© Сайт "Християнский Духовний Навігатор"
Джерело:
 link завантаження публікаціі
Для друку: PDF версія
 
     
 

АНАНИЯ и САПФИРА
расследование по следам былых преступлений

 
 

 
 

Практически любой человек, ставший христианином и с открытой душой начавший чтение Нового Завета, довольно быстро «натыкается» на одну из странных историй, а именно историю смерти супружеской пары - Анании и Сапфиры, персонажей книги Деяний, которые как известно утаили часть денег, полученных от продажи своего имения, и принесли не всё к ногам апостолов в Иерусалиме (книга Деяний, 5 глава). С одной стороны поражает достаточно жёсткое наказание смертью, после обличения их в обмане и грехе против Духа Святого за которым не было предложено шанса на покаяние, и за которым читатель может предполагать естественно и духовную погибель Анании с Сапфирой. С другой стороны, читатель пытается понять, за какой же именно грех были наказаны мгновенной смертью эти люди. Ведь правильное и чёткое понимание должно предостеречь от такой же участи самого читателя, но здравости и чёткости там почему-то нет. Теологи в свою очередь усматривают в этой истории грозное предостережение о том, что Бог не какой-то добрый отец, как может показаться после чтения Евангелий, а тот же по характеру святой ревнитель как это и описано в Ветхом Завете. Ну а всем душевным воздыхателям предлагается не воздыхать в христианстве и не мечтать, а тихо и смиренно принять это грозное предостережение.

Рассмотрим же поближе это самое грозное предостережение, озвучим ставшими немыми вопросы и выделим важные детали, которые и помогут пролить свет на эту историю.
Что же по сути смущает любопытного читателя и какой вопрос он хотел бы озвучить. Если принцип «наказание за грех – смерть» присущ Закону Моисееву, а Иисус принёс кардинально нечто новое, и своей жизнью показывал пришествие милости, то зачем Богу вдруг так резко это менять перечёркивать всё , что было достигнуто такой ценой и жертвой? Ни секунды на покаяние, ни шанса на исправление – мгновенная смерть. Умирал ли Иисус за этих людей, что бы вот так их взять и убить? И если коварный Симон волхв, упоминаемый в Деяниях, остался почему-то жить, то уверовавшие во Христа имеющие имение Анания и Сапфира были умерщвлены на месте и мгновенно. Почему так?

Если апостолы продолжили служение Иисуса, то можно ли представить ситуацию, в которой к ногам Иисуса приносят деньги от продажи всего имущества, а кто принёс не всё, убивался Иисусом сверхъестественно чудом прямо на месте! Да это абсурд за гранью фантастики, что никак не может быть присуще служению Спасителя и духу Евангелий. Но почему же так резко вдруг Деяния предполагают, что такое вполне нормально?!

А за какой же грех умерли Анания с Сапфирой? Рассматривая историю Сапфиры создаётся впечатление, что за спланированный обман. Мол Сапфира открыто и осознано солгала, что муж её принёс все деньги, и мол никто её не обязывал этого делать, и она могла честно сразу сказать, что деньги были принесены не все (Деян.5:8,9)! Зачем было открыто врать в присутствии Божьем там? Да и кто бы у них вообще требовал, чтобы всё отдавалось до последней монетки? Надо было честно сказать, что это не всё, и всё бы было хорошо!
Да, такой подход - это поиск здравости в объяснении той ситуации и того совершённого греха. Но увы, этого всего лишь поиск в ответ на ощущении абсурдности ситуации. И вот почему. Никакую бухгалтерскую сверку сумм постол Пётр пришедшему первому к нему Анании не проводил, совершенно не спрашивал и не интересовался, а всё ли тот принёс и ничего ли не утаил. Апостол Пётр выдвигает Анании обличительный упрёк.

Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. (Деян.5:7,8)

Если мой читатель всё ещё ищет в упрёке Петра обличение обмана, то я переведу его слова на наш современный язык.

