"Неизвестные истории церквей. В поиске ответа."


"Неизвестные истории церквей. В поиске ответа."
(продолжение "Неизвестной истории известной церкви"
)


По прошествии некоторого времени можно попытаться разобраться в причинах тех явлений, которые происходили в нашей славной общине. К тому же явления эти оказываются довольно распространены. Вот какие прозвучали отзывы после её публикации:

"История жутко интересная. В ней, как в зеркале, отражена история многих харизматических церквей…"

"Увы, церковь в Полтаве - не единственный случай. Мы все действительно ошалели, и дали мно-о-ого места дьяволу...
Встречалась я с подобными вещами, только зачем Вы призываете эти истории выкладывать здесь на форуме? Думаю, 99% прошли или являлись свидетелями таких конфликтов. Ничего нового."

И этим довольно многое сказано. Сказано о том, что неизвестная история не такая уж и не известная, а скорее даже классическая, имеющая схожие моменты в истории развития евангельских общин, а в особенности пятидесятнического направления. Поэтому постараемся выделить ключевые проблемы в данном явлении, а также дать ответы на те вопросы, которые прозвучали в базовой публикации "Неизвестная история известной церкви". А при осуществлении анализа обратимся к некоторым, наиболее ярким отзывам.

Пожалуй в путь.

-------

Первое явление, которое попытаемся рассмотреть, и которое известно почти каждому - расколы и революции. Это когда происходит дробление общин, это когда "революционеры" вдруг понимают, что их материнская община идёт не так, не туда куда надо, и что теперь они имеют понимание правильного направления, потому как сам Бог говорит с ними.
Итак, начнём анализ, и начнём со следующей цитаты.

"Владислав, описанное вами, имеет место не только у вас. Это повсеместно. И даже можно сказать - закономерно. Ибо путь движения для всех этих общин был выбран один, естественно, что и все остальное будет тождественно. Люди ищут свободы, но часто они сами становятся заложниками ее, и она начинает играть с ними плохую шутку, делая их рабами своих слов, лозунгов и принципов, которые, тоже, как правило, далеки от евангельской сути. Протестантизм, при всей своей привлекательности, широкие врата, хотя и увидеть это дано далеко не каждому. Ибо ослепленному - не узреть не тьму не свет, ему все одно. Но это признак слепоты, хотя и духовной. Есть такое понимание - прелесть.
И она страшная вещь, особенно для того, кто попался в ее сети.
Освобождения от нее длительно и болезненно. И каждому, вкусившему раз ее, это предстоит пройти. И я здесь тоже не исключение....."

Сказать честно, прочитав этот отзыв, я задумался, а что это такое вот эта прелесть. И как так получилось, что в протестантизме её нет. И почему нет, когда со стороны говорят, что есть? И какие явления характеризуются этой вот прелестью. Что же за такое интересное явление было когда-то кем-то подмечено, которое и описывает это явление?

Вообще следует сказать, что протестантизм очень разнороден. И сюда входит всё то, что не относится ни к католицизму, ни к православию, а иногда кстати и вообще к христианству. Ну а что, ведь свобода всё-таки. Никакого собора, никакой верховной власти, никакого канона. Сам себе собор, сам себе власть, сам себе канон.

Вообще прелесть - термин православного учения. Прельщение - это личный самообман или обман внешний, постигающий человека и касающейся религиозной сферы. Оказывается, что будучи человеком глубоко верующим, можно обмануться. Необходимость критичности и проверки явлений духовной жизни отражены в Священном Писании. Однако, тяжело оказывается представить, что я, например, такой хороший, живущий исключительно по Писанию, любящий Бога могу взять и обмануться. Если кто уж и обманывается - ну так это "закостенелые религиозники" не ведающие духовных свобод. И тут уже тема критического подхода уходит в забвение.

