© Сайт "Христианский Духовный Навигатор"
Источник: _
 http://spinavig.vn.ua/
biblical_studies_the_outer_darkness_of_the_evangelist.htm
 
     
 

  О ТЬМЕ ВНЕШНЕЙ В ЕВАНГЕЛИИ ИМЕНИ МАТФЕЯ

 
     
 

Проводя изучение возникал вопрос о возникновении самого сочетания "тьма внешняя". Оно используется трижды и только исключительно у Матфея. Но откуда оно и не есть ли оно религиозной фантазией Матфея?

Можно прийти к выводу, что Матфей использовал этот термин из имеющегося у него материала речений Христа. Картина тьмы внешней предполагает существование естественно и второй её половины – некоего света внутреннего. И эта уже целостная картина реально упоминается в раннехристианских источниках. Таким примером является – "Евангелие Филиппа". Естественно книга не написана апостолом Филиппом, а неким автором второго или третьего веков из общин Валентина. В ней интересно то, что автор упоминает огромную массу картин, воззрений, касается известных ему учений и представлений, полемизирует, а также цитирует известные ему речения (но уже и неизвестные нам сейчас). Так вот, он и имеет рассуждения по этой картине. И можно сделать вывод, что в ней " внутренне и внешнее" – пространство самого человека, его мира, внутреннего духовного и соответственно наружного естественного. И в этой картине Бог открывается для человека через его мир внутренний, и без этого главного в жизни открытия человек и пребывает во тьме внешней, которая за пределами земной жизни и становится его реальностью. Это воззрение евангелист Филипп и относит непосредственно ко Христу. И это воззрение можно обнаружить и где-то даже и на просторах патристики и считается самым что ни есть христианским.

Примечательно, что сами канонические евангелия также содержат второй элемент картины, упоминая «свет внутри». Однако такое упоминание никак не раскрывается, имеет трудности толкования, да и написано в некой загадочной форме: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Матф.6:23, Лук.11:35). Примечательно, что скопировав таким образом элемент представления, Матфей по сути породил странную картину, в которой тьма внешняя, куда выбрасываются неугодные, окружила почему-то со всех сторон свет. Евангелист Матфей таким образом пользовался найденными им терминами по своему усмотрению и в меру своего понимания, что по данному конкретному примеру раскрыто здесь. И идентично именно он использовал такое сочетание, как огненная печь.

Например, такой древний документ первых веков как "Мученичество Андрея", в котором можно оценить мышление автора (его общины) использует такие сочетания: "умертвив огонь, прогнав тьму, погасив печь, убив червя". Они все относятся к внутреннему состоянию обычного плотского человека, его наполняющих бурь желаний. Именно так мыслились данные высказывания. В таком раннехристианском документе "Книга Фомы" раскрывается то, что горящий огонь также относится к базовому внутреннему состоянию плотского человека:

"О, горечь огня, горящего в телах людей и их мозгах. Он пылает в них ночью и днём, сжигая члены людей и опьяняя их сердца",
"Горе вам в огне, горящем в вас, ибо он ненасытен!",
"не знаете, что вы во тьме смерти, но вы опьянены огнём и полны горечи, и ваше сердца иступлены из-за горения, которое в вас".


Сама "Книга Фомы" раскрывает мышление, когда по сути посмертная реальность человека произрастает из того, в чём он жил и находился, его посмертное существование и становится отображением того, что и наполняло его при жизни. При этом та тьма которая наполняла человека и становится его обиталищем новой реальности. Так это понималось.

Матфей таким образом показывает пример личной собственной интерпретации высказываний Христа при создании религиозной картины грядущих эсхатологических судов и возмездий. При этом естественно Матфей и представляет эти картины по своему пониманию, как принадлежащие учению Спасителя.
 

 
 

Влад Вальберг
март 2023
vladvalberg@gmail.com

 
 
Далее >>>
 
     
 
В рубрику