрийский и надо полагать его окружение уверенно считают эти речения принадлежащими самому Христу.

Следующий яркий пример. Второе послание Климента Римского к коринфянам. Глава XII. «Итак, будем ежечасно ожидать Царства Божия в любви и праведности, потому что не знаем дня явления Божия. Сам Господь на вопрос одного о том, когда придет Его Царство, отвечал: когда двое будут одно, и внешнее будет как внутреннее, мужеский пол вместе с женским будет ни мужеский, ни женский[20].

Но двое бывают одно, когда мы говорим друг другу истину, и когда в двух телах непритворно бывает единая душа. И “внешнее как внутреннее” значить следующее: внутреннее означает душу, а внешнее означает тело. Поэтому как тело твое видно, так и душа твоя да будет явна в добрых делах. И мужеской пол с женским ни мужеский, ни женский — это... ( [21] Здесь оканчивается дошедший в александрийской рукописи текст этого послания. Недостающее объяснение последнего пункта можно дополнить из Климента Александр. Strom. III, с. 9), где под мужским, разумеется гнев или ярость (qumoV); под женским — пожелание (epiqumia), которые должны прекратиться. Второе послание Климента Римского к коринфянам - http://khazarzar.skeptik.net/books/clem_rom/clem_r_2.htm#_ftn21 ) )

Фактически и Климент Александрийский оперировал в идентичных идеях, отражённых у Климента Римского и далее уже исчезнувших в традиции ортодоксии.

Идентичный по сути момент мы находим и в ЕФ. В нём нет толкования, но для автора ЕФ это высказывание также восходит к Спасителю, и поэтому для автора оно сокровенно и он его приводит.

Логия 27 (б) «… мы войдем в царствие? Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глазА вместо глАза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, - тогда вы войдете в [царствие].»

Климент Римский не будучи никаким еретиком пользуется отсутствующим в канонических евангелиях неким учением или представлением. При этом для Климента Римского и надо полагать его окружения это высказывание и это учение однозначно восходит к учению Спасителя.

И важно отметить, что вопрос здесь даже не в степени многочисленности таких цитат, а в том, что все они касаются тематик, что свойственны исключительно апокрифическому ныне Евангелию от Фомы, это познание, удивление как этапа процесса познания на пути к обретению царства, а также преодоления некой разделённости и обретения целостности, как признака вхождение в это спасительное внутренне царство. Все эти моменты являются неотъемлемой частью общей картины, которая не свойственна каноническим евангельским представлениям вообще и которая в свою очередь раскрывается в тексте Евангелия Фомы.

Таким образом, Евангелие Фомы передает нам речения, которые в древности считались восходящими к самому Спасителю. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас раннехристианские свидетельства про-ортодоксальных авторов. Речения эти вообще не обязаны даже сочетаться или проверяться синоптическими евангелиями, так как они независимы и помимо них восходят к речениям самого Христа. Автор, который их собрал, верил в это, и в его время, когда бы он ни жил, они считались принадлежавшими самому Спасителю. И именно поэтому автор ЕФ их собрал, и для самого этого автора они были сокровенны и поэтому он считал для себя наиважнейшим в жизни постигнуть их смысл, как он сам это и указывает.

Влад Вальберг


Интересный материал о параллелях на 18 логию Фомы известную и по посланию ап. Павла - в раннехристианских источниках

  ***

 

Назад

Читать сообщения данной ветки блоготраектории

Вперёд

Перейти к тематической рубрике

В рубрику

Все рубрики

Главная