Чтобы духовная трезвость восторжествовала, нужно, наверное, обжечься, набить хорошую шишку, и набить не один раз, а также увидеть, что подобные шишки набивают братья твои по духу. А для этого нужен анализ опыта, анализ хотя бы собственной истории. Только вот, например, в современных пятидесятнических общинах собственной истории попросту нет. Зато есть искреннее и сильное желание отмести весь опыт, против которого и происходит протест, отмести как хлам истории неправильных людишек (да ведь протестанты всё-таки :). Это как: "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем. Мы наш мы новый мир построим … (с)". А ведь "мир насилья" содержит в себе очень важный опыт, пусть даже отрицательный, но опыт набитых "шишек", который требует анализа. Только разрушая старое, рвётся эта историческая преемственность, теряется возможность обучения на ошибках, ведь разрушено-то до основания. Поэтому и болячки "мира насилья" переходят в мир "мы наш мы новый". Иммунитет просто не успевает появиться. Опыт не успевает накопиться. Вот раскалываются и дробятся религиозные общинки, разрушая до основания старое, и пытаясь воссоздать своё правильное - новое. А о старом - молчок, оно ведь уже чужое, прошедшее.

"Мы вышли оттуда, из этой церкви блудницы или собрания сухих костей. Нашу общину мы построим исключительно на Писании". Знакомый подход?

Так что не удивительно, что такое понятие как прелесть в таких общинах не возникает, хотя болезнь присутствует. А ведь для осмысления религиозных явлений, которые кратко и стали описываться термином "прелесть" потребовались века с наличием цельной истории Богоискания. Так что наверное само по себе такое осмысление в дроблёных кучках, отметающих историю с её духовным опытом, отделяя себя от этого соборного духовного опыта, не возникнет вообще никогда. И к тому же отметается ведь опыт даже не Церкви, а всего лишь своего религиозного движения, рождённого после нового "откровения" нового "революционера". А что бы оценить свои ошибки в свете опыта всей истории Церкви - об этом даже и мысли нет. Ибо в понимании "революционеров" Церковь родилась в день Пятидесятницы, а потом исчезла, что б появиться там, где нравится "революционеру". А о понятии Соборности Церкви - мысль вообще не посещает. Потому как - из другой галактики это.

В "Неизвестной истории" это явление показано на примере расколов, передающихся подобно инфекции. А может просто тот духовный опыт, который накоплен Церковью, начиная прямо с апостолов не являются тем, что надо разрушать до основания?

Тут же хочется задать сразу и следующий вопрос. А может ли человек назваться пастором, только потому, что ему Бог вроде бы сказал оставить "сухие кости" и вывести народ из "Египта, в землю, где течёт молоко и мёд"? Только потому, что ему показалось недуховным та среда, в которой он и вырос?
Сразу возможен и ответ, что можно, если Бог же и назвал человека пастором.
А у кого тогда это можно узнать, а назвал ли действительно Бог такого человека пастором, у этого же самого пастора?

А теперь перейдём и к другому явлению, когда НЕЧТО сходит на рождающегося революционера, и это НЕЧТО начинают ощущать окружающие его люди и видят в своём брате по духу - лидера, или даже пророка! И это НЕЧТО прекрасно и прелестно.

Возьму для примера следующий отзыв.

"На днях такую же приболевшую церковь у нас в городе закрыли. Молодая (в свое время) была церковь, интересная, горящая... Дары, пророчества, все было в избытке. "Только этого мало...", - как сказал поэт. Делились они болезные, раскалывались... осталось человек 20 и тех епископ в конце концов разогнал по другим собраниям. Жаль, а что поделаешь?
.... был очевидцем действия именно такого "сладкого" духа обольщения. И то как этот дух вывел из церкви дом. группу, которая затем превратилась фактически в секту тоже видел.
Только началось все именно с гордости и непослушания старшим служителям".