Анания, ты разве акционер акционерного общества, что продав своё предприятие деньги раздал акционерам, а себе забрал только свою часть? Нет ведь! Ты полноправный владелец всего 100 % пакета, а принёс сюда почему-то не всё. Анания, сатана тебе нашептал это, а ты так и сделал, ты обманул Святого Духа! (а далее мгновенная смерть)
Мой читатель, внимательно и без пристрастия прочти то, что сказал Пётр Анании, и ты не найдёшь там никакого права и возможности для Анании оставить часть денег себе, ибо это право там - от сатаны! Именно так и в этом суть обличения Петра. Можно здесь также упомянуть, что перед самым повествованием об Анании приводится пример Варнавы, который принёс все вырученные деньги от продажи своей земли (Деян.4:37). И сразу же именно за этим моментом и идёт описание того, как погрешил Анания. Да и спрашивает Пётр Ананию, чтобы вывести того уже как говорится на «чистую воду», так как Анания совершил уже то самое страшное.

Что касается Сапфиры, она сговорилась с мужем об этом ( Деян.5:9), и в этом её тот же главный грех. А то, что обманывала Петра, назвав неправильную сумму, так потому что скрывала уже свой сговор с мужем. Именно так это преподносит автор Деяний, раскрывая суть совершённого преступления.

Т.е. для автора Деяний Анания и Сапфира умерли, отказавшись принести всё до последнего, что следовало полагать было нужно Богу и чему воспротивилась наша супружеская пара.
А вот сразу за этим фактом возникают вопросы и парадоксы.

Можно ли было вообще пожертвовать только часть денег, или же нужно было непременно отдать всё и перебраться жить в общую «коммуналку»? Если можно, то Анания ведь так и сделал, а это оказалось внушением сатаны. А если нельзя, то почему? Зачем требовалось полная продажа всего и полная отдача всего? Если это требовалось, то продали ли сами апостолы свои дама и перевели свои семьи в открытую «коммуналку» для дальнейшего проживания? Вряд ли. В Деян.2:46 – говорится о проведении собраний по домам, которые владельцы продавать как-то и не спешили.

А может в таком случае Анания и Сапфира имели право оставить себе дом для проживания? Но тогда если они оставили, то опять значит не всё продали, и что-то себе своё оставили! Но ведь за это они и умерли согласно обличения Петра.

Можем ли мы представить, что далее в известной библейской истории Пётр предложил сотнику Корнилию (Деян. 10 гл.) после крещения продать свой дом и со всей своей семьёй и детьми переехать в барак Иерусалимского общежития для дальнейшего проживания там? Вряд-ли! Да зачем и кому это нужно, Богу? Почему же это вдруг потребовалось от Анании и Сапфиры? Может они были местными бандитами, нажившимися на чужом горе и поэтому должны были отдать всё? Но об этом автор Деяний совершенно ничего не пишет, хотя мог, если бы хотел сказать именно это, а не про «нашёптывания» сатаны что-то себе оставить.

Таким образом, пока мы поняли, за что умер Анания, хотя не поняли в чём же было его преступление, но пока оставим занятие озвучивания безответных вопросов отметив, что они действительно начинают возникать и растут как снежный ком. Но перейдём к более конкретным вещам, позволяющим далее прояснить эту загадочную историю, а они эти вещи кроются в деталях.

Итак, Анания после обличительных слов Петра мгновенно умирает. Но что происходит далее? В естественной житейской ситуации Ананию должны хватиться родственники и начинать его искать. А в случившейся ситуации родственников должны начать искать те, кто причастен к Иерусалимской общине, чтобы объяснить, как и при каких обстоятельствах вдруг умер Анания. Но этого увы почему-то не происходит. А происходит нечто необъяснимое. Ананию вдруг резко хоронят какие-то «юноши» (Деян 5:6). Тут же на месте, сразу. По какой-то немыслимой причине члены Иерусалимской общины начинают себя почему-то считать правообладателями тела Анании. Они не ищут родственников, они сразу бегут хоронить тело. Что это, какая-то неведомая древняя ближневосточная традиция? История описана нам так, как будто сам Бог лично умертвляет Ананию, и это настолько реально, что тело сразу хоронят, не думая ни о родственниках, ни об объяснениях, ни о возможных последствиях криминальных разбирательств. Так это преподносится и так это реально воспринимается доверчивым читателем.

