© Сайт "Христианский Духовный Навигатор" - критическая библеистика
 Источник: http://spinavig.vn.ua/bibleistics_2_peter_3.htm

 

Портрет второго Петра 3:14-18

 

В данной теме мы коснёмся стихов, согласно которым в библеистике утверждается, что автор фрагмента (3:14-18) - Пётр, был действительно вторым и к апостолу Христа отношения имеет очень отдалённое. Здесь будут приведены и раскрыты моменты, согласно которым происходит оспаривание апостольского авторства. Анализ этих моментов не претендует на новизну, ибо в них нет ничего новейшего и они давно известны, однако раскрытие представляет интерес.

 

 

14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире;
15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам,
16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.
17 Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения,
18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.
(2Пет.3:14-18) [Синод. Изд]


1. Автор фрагмента, обращаясь к своим адресатам, знает о всех посланиях Павла. Не только о них знает, но и знаком непосредственно с их содержанием. Автор свидетельствует, что Посланиям Павла присуще нечто «неудобовразумительное». 
Проблематика авторства. Проблематика связана с тем, что  в 60-ые годы 1-го столетия апостол Христа Петр знать все Послания Павла не мог, также как не мог знать всего их содержания с особенностями языка. Такое знание возможно лишь в середине века второго, когда и стал актуальным вопрос сбора корпуса Павловых писем, а также понимания его содержания, теологии и специфического терминологического аппарата

2. Автор фрагмента, ставит на один уровень Послания Павла с Писаниями. 
Проблематика авторства. Превращение (извращение) Посланий невеждами ведёт к их погибели (духовной). Превращение (извращение) Посланий приравнивается превращению Писаний и карается высшей мерой. Если предположить, что это был ап. Пётр, то в середине первого столетия Тора, ТаНаХ, Септуагинта среди христиан должна была уже быть приравнена к письменам Павла, чего происходить тогда не могло. Такое приравнивание способно было мыслиться только уже на этапе формирования христианского канона, когда письма и книги Септуагинты, Торы осмысливались в равенстве, в едином целом своде с письменными документами христианской уже эпохи. Более того, исторически известно, что сама идея канона (где и было уже это равенство) возникла, как вынужденный ответ реализованному в середине второго века канону, первому собранию христианских писаний - Апостолу (Апостоликону), который не содержал книг нынешнего ВЗ и не во всём по тексту совпадал с текстом нынешнего НЗ.  


3. Автор фрагмента свидетельствует об актуальной в его время проблеме неправильного-извращённого (для автора) толкования посланий Павла. Актуальность проблемы заключалась в её массовом характере. Автор же пытается дать и объяснение неприятной для него проблеме: невежество и неутверждённость (беззаконников) споткнувшаяся о почву некоторой «неудобовразумительности», ведущая к неправильному (извращённому) толкованию Посланий Павла. 
Проблематика авторства. Исторически известно, что такая проблема была актуальной с середины второго столетия, и в особенности связана с появлением еретического корпуса Апостола, где в основу были положены якобы исправленные в угоду еретикам Павловы Послания. И именно тогда  Тертуллиан, вследствие популярности Павла в еретической среде, назвал его апостолом еретиков. 

4. Автор фрагмента предупреждает об опасности потери спасения по причине неправильного толкования и принятия извращённого учения. 
Проблематика авторства. Этот момент можно обозначить дискуссионным, однако мы его всё же озвучим. Проблематика касается теологического противоречия внутри корпуса Посланий Петра. Кратко обозначим противоречие. Так, можно выявить теологические воззрения, согласно которым спасение связано с предизбранием, которое есть от основания мира, когда ныне избранные во Христе избегают похотей мира и утверждают своё призвание. В данном же фрагменте спасение человека зависит от правильного понимания и правильного учения, когда неутверждённые беззаконники используя «неудобовразумительность» могут привлечь в свои погибельные ряды адресатов Послания второго Петра. При этом возникает конфликт с мыслью об изначально предизбранности, которая теряет силу по причине проповеднической деятельности беззаконников, извращающих верное понимание. 

 

 

Влад Вальберг. Август 2008.
vladvalberg@gmail.com

 

Обсуждение темы на Евангелие.ру