Автор видит одной из причин - непослушание старшим служителям, это тем, кто возможно ж и выходил, и "на ноги поставил". Но (!), а как же им можно слушаться, если "революционер" понимает, что сам Бог его вдохновляет и наполняет, даёт правильное понимание и видение, а возможно и сверхъестественные Дары, о которых старшие служителя сами же научили ревновать. А как дары пошли, так и дела пошли вверх. Попробуй, скажи что-то против одарённого, зрящего тайны и облачённого в силу! Да и люди это видят, видят с кем Бог, чувствуют!

Итак, мы подходим к явлениям откровений, которые потрясают, по крайней мере, если не весь мир, то уж всю общину точно.

Существует некое классическое универсальное представление о том, что человек принимает Иисуса Христа своим личным Господом и Спасителем, спасается, после чего принимает от Духа Святого сверхъестественные дары и начинает в этих дарах служить. Служение - прежде всего! Бог сверхъестественен и служение тоже, соответственно, должно быть сверхъестественно!

Вопрос - Ты уже спасён?
Ответ - ?
Вопрос - Ну принял Иисуса своим спасителем, повторял на служении молитву покаяния?
Ответ - да, принял, и это так здорово!
Вопрос - дары принял, ну языками заговорил?
Ответ - вроде нет.
Вопрос - ещё нет? Нет проблем. Примешь и бегом служить Богу. Дары это здорово, живое служение живому Богу! В общем, давай возложу на тебя руки, а ты принимай, будет классно и главное это очень нужно!

Проходит время, человек уже служитель, духовно растёт в силе, осваивает новые духовные горизонты, и … случается особое откровение, сходит особое помазание, сам Дух Святой приходит каждое утро. Только этого почему-то руководство не понимает, хотя очевидно, что такого "присутствия" у руководства нет, таких откровений нет. Но вот за ним "мёртвым", почему-то идут, наверное, просто ослепли люди, что за "мёртвым" идут. Ну а тот, у кого жизнь бьет ключом - он становится в опале. И далее проносится по всей общине:"Кто Господень здесь ещё, за мной"!

Классическая ситуация. Почему так произошло? Пятидесятнические апологеты сразу скажут, мол, что не послушался человек попросту старших, неправильно дары Духа использовал (?), неправильно Бога понял в том откровении, что получил. Может, подождать надо было, возрасти, и тогда всё бы возможно мирно решилось с руководством.

Однако эти рассуждения строится исходя из принятой модели, а она неполноценна, её универсализм выведен искусственно! Христианский 2000 летний духовный опыт, который для "духовных" ничто, её опровергает! И проблема здесь, считаю, лежит даже не в самом представлении о дарах, а куда глубже, в понимании сути нашего христианского, жизненного пути, в целостности и степени полноты сотериологического учения, учения о спасении. Это, например, когда жизнь в покаянии - невзрачно, непривлекательно, тяжело, не интересно, заменяется жизнью в сверхъестественном - здорово, интересно, увлекательно и главное очень нужно.

- А как же Писание? Оно именно так и учит?
- Писание можно "поставить на любые рельсы" особенно если за дело взялись "революционеры".

Подобные явления, например, в православии описываются термином прельщение. Это когда кажется, что прав, это когда бьют вдруг ключом сила и мощь, переполняет радость и всё говорит о том, что прав, безусловно. Ведь сам Бог действует теперь через тебя могущественно и сверхъестественно!

Тут я вспоминаю, как И.О пастора, помощник С. "вторгся" в область знания и силы, и получил откровение строить свою церковь (базовая статья), после чего в нашей общине произошёл раскол. Но через время благополучно покинул свою новую общину, оставив её своему помощнику, а тот через время взял и признал, что тот раскол был ошибкой. Но было поздно. Так уже в новой среде, в новой общине родился свой плод, свой "революционер", который тоже испытывал нечто, испытывал сам, и испытывали люди, его окружающие. Тот рождал новую церковь, как когда-то помощник, временный пастор С., но теперь, вопреки уже воли законного ставленника. Но вдруг и сам, по жизненным обстоятельствам новый "революционер", оставил город, и всё прелестное видение "новой духовной общины" рассыпалось как карточный домик. Это и есть обольщение, обольщение чувствами, обольщение "откровениями", обольщение "присутствием Божьем". Более того, это обольщение у нас было сопряжено с проявлением силы, которая автоматически принималась за силу от Духа Святого и возвышала обладателя в наших глазах до сверхдуховных, заоблачных высот.

