© Сайт "Християнский Духовний Навігатор"
Джерело:
 link завантаження публікаціі
Для друку: PDF верс
 
     
 

ВЕТВИ ЭВОЛЮЦИИ ПИСЕМ ПАВЛА

 
 

 
 

Предполагаемая историческая картина появления первого сборника Павловых писем предполагает изначальный их сбор Маркионом, имеющим возможность дальних путешествий, с дальнейшим этих писем тиражированием. Когда последующей незамедлительной реакцией его противников становится экстренное «расширением» этих документов в идеологически правильном ключе.

Однако имеющие свидетельства ранних авторов показывают, что в той или иной мере некоторое содержание Павловых писем было уже до этого известно и что в принципе даже естественно. А предположения в библеистике о составном характере некоторых из них легко могут быть применены к содержанию самого Апостола Маркиона, когда тот лишь отразил этап их эволюции.

Более того можно и предположить, что и сама кафолическая редакция (расхождение ныне канонического текста с Апостолом) происходила НЕ после публикации Маркионом, а ДО этого события, и ничто не мешает предположить, что и вообще и до рождения самого Маркиона.

Например. Кафолическое фрагмент из послания Римлянам в котором разрешается надо полагать актуальный для некоторых иудеохристианских кругов того времени вопрос места и роли Авраама в становлении христианства, в решении конфликта веры и закона.

Рим.4:18. Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по
сказанному: "так [многочисленно] будет семя (σπέρμα) твое".


Для сравнения.

Быт.26:4 умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,

Здесь, в 4 главе, автор говорит, что семя Авраама это не только его многочисленные физические потомки, но ещё и духовные дети, ныне уверовавшие в мессию и ставшими также потомками Авраама.

В Послании Галатам 3 главе, в кафолическом фрагменте обнаруживается аналогичная тематика.

Однако её автор уже всячески избегает мысль о связи семени Авраама с многочисленностью народа от этого самого семени. И избегает потому, что провозглашает нечто совершенно обратное – пророческое «единичное» упоминание семени.

Гал.3:16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.

Здесь уже вопреки Посланию Римлянам физические потомки – пророчески устраняются, а духовные потомки провозглашаются исключительно через «единичное» семя. И этим самым пророчеством надо полагать обосновывается обещание их свободы от Закона самим Яхве. Тогда как в Послании Римлянам ставка делается на особую «верность веры» Авраама, которая перекинулась на огромное и многочисленное потомство от семени и накрыла даже верующих во Христа. И никакого особого пророчества даже не понадобилось уже вообще, а лучше чтобы его и не было – для надёжности аргументов. Главная наиважнейшая суть понимания пророчества книги Бытия для послания Галатам находится в единичном понимания "семени", тогда как такая же наиважнейшая суть понимания этого же пророчества в послании Римлянам находится исключительно в множественном числе.

Сложно представить, чтобы в пылу задачи исправления "неправильного канона" еретика в одной голове рождались такие дублирующие, но совершенно разнонаправленные «вихри» и взаимоисключающие друг друга толкования. Однако вполне реалистична картина, в которой например громоздкая картина п. Римлянам назревала в одном кругу, в одно время до обнародования Апостола, а более простой «ход конём» некоего единичного семени и провозглашения «завета о Христе» с Авраамом - совсем в ином кругу и уже в ответ на публикацию Апостола. И далее, определённые вещи уже добавлялись в одной идейной среде без подобных противоречий.

Также анализ реконструкций Апостола показывает свободу его содержания от множества зависимостей наследия «закона и пророков» и большую степень радикальности провозглашений, тяготеющую к так называемым гностическому содержанию, которые кстати стали объектом рассмотрения библеистики и именно в ныне каноническом варианте текста. Вместе с тем множество вещей в Апостоле лежат в плоскости ортодоксального богословия, что давало возможность ересиологам критиковать идеи Маркиона, но которые мы кстати и не знаем. Но не мог ли Маркион, как еретик появиться вообще после публикации писем Павла? Тогда как на каком-то этапе они имели совершенно доверительный характер и были, например, в почёте у самого Поликарпа Смирнского.

Кроме предположение о разном времени и авторстве кафолических фрагментом есть интересный момент о судьбе самих рукописей Апостола или наличия вообще потерянных вариантов их протографов.

И здесь перед нами упоминание Ефрема Сирина в «Толковании на послания апостола Павла», который, как считается, с Апостолом знаком не был, однако отсылает на интересное прочтение - Гал. 4, 26.

«Вышний же Иерусалим свободен, как Сарра, и выше всех властей и начальств».

Сравнение реконструированного и канонического вариантов.

4:24 И это можно истолковать аллегорически, эти женщины есть два соглашения [союза], одно от горы Синай, рождает детей по Закону в синагогу иудейскую для рабства, которое есть Агарь. Другая же переносит превыше, чем все начала, силы, власти, превыше, чем любое имя когда либо названное, не только в этом веке но и в будущем.
4:25 Агарь же есть гора Синай в Аравии; и соответствует она нынешнему Иерусалиму, ибо он в рабстве с детьми своими.
4:26 А вышний Иерусалим свободен, он, который нам матерь Она есть матерь наша

Реконструкция:
4:24 И это можно истолковать аллегорически, эти женщины есть два соглашения [союза], одно от горы Синай, рождает детей по Закону в синагогу иудейскую для рабства. Другая же переносит превыше, чем все начала, силы, власти, превыше, чем любое имя, когда либо названное, не только в этом веке но и в будущем.
...

4:26 Она есть матерь наша.

Исходя из имеющихся реконструкций – это гибрид реконструированного текста послания Галатам с ныне известным нам кафолическим вариантом. Как и когда это "чудо" вообще возникло – загадка. Либо кто-то по неосторожности «скрестил» тексты, однако в таком случае оба текста были в почёте, либо это погибшая эволюционная ветка, к тому же ещё и возникшая до самого сборника Апостола.

 

 
 

Влад Вальберг
 28 апреля 2021
vladvalberg@gmail.com

 
     
 
Далі >>>
 
     
 
В рубрику