Вступление
Эта
статья представляет собой небольшое исследование истории зарождения
одного из мощнейших движений в протестантизме – пятидесятнического.
Эту историю называют историей пробуждения, историей мощного излияния
Духа Святого. Это пробуждение положило начало новой исторической
цепи в протестантском направлении христианства, а также оказало
сильнейшее влияние на различные христианские движения. Для многих
зарождение пятидесятничества сродни революции, прорыву, сродни
обретению давно забытых вещей. Однако в этой истории не всё так
стройно и красиво, как зачастую выставляется представителями пятидесятничества.
Всё, что не вкладывается в определённую теологическую систему,
просто игнорируется, забывается. То-то оно и игнорируется, так
как не вкладывается, не вписывается в круг определённых учений
и представлений. Однако же неудобные вещи имеют интересное свойство
время от времени, на определённых витках истории, в той или иной
форме выплывать и удивлять. А как всплыли – гнать их прочь, авось
не повторятся. Но вертится такой круг без остановки. А ведь совсем
не плохо бы было принять то, что не вкладывается и не вписывается,
так как оно есть, сделать анализ и выводы, и на те же "грабли"
снова не наступать.
В данной статье подымаю вопросы, на основании фактов, которые
для многих являются тайной, или же чем-то второстепенным и неактуальным.
Для анализа я специально беру исторические исследования человека,
который являлся одним из лидеров пятидесятнического - харизматического
движения, и у которого нет изначального намерения, относиться
к изложению истории предвзято. А скорее даже наоборот. Человек
этот - Робертс Лиардон. И книга его - настоящий бестселлер - «Божьи
генералы». Книга представляет довольно серьезный труд. Писалась
она на протяжении многих лет. Книга очень интересная и материалы,
изложенные в ней автором, исследуются довольно серьезно и скрупулезно.
Также в статье немного попытаюсь дать и ответы на некоторые, подымаемые
в ней вопросы. Пожалуй, начнём.
Новое начало. Революция.
Перенесёмся
в самое начало двадцатого столетия и вспомним тех, кто стоял у
истоков пятидесятничества настоящего времени. К ключевым фигурам
зарождения пятидесятнического движения относятся Чарльз Фокс Пархем
(1873 - 1929), называемый автором книги - «Отцом Пятидесятницы».
А также, когда-то ученик его библейской школы, Уильям Дж. Сеймур
(1870 - 1922), чьё имя связано с историей пробуждения на Азуза-стрит.
Сам Уильям Сеймур в «Божьих генералах» назван «Катализатором пробуждения»,
т. е. тем, кто события новых духовных открытий превратил в мощное,
динамически развивающееся и распространяющееся по всему миру движение.
Немного напомню, что в декабре 1900 года именно у Пархема, в Библейской
школе, называемой «Фантазия из камня» (Топек, Канзас), среди учеников
школы впервые был проявлен дар «говорения на языках». Хотя стоит
отметить, что данное явление проявлялось и ранее, это не считая
крещения книги "Деяний". Но именно эта история проявления
«говорения на языках» даёт начало современному пятидесятническому,
а в последствии и вытекшему из него харизматическому движению.
Далее история развивается. Приведу краткую хронику событий. В
1906 Уильям Дж. Сеймур приезжает в Лос-Анджелес и проводит революционные
тогда проповеди о Божественном исцелении и «говорении на языках».
С конца февраля 1906 года он с небольшой группой христиан проводит
собрания на Норт-Бонни-Брей-стрит. Там они проводят многочасовые
молитвы и ищут крещение Святым Духом. К этому периоду времени
относятся первые тогда в данной группе факты исцелений, пророчеств
и говорений на иных языках.
« На Норт-Бонни-Брей-стрит начали появляться
группы людей различных национальностей. Некоторые стояли снаружи
у окон, надеясь услышать кого-нибудь, кто молится на языках. Временами
они слышали громкий шум. Иногда стояла полная тишина. Многие «падали
под силой» и лежали на полу – некоторые по три или четыре часа.
Происходили и необычные исцеления ». Стр. 151.
12 апреля 1906 года «языками» начал говорить и сам Сеймур. Через
несколько дней, группа переезжает на Азуза-стрит, где и начинает
проводить свои собрания. Происходившее там, в корне отличалось
от привычного. Наблюдается бурный интерес жителей города к происходящим
там явлениям.
« 18 апреля 1906 года — день в истории США,
отмеченный сильней шим землетрясением в Сан-Франциско. На следующий
день чуть более слабый толчок был зарегистрирован в Лос-Анджелесе.