"Вроде бы и Бог такое сказать помазанникам не мог, а с другой стороны их духовный уровень пленял своей мощью".

В статье также был поднят вопрос относительно того факта, что источник откровений и сил у того помощника С. - был один и тот же. Шли откровения о том, что надо начать своё служение, и тут же параллельно приходила сила разить на собрании всех на пол, "сводить дух". Как можно доверять этой силе, если фальшивыми явились откровения?! Если то и другое приобреталось всё в той же самой личной "молитвенной комнате". Или как же так случилось, что дух, в который "входили" люди из группы сестры В., вдруг сказал горячему брату С. то, что привело его к психлечебнице? Что это за дух то такой?

И здесь я вспомню слова одной сестры, которая произнесла их на лидерском собрании в отношении переживаний, испытуемых у "супердуховного" брата НП (не просто брат). "А ведь какое там (там это на собраниях у брата НП) сильное было Божье присутствие". Тогда меня, например, это очень шокировало. Шокировало потому, что та атмосфера просто не должна была быть присутствием Духа Святого, но именно так она воспринималась. Сладко, прекрасно, сверхъестественно. А оказалось обманом, иллюзией, в которую вовлекался не один человек, а вся группа. Так это было и в группе сестры В., так это было и у помощника С. Так это было и в истории, написанной в выше приведённом отзыве. Кстати, так это было и на восхваляемой Азузе-стрит, когда в сладкой атмосфере люди в прямом смысле слова сходили с ума, и за которых после молились, как за освобождения от духа оккультизма. Но это уже история. А её у пятидесятников просто не существует.

В базовой статье, я применил сравнение с некой инфекцией, которая заражает и поражает, то одного, то другого. Но так ведь опыт же преемственен и обман преемственен. И ничего в общем-то удивительного. Сами ж люди "помазание" друг другу и передают, а также передают учение, ценности и образ служения.

А какое же этому может быть объяснение?

Есть и объяснение. С одной стороны это способность человека быть творцом своего религиозного опыта. Способность самому себя завести в сферу иллюзии и духовного дурмана. Ведь известно, например, что для того чтобы пережить возвышенные религиозные чувства, в общем-то, можно и не быть христианином. Пара нехитрых приёмов, пара особых техник, построенных на альтруистическом и гармоничном мировосприятии, и достигается кем-то слияние с "космосом", переживание "вселенской гармонии". А почему нечто сходное не может пережить и христианин? С другой стороны данные явления можно рассматривать и как обольщение людей падшим духовным миром, когда путь покаяния, заменяется путём достижений особых переживаний, особых "благодатных" состояний, созерцания духовного мира, чтоб служить Богу в даре пророчества, например. А у нас, кстати, так и начиналось. Но это путь в ловушку. Тут и "ангелы" могут явиться, и НЕЧТО снизойти способно. И это НЕЧТО легко и просто воспримется Духом Святым со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ведь согласно общепринятому представлению, такого просто не бывает, во всяком случае, не с нами, а если что-то сладкое и нападает, так оно ж святое, ибо на святого всё таки нападает, не на грешного.

И тут же хочется поднять ещё один вопрос из базовой статьи. А что если бы "помазанник" брат НП (не просто брат) не покаялся, а зарегистрировал свою общину. И община бы росла, и росла быстро, потому, как брат НП являл бы великое "Божье присутствие" на служениях. И через время пришло его признание со стороны тех, кто ранее считал его заблудшим. Пришли бы к нему на служение и почувствовали, с кем же всё-таки Господь? У кого сила, у кого "сладость", у кого "дары". Ну а передряги прошлого, так помирились бы, христиане всё-таки, грех не помириться. И чему бы учил этот брат НП, теперь уже пастор НП (не просто пастор)? Тому как Бог его поднял, и тому, как достигать "помазания"?