Представим себе на минуту, чтобы бы было далее в реальной жизненной ситуации. О смерти сообщили бы жене, она же бы предприняла попытку выяснения причины смерти, а женщина при деньгах, а не верящие не во что такое сверхъестественное саддукеи – при власти. Чем могла закончиться данная история – неизвестно. Хотя нет, есть один известный неоспоримый факт, история бы закончилась тем, что жена Сапфира осталась бы жива! Судилась бы она, или же взяла и покаялась, увидев чем закончился её сговор с мужем, она бы не стала отпираться и призналась и была бы жива! А чтобы она умерла, тело Анании «нужно» было срочно похоронить, так, чтобы ничего не узнала о случившемся жена, и пришла бы к Петру и начала озвучивать разработанную с мужем «легенду». Т.е. так было нужно «историку». А отсюда и ответ на вопрос, почему члены общины посчитали себя владельцами тела. Потому-что иначе Сапфира осталась бы жива, а она должна была умереть, естественно у автора Деяний. Это всего лишь «ход пера историка», позволяющий Сапфире также умереть. И именно поэтому она должна была обманывать Петра, но не никак не честно и открыто рассказать о своём прибытке от продажи, если это вообще Петра могло интересовать. И ни в коем случае не побеседовать по душам с Петром о том, нужно ли отдавать всё, и вообще как нужно жертвовать из своих так сказать финансов. Ибо во всех этих случаях, она бы осталась жива, да и разговор этот должен был состояться перед тем как продавать имение. Да и муж естественно должен был остаться жив также, а не попасться в грозное облако, метающие молнии с недосягаемым и неприступным Петром в «эпицентре урагана».

Итак, подходим к заключению и выводам. Автор Деяний не был никаким свидетелем происходящего, что он честно совершенно и не отрицает (Лук.1:1). Была ли вообще в реальности та семейная пара? Да, а почему бы и нет, ведь и имена сохранились. Возможно, что автор слышал о некой истории странной смерти (убийства?) богатой семейной пары, которую некие «духовные» умы из неимущих расценили как наказание Божье. Вот автор Деяний историю странной смерти обоих и описал. А все наши парадоксы и вопросы – всего лишь естественный результат вымышленного хода истории событий. И странная неопределённость в сути того преступления, за которое последовало такое жёсткое наказание, в котором доверчивый читатель Деяний всё ищет строгое и конкретное назидание для себя лично и не может найти – также последствие «хода пера историка». Можно также и предположить, что Анания и Сапфира были известными фигурами того времени и вызывали у автора Деяний такую неприязнь, что удостоились мгновенной смерти от служения самого апостола Петра, чего даже не заслужил коварнейший враг истины и апостолов автора Деяний - Симон волхв. Ведь религиозная литература раннего периода христианства содержит фантастическую историю противостояния и победы апостола Петра над вышеупомянутым волхвом. Не показала ли в таком случае книга Деяний поражение неких известных в то время автору идейных врагов, обличённых перед такой смертью в сребролюбии? Или же перед нами трактовка странных известных и нашумевших событий, ведь и не зря подмечено, что тема денег и Иерусалимской общины идут в НЗ друг около друга.

Конечно всё это всего предположение, но которое также можно озвучить в рамках этого небольшого рассмотрения.


 

 
 

Влад Вальберг
 Ноябрь 2017
vladvalberg@gmail.com

 
 
 
 
 
Далі >>>
 
     
 
В рубрику