Проводя изучение возникал вопрос о возникновении
самого сочетания "тьма внешняя". Оно используется трижды и только
исключительно у Матфея. Но откуда оно и не есть ли оно религиозной
фантазией Матфея?
Можно прийти к выводу, что Матфей использовал этот термин из имеющегося
у него материала речений Христа. Картина тьмы внешней предполагает
существование естественно и второй её половины – некоего света
внутреннего. И эта уже целостная картина реально упоминается в
раннехристианских источниках. Таким примером является – "Евангелие
Филиппа". Естественно книга не написана апостолом Филиппом, а неким
автором второго или третьего веков из общин Валентина. В ней интересно
то, что автор упоминает огромную массу картин, воззрений, касается
известных ему учений и представлений, полемизирует, а также цитирует
известные ему речения (но уже и неизвестные нам сейчас). Так вот, он и
имеет рассуждения по этой картине. И можно сделать вывод, что в ней "
внутренне и внешнее" – пространство самого человека, его мира,
внутреннего духовного и соответственно наружного естественного. И в этой
картине Бог
открывается для человека через его мир внутренний, и без этого главного
в жизни открытия человек и пребывает во тьме внешней, которая за
пределами земной жизни и становится его реальностью. Это воззрение
евангелист Филипп и относит непосредственно ко Христу. И это воззрение
можно обнаружить и где-то даже и на просторах патристики и считается
самым что ни есть христианским.
Примечательно, что сами канонические
евангелия также содержат второй элемент картины, упоминая «свет внутри».
Однако такое упоминание никак не раскрывается, имеет трудности
толкования, да и написано в некой загадочной форме: «Итак, если свет,
который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Матф.6:23,
Лук.11:35). Примечательно, что скопировав таким образом элемент представления, Матфей
по сути породил странную картину, в которой тьма внешняя, куда
выбрасываются неугодные, окружила почему-то со всех сторон свет.
Евангелист Матфей таким образом пользовался найденными им терминами
по своему усмотрению и в меру своего понимания, что по данному конкретному
примеру раскрыто здесь. И идентично именно он использовал такое
сочетание, как огненная печь.
Например, такой древний документ первых веков как "Мученичество Андрея",
в котором можно оценить мышление автора (его общины) использует такие
сочетания: "умертвив огонь, прогнав тьму, погасив печь, убив червя".
Они все относятся к внутреннему состоянию обычного плотского человека,
его наполняющих бурь желаний. Именно так мыслились данные высказывания.
В таком раннехристианском документе "Книга Фомы" раскрывается то, что
горящий огонь также относится к базовому внутреннему состоянию плотского
человека:
"О, горечь огня, горящего в телах людей и их мозгах. Он пылает в них
ночью и днём, сжигая члены людей и опьяняя их сердца",
"Горе вам в огне, горящем в вас, ибо он ненасытен!",
"не знаете, что вы во тьме смерти, но вы опьянены огнём и полны горечи,
и ваше сердца иступлены из-за горения, которое в вас".
Сама "Книга Фомы" раскрывает мышление, когда по сути посмертная
реальность человека произрастает из того, в чём он жил и находился, его
посмертное существование и становится отображением того, что и наполняло
его при жизни. При этом та тьма которая наполняла человека и становится
его обиталищем новой реальности. Так это понималось.
Матфей таким образом показывает пример личной собственной интерпретации
высказываний Христа при создании религиозной картины грядущих
эсхатологических судов и возмездий. При этом естественно Матфей и
представляет эти
картины по своему пониманию, как принадлежащие учению Спасителя.