И далее перейду к последнему явлению. Попытаюсь ответить на вопрос:"А как же возник в нашей славной среде тогда экстрасенс?" Это про сестру В., когда-то лидера группы освобождения, восставшую с группой против духов злобы поднебесных, которую обвинили в колдовстве, присвоили звания лжепророка и отлучили от церкви.

Здесь я вижу вдобавок ко всем вышеперечисленным явлениям ещё одно. Это создание псевдохристианской традиции, псевдохристианской духовной практики, которая как бы это и не резко звучало, переходит в оккультизм. Это отдельная тема, которую постараюсь описать в специальной публикации, но основные моменты приведу здесь.

Как было показано, ввиду особенностей рождения и развития общин, возникает своё толкование священного Писания. Но с толкованием возникают и особые духовные практики, практики "вхождения в Божье присутствие", практики применения даров (харизм), практики молитв. И многое и того, что возникает, лежит в области собственного предания, собственного духовного опыта. Существуют лидеры движения, которые получают определённые откровения, создают те или иные практики, выдвигают учения. Эти учения через проповеди и книги совершают свободное шествие по общинам. Где-то принимаются, где-то отвергаются, где-то порождают новые учения и представления. Каждая община в праве принимать или отвергать, модифицировать. Если некое учение не пошло у одного руководителя, то вполне легко и просто может пойти у другого, особенно если он "революционер". Также можно наблюдать и создание собственного учения, локализованного в пределах одной, отдельно взятой общины.

Но есть во всём этом то, что подводит все практики под общую черту, свой общий знаменатель. Я назову его явление экстатической, харизматической духовностью или вернее будет сказать - псевдодуховностью, лжедуховностью. Это скорее особое видение и понимание христианского духовного пути. Это видение сводится к тому, что после своего уверования человек входит в сверхъестественную сферу, сферу общения со сверхъестественным Богом, сферу сверхъестественного служения. А чтоб в эту сферу зайти, нужен некий ключ, который способен открыть "дверь в духовный мир". Нужен ключ, чтобы вторгнуться в НЕЧТО, чтобы "пережить благодать". А в этом НЕЧТО есть сила и откровения, знания и власть. Притом сотериологически люди называются праведниками, святыми, а значит сверхъестественная сфера - законная среда обитания, ангелы - законные слуги, а духовные законы - рычаги управления для получения благословений Божьих.

В нашей (и не только) общине основным ключом была глоссолалия, которая почему-то проявлялась в основном одна из всего списка даров. Но это волновало мало кого. Есть глоссолалия - есть особое переживание "благодати", есть видения и переживания силы. А это верный признак "сверхъестественного служения сверхъестественному Богу".

Конечно же, мне можно возразить, что это же воля Божья, что б мы не прозябали духовно, а жили в силе и победе. Тогда я отвечу, что наблюдал явления, когда языки удивительно повторялись у людей (одни и те же звуки), кочевали от одного к другому. От соседа к соседу по залу, от пастора к пастве, от видеокассеты к зрителям. А это говорит скорее о психическом явлении, о подражании. Более того "копированный язык" также хорошо вводит человека в сладкое состояние. А также в состояние, когда можно взглянуть в НЕЧТО и поймать "откровение от Господа", слово для соседа по месту. У нас, кстати, в самом начале "пробуждения" практиковались пророчества о том, кто чей муж будет. Практиковать любили особенно девушки.

Далее. Также этот "ключ" порождает новые духовные практики, которые не имеют подтверждения в Писании, такие например, как духовные роды с введением в себя в особое родовое состояние да с визуализацией желаемого. Также, духовные войны, связывание дьявола, и это на языках, которые в теории должны применяться для общения с Богом, а на практике ещё и имеют сомнительное происхождение. Высвобождение силы на собрании через громкий "крик в духе". Всё это является псевдохристианским опытом.

