© Сайт "Христианский
Духовный Навигатор"
Источник: http://spinavig.vn.ua/early_christ_authors_testimony.htm |
|||||
ЕВАНГЕЛИЕ ФОМЫ. |
|||||
У древних авторов можно найти цитаты, считавшиеся ими
восходящими к речам Христа. Такие примеры есть и в отношении Логий Фомы
(Евангелие Фомы).
Например, цитаты Стромат Климента Александрийского. Иисус сказал: Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем. Логия эта фигурировала в утерянном ныне Евангелии Евреев и в то время считалась восходящей к словам Христа. Есть ещё аналогичная цитата из Стромат Климента Александрийского. «… (3) Смысл этих слов близок следующим: Ищущий не прекращает поиск пока не найдет, найдя, он восхищается, восхитившись – владеет, овладев – успокаивается» Логия была найдена на папирусе Оксиринха на греческом
и максимально близко совпадает с логией Евангелия Фомы (ЕФ). Иисус сказал: Познай то, что (или того, кто) перед лицом твоим, и то, что скрыто (или тот, кто скрыт) от тебя, - откроется тебе. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным. Климент Александрийский и надо полагать его окружение уверенно считают эти речения принадлежащими самому Христу. Следующий яркий пример. Второе послание Климента Римского к коринфянам. Глава XII. «Итак, будем ежечасно ожидать Царства Божия в любви и праведности, потому что не знаем дня явления Божия. Сам Господь на вопрос одного о том, когда придет Его Царство, отвечал: когда двое будут одно, и внешнее будет как внутреннее, мужеский пол вместе с женским будет ни мужеский, ни женский[20]. Но двое бывают одно, когда мы говорим друг другу истину, и когда в двух телах непритворно бывает единая душа. И “внешнее как внутреннее” значить следующее: внутреннее означает душу, а внешнее означает тело. Поэтому как тело твое видно, так и душа твоя да будет явна в добрых делах. И мужеской пол с женским ни мужеский, ни женский — это... ( [21] "Здесь оканчивается дошедший в александрийской рукописи текст этого послания. Недостающее объяснение последнего пункта можно дополнить из Климента Александр. Strom. III, с. 9), где под мужским, разумеется гнев или ярость (qumoV); под женским - пожелание (epiqumia), которые должны прекратиться. Второе послание Климента Римского к коринфянам" - ( ИСТОЧНИК ) Фактически и Климент Александрийский оперировал в идентичных идеях, отражённых у Климента Римского и далее уже исчезнувших в традиции ортодоксии. Идентичный по сути момент мы находим и в ЕФ. В нём нет толкования, но для автора ЕФ это высказывание также восходит к Спасителю, и поэтому для автора оно сокровенно и он его приводит. Логия 27 (б) «… мы войдем в царствие? Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глазА вместо глАза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, - тогда вы войдете в [царствие].» Климент Римский не будучи никаким таким еретиком пользуется отсутствующим в канонических евангелиях неким учением или представлением. При этом для Климента Римского и надо полагать его окружения это высказывание и это учение однозначно восходит к учению Спасителя. И есть вообще отдельный предмет рассмотрения, как логия 18 может быть найдена в самых разнообразных раннехристианских источниках. 18. Иисус сказал: Я дам вам то, чего не видел глаз, и то, чего не слышало ухо, и то, чего не коснулась рука, и то, что не вошло в сердце человека. Подведём итоги. Важно отметить, что вопрос здесь даже не в степени многочисленности таких цитат, а в том, что все они касаются тематик, что свойственны исключительно апокрифическому ныне Евангелию от Фомы, это познание, удивление как этапа процесса познания на пути к обретению царства, а также преодоления некой разделённости и обретения целостности, как признака вхождение в это спасительное внутренне царство. Все эти моменты являются неотъемлемой частью общей картины, которая не свойственна каноническим евангельским представлениям вообще и которая в свою очередь раскрывается в тексте Евангелия Фомы. Таким образом,
Евангелие Фомы передает нам речения, которые в древности считались
восходящими к самому Спасителю. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас
раннехристианские свидетельства про-ортодоксальных авторов. Речения эти
вообще не обязаны даже сочетаться или проверяться синоптическими
евангелиями, так как они независимы и помимо них восходят к речениям
самого Христа. Автор, который их собрал, верил в это, и в его время,
когда бы он ни жил, они считались принадлежавшими самому Спасителю. И
именно поэтому автор ЕФ их собрал, и для самого этого автора они были
сокровенны и поэтому он считал для себя наиважнейшим в жизни постигнуть
их смысл, как он сам это и указывает. |
|||||
Влад Вальберг |
|||||
Далее >>>
|
|||||
|
|||||