© Сайт "Христианский Духовный Навигатор"
Источник: _
 link загрузки публикации
 
     
 

ОБ ИСТОРИЧНОСТИ ЛЕГЕНДАРНОГО ИЕРУСАЛИМСКОГО АПОСТОЛЬСКОГО СОБОРА

 
     
 

Как известно книга Деяний открывает нам историю первого легендарного апостольского Собора, который в книге разрешает вопрос свободы от предписаний Моисеева Закона для язычников. В послании Галатам мы же имеем исторические упоминания и фактически альтернативу Деяниям в плане изложения истории, в которой естественно должен быть тот самый апостольский Собор, но увы, его почему-то там нет. Нет, его конечно же пытаются найти, ведь как бы является недопустимой мысль, что бы его не было совсем.
В этой связи для начала хочется привести цитату с одного ортодоксального ресурса, где честно говорится о существовании исторической проблемы библеистики, а также в очень мягкой форме предполагается, что того легендарного соборного декрета могло и не быть вовсе.
Итак дадим слово.

"Трудноразрешимым вопросом является то обстоятельство, что апостол Павел, которого «апостольский декрет» должен был касаться в первую очередь, о нем не упоминает. Более того, его описание встречи апостолов и ее результатов, кажется, исключает существование такового соглашения (Гал 2. 6-10). Обращает на себя внимание и тот факт, что все рассуждения и вся аргументация апостола Павла относительно идоложертвенного (1 Кор 8-10; Рим 14. 1 – 15. 13) были бы излишним, если бы он знал или признавал такой документ. Единственное место в Новом Завете, которое может содержать намек на «апостольский декрет» – Откр 2. 24. Поэтому в критической библеистике был поставлен и до сих пор остается открытым вопрос об историчности «апостольского декрета». В какой степени он воспроизводит исторический документ? Не является ли он отражением традиций и правил, существовавших в некоторых церквах, оказавших влияние на евангелиста Луку?"
Источник цитаты.

Ну а если не было декрета, то правомерно и задаваться вопросом, а был ли вообще тот Собор в принципе.
Далее мне бы хотелось добавить аргументы в пользу того, что тот Собор, который описывают Деяния, для Павла, написавшего послание Галатам – не существовал вообще.

1. Павел в послании заострил внимание на истории своих путешествий в Иерусалим и встречу с апостолами. Так, согласно Деяний, Собор был третьим посещением, а встреча в послании – вторым (в реконструкции послания – вообще первым ). Деяния тут открыто демонстрируют пример фантазии.
2. Павел послания шёл на встречу по откровению, будучи свободен от мнений «почитаемых», а Павел Деяний – по необходимости, ища поддержки у апостолов Иерусалима.
3. Павел послания озвучил «тройке» апостолов на встрече то радикальное Евангелие свободы, которым он жил, и которое он распространял как минимум уже 14 лет. Павел Деяний столкнулся с гораздо более простым вопросом - спасения язычников без обрезания, который для Евангелия свободы был вообще не вопросом.
4. Для Павла Деяний вопрос звучал так: можно ли спастись без обрезания, тогда как для Павла Галатам – можно ли НЕ спастись из-за обрезания. Хоть в ответе звучит одинаково «можно», но постановка вопроса, мышление автора и ответ – на разных полюсах!
5. Павел Деяний получил авторитетное письменное заверение «старших», которым мог решать в будущем любые конфликты с желающими обрезать язычников, чего и было сделано. Павел Галатам не получал ничего такого, на чтобы мог авторитетно и просто сослаться хотя бы перед самими адресатами его послания в Галатию.
6. Павел послания обличает Петра так, как будто ни он сам, ни Пётр никогда ничего не знали ни о каком решении Собора. Пётр согласно слов Павла - жил уже по-язычески, и Павел это знал и был удивлён, что с Петром в присутствии некой инспекции из Иерусалима произошла невероятная трансформация избегания "нечистых". Ни тот и ни другой не знают ни о каком декрете в этом конфликте.
7. Павел Деяний после собора служит в согласии с его решением. Павел посланий строит учение ВОПРЕКИ его решениям и это однозначно прослеживается в вопросах чистой и нечистой пищи, а также идоложертвенного.
8. «Тройка» в послании Галатам знакомится с Павлом и Варнавой, с учением Павла и подаёт Павлу и Варнаве руку общения. Согласно Деяний Варнава изначально знал апостолов Иерусалима, он там был вообще три раза, да нет он там вообще уверовал, и именно он сам ранее и знакомил обратившегося ко Христу Савла с апостолами! Но в послании Галатам с ним как и с Павлом почему-то также знакомятся и подают руку общения. Да и Павел послания из двенадцати кроме Петра ни с кем ранее знаком не был, никакой Варнава его ни с кем ранее не знакомил.
9. Автор Деяний хоть и не настаивает, но вероятней всего считаете, что Собор был легендарен - с участием как двенадцати, так и многих других, ибо у него все дружно сидят в Иерусалиме. Однако Павел согласно Посланию из двенадцати видит почему-то только двух (Петра и Иоанна).

Отдельная изюминка – внутренне противоречивая картина рассуждений участника того Собора, которая прекрасно иронично выражена в «секретных протоколах»! :)

И конечно же хочется отметить, что проблемный вопрос того декрета да и самого Собора всего лишь очередной элемент общей картины конфликта чисто идеологического иудеохристианского мифа созданным тем самым «Лукой», который превратил Иисуса в продолжателя и проповедника религии иудеев, аналогично тому как в будущем произойдёт сходное превращение в Ису – проповедующего иудеям пророка ислама.
 

 
 

Влад Вальберг
 2020
vladvalberg@gmail.com

 
 
Далее >>>
 
     
 
В рубрику