Мне здесь можно возразить мол, а кто ж не делает ошибок? Но беда здесь в том, что это патология. Анализ негативных вещей фактически не происходит, а если и происходит, то локализирован в неких пределах и обречён на попирание "революционерами", которые, кстати, и реабилитируют попранное, и выдадут его за "новое".

Вот и появляются христианские экстрасенсы, лжепророки, которые нечто увидели и что-то смогли, а по учению просто приняли за дар Святого Духа. Пошли вперёд по созданию псевдохристианского опыта и его создали. Так считаю, и произошло с сестрой В., которая питалась родными учениями, кем-то возможно отвергнутыми, но ею реабилитированными.

Более того, считаю, что подобная харизматической духовность с её псевдохристианской традицией и способна порождать те негативные явления, которые описаны в "Неизвестной истории". Конечно же, в истории расколов и лжепророков, странных откровений и переживаний с ещё более странными плодами можно выделить главную причину - наше несовершенство, проявление нашей ветхой природы. Однако весь фокус в том, что в описанном понимании духовности, человек с поражённой грехом душой и сердцем считается сразу новым творением, праведником, святым, которому открываются все "духовные двери", и за которым его ждёт сверхъестественное, видения и "откровения", чудные переживания, от которых "вскипают мозги" и наступает СЛЕПОТА, со всеми гибельными последствиями. Но ведь можно-то идти по пути осознания своего положения и нахождения прибежища у Того, кто является Спасителем нашим, Пастырем душ наших, а можно и вторгаться в сферы явления сил, получения знаний, откровений и особого "водительства Духа". При этом такое вторжения способно как раз усиливать последствия заражения инфекцией греха, давать ложное чувство духовной продвинутости, и приводить, в конечном счёте, к заблуждениям в виде тех же "откровений" о посте с последующим лечением в психиатрической больнице, обману, надменности, расколам и падению. Вот, например и так, как вот в этом сообщении.

"… я встречала много таких людей, которые имели такую практику. Они молились на языках, видели видения, растолковывали их, имели "святой" смех, катались по полу в экстазе, испытывали так называемые "падения в духе", но не имели понятия о главных истинах, не имели должного основания, т.е. фундамента, хотя считали себя духовными и никак не младенцами. Одна такая "пророчица" в церкви соблазнила одного молодого брата и вследствии развелась с мужем из-за этого. А муж её был неверующим и стал бомжем, т.к. она со своей матерью, такой же "пророчицей", выгнала его из дому. Правда она сейчас снова одна, а тот брат ушёл в мир и никак не может жениться, хотя уже возраст приличный. Исковеркала жизнь и себе, и ему, и своему мужу, и конечно же ребёнку, который всё это видел и переживал, но разрушившей семью, поломавшей жизни других людей и жизнь свою. Что стоит её духовность и её служение!?"

Более того, считаю, что самовольное вторжение в сверхъестественные области человека, по сути с больным грехом сердцем, приводит с одной стороны к иллюзиям и обману, с другой стороны к соприкосновению с воздушным царством, падшим духовным миром, с которым любят соприкасаться где-то сходными же методами медиумы и им подобные. Поэтому и пишу в "неизвестной истории" о силе, которая нам же на нашем пути познании Бога и противодействовала. Также считаю, что эти вещи касаются не только одной отдельно взятой общины и простираются отнюдь не в область второстепенных доктрин и пониманий, а в область духовного искания человека, в область пути Богопознания, духовного совершенствования и имеют прямое отношение к нашему спасению.

(с) Влад Вальберг. Октябрь 2005.

Статьи по данной теме

1. Неизвестная история известной церкви.
2. Неизвестная история. Мнения и коментарии. (Некоторые коментарии по данной статье, обзор форумов)  


Присылайте Ваши отзывы на адрес редакции spinavigator@gmail.com
или на адрес автора статьи vladvalberg@gmail.com

Войти в навигационную систему анализа статьи