|
1Тим 1:3-4:
Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых,
чтобы они не учили иному и не занимались баснями (μυθοις) и родословиями
бесконечными (γενεαλογιαις απεραντοις), которые производят больше споры,
нежели Божие назидание в вере.
Так что же такое «мифы и бесконечные генеалогии», против которых
возражает автор 1Послания к Тимофею? Само собой разумеется, этот автор
не апостол Павел – Павел ничего не мог знать об «антитезах лжеименного
гнозиса» (αντιθεσεις της ψευδονυμου γνωσεως – 1Тим. 6:20), сборнике
цитат из Септуагинты и Евангелия, опубликованном Маркионом Синопским не
ранее 140 года. Но против каких «мифов и генеалогий» он призывает своего
адресата «увещевать некоторых»?
Да вот же они!
Мф. 1:1-17:
Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил
Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил
Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам
родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон
родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил
Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама;
Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия
родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию
и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в
Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель
родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил
Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара;
Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа
Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак всех родов от
Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в
Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа
четырнадцать родов.
Родословие, действительно, бесконечное. И вполне мифическое.
Лк 3:23-38:
Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын
Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев,
Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов,
Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Иосиев,
Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов,
Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев,
Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов,
Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Серухов,
Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев,
Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов,
Адамов, Божий.
И это родословие тоже мифическое, хотя, конечно, не такое бесконечное,
как первое.
Отметим, что «бесконечные родословия» у Матфея являются подражанием
Септуагинте:
Быт. 5:1 αυτη η βιβλος γενεσεως ανθρωπων
Мф. 1:1 βιβλος γενεσεως Ιησου Χριστου
Писавший во втором столетии евангелист Матфей, которого ни в коем случае
не следует путать с апостолом Левием Матфеем, и вообще был очень увлечен
стилем Септуагинты. Но родословия обладают еще и другим важнейшим
значением – они позволяют решительно отвергнуть «предположение Джерома
Д. Куинна, что автор Луки и Деяний был автором и Пастырских Посланий, и
что он имел в виду трехстороннюю работу, по образцу современных собраний
документов об известной личности, заключающихся письмом или собранием
писем этого великого человека. Тогда Лука-Деяния-Пастырские Послания
были бы "трехчастным трактатом", противостоящим Священному Писанию
Маркиона, а Пастырские Послания должны были вытеснить более ранние
письма» (Robert. M. Price: The
Evolution of the Pauline Canon // Hervormde Teologiese Studies,
Number 1&2 June 1997, 36-67). Писавший во втором столетии евангелист
Лука, которого ни в коем случае не следует путать с единственный раз
(Кол. 4:14) упомянутым в сборнике Посланий Павла «возлюбленным врачом»
Лукой, просто не мог одновременно и сочинять мифы и генеалогии (Лк.
3:23-38), и приписывать апостолу увещевания против этих мифов и
генеалогий (1Тим 1:3-4).
Отметим также, что само название средневековой пародии на Евангелие,
Сефер Тольдот Ишу (ספר תולדת ישו), любовно воспроизведенной на некоторых
антихристианских сайтах, является буквальным переводом слов βιβλος
γενεσεως Ιησου, с которых начинается и Евангелие от Матфея, и Новый
Завет в целом.
В этом контексте небезынтересна и точка зрения раннесредневекового
богослова Фауста Нумидийского:
«Со своей стороны, поскольку никто не может изменить наше убеждение, что
Сын Божий приходит от Бога, мы могли бы позволить себе проявить
доверчивость, вплоть до допущения выдумки, будто бы Иисус стал Сыном
Божьим на Иордане, но не будто Сын Божий был рождён от женщины. Опять
же, сын, о котором говорится, что он был рождён от Марии, не может,
строго говоря, называться сыном Давида, если не признать, что он был
рождён от Иосифа. Вы говорите, что нет, и, таким образом, вы должны
допустить, что он не был сыном Давида, даже если и был сыном Марии.
Родословие следует линии еврейских отцов от Авраама до Давида и от
Давида до Иосифа, и, поскольку нам говорят, что Иосиф не был настоящим
отцом Иисуса, нельзя сказать об Иисусе, что он был сыном Давида. Начать,
назвав Иисуса сыном Давида, и продолжить повествование тем, что он был
зачат Марией до заключения её брака с Иосифом, – чистое безумие. И если
сын Марии не может быть назван сыном Давида, на том основании, что он не
был сыном Иосифа, ещё менее ему может быть дано имя Сына Божьего.
Более того, оказывается, что сама дева принадлежала не к племени Иуды, к
которому принадлежали все иудейские цари и которое, как все согласны,
было племенем Давида, а к жреческому племени Левия. Это ясно из того,
что Иоаким, отец девы, был жрецом, и его имя не содержится в родословии.
Как же могла Мария войти в родство с Давидом, когда не имела ни отца, ни
мужа, принадлежащих к этому родству? Следовательно, сыну Марии
невозможно быть сыном Давидовым, если вы не можете поставить мать в
некоторую связь с Иосифом, так, чтобы она была либо его женой, либо
дочерью». Августин Contra Faustum, 23, 3-4.
А что думали о «бесконечных родословиях» представители русской
религиозно-философской мысли начала ХХ века? Л.П. Карсавин, например, в
своей работе «Святые отцы и учители церкви» пишет буквально следующее:
«В малоасийских церквах со времен ап. Павла бродячие апостолы-самозванцы
делом и словом призывали к предельному аскетизму и сеяли «иудейские
басни», не только, впрочем, иудейские. Рассуждая «по преданию
человеческому и по стихиям мира сего», которыми занималась астрология,
они отвергали этот мир и гнушались всего плотского. Но в то же самое
время они стремились перекинуть мост чрез зияющую между Непостижимым и
миром бездну, выдумывая «бесконечные родословия» богов, открывая
множества «ангелов», мироустроителей и мироправителей (демиургов). И на
место Богочеловека, как единственного Посредника между Богом и людьми,
появлялось необозримое число посредников, то полубожественных, то
тварных, как ангелы, культ которых и магические сношения с которыми
стали быстро развиваться».
Вот беда! С «не только, впрочем иудейскими» баснями (μυθοις) мы уже
разобрались. Теперь придётся разбираться с мифами иудейскими, а заодно –
с преданиями человеческими и стихиями мира сего (στοιχεια του κοσμου
τουτου)....
|
|