Многих это испугало и заставило покаяться в своих грехах. Сотни
из них устремились на Азузу, чтобы услышать евангельское послание
и пережить крещение Святым Духом с говорением на иных языках.
Даже очень богатые люди пришли в этот бедный район, чтобы услышать
о Божьей силе ». Стр. 153.
« Проповеди на Азуза-стрит проводились на английском
или на языках с истолкованием. Иногда служение продолжалось в
течение десяти или двенадцати часов. Иногда они продолжались по
несколько дней и ночей. Многие говорили, что собрание никогда
не уставало, поскольку люди заряжались Святым Духом. Многих можно
было видеть после собраний, закончившихся в ранние утренние часы,
собравшимися под уличными фонарями и разговаривавшими о Господе
». Стр. 154.
« Один человек на Азузе сказал: "Лучше прожить
шесть месяцев такой жизнью, чем пятьдесят лет обычной. Я не раз
останавливался за два квартала от места и молился о силе, прежде
чем осмелиться идти дальше. Присутствие Господа так реально ».
« Говорили, что силу Божью можно было чувствовать на Азузе даже
снаружи здания. Множество людей можно было увидеть распростершимися
на улицах, не доходя до миссии. Затем многие вставали, говоря
на языках без какой-либо помощи тех, кто находился внутри ».
Стр. 155
« К лету толпы достигли потрясающих размеров
и нередко исчислялись тысячами ». Стр. 156.
«Из других стран приезжали миссионеры, чтобы стать
свидетелями духовного феномена в Лос-Анджелесе. Многие затем понесли
пятидесятническое послание с Азуза-стрит по всему миру. Невозможно
описать все чудеса, которые там происходили». Стр.
157.
Так Азузу-стрит тогда посетили Ф.Ф. Босворт и Джон Г. Лейк.
«…большая группа пожарных примчалась к зданию
миссии на Азуза-стрит во время служения, неся пожарные брандспойты,
чтобы потушить огонь. Но они его не обнаружили! Соседи по улице
рядом с миссией увидели свет и подумали, что здание объято пламенем.
Они позвонили в пожарную службу. Однако то, что они на самом деле
видели, было славой Божьей». Стр.
144.
Картина впечатляет. Но только если бы не одно «НО». Появляются
разделения и разногласия. Появляются подозрения в ложности духовных
проявлений, а скорее сказать сомнения в их Божественном происхождении.
Движение начинает угасать, прожив всего около 2-х месяцев. Тогда
Сеймур обращается за помощью к Пархему.
« У нас есть одно письмо Сеймура Пархему, в
котором говорится: "...мы ожидаем, что всеобщее (пробуждение)
начнется снова, когда вы приедете, и что все маленькие движения
пробуждения сольются вместе в одно большое единое пробуждение"
». Стр. 161.
Однако проблема была не только в разделениях. Возникли и другие
побочные эффекты. Происходило нечто более серъёзное и настораживающее.
Теперь же обратимся к повествованию биографии Пархема. Итак, июнь
1906 года.
« Пархем продолжал проводить собрания по всей
стране и повсюду пользовался большой популярностью. Именно в это
время он получил письма от Сеймура, который просил его приехать
в Миссию в Лос-Анджелесе на Азуза-стрит. Говорили, что Сеймур
писал "умоляющие письма, взывающие о помощи, поскольку на служениях
стали высвобождаться... спиритические проявления, гипнотические
силы и плотские извращения. Он хотел, чтобы Пархем приехал быстрее
и помог ему различить, что было истинным, а что ложным ».
Стр. 131.
Пархем отреагировал на письмо. «Поскольку Сеймур
был студентом школы Пархема, Пархем чувствовал ответственность
за то, что происходит». Стр.132. Однако поехал он в
Лос-Анджелес не сразу, так как собирался проводить массовое служение
в городе Сион, штат Иллинойс. В Лос-Анджелес, он приезжает в октябре
того же 1906 года. Реакция от уведенного на Азузе - следующая.
« Я поспешил в Лос-Анджелес и к своему полному
удивлению и ужасу увидел, что положение там еще хуже, чем я предполагал...
проявления плоти, спиритистский контроль, я видел людей, практикующих
гипноз рядом с алтарем над людьми, ищущими крещения, хотя многие
в то же время принимали подлинное крещение Святым Духом. После
двух или трех моих проповедей двое старейшин сказали мне, что
не хотят больше меня видеть в этом месте. Вместе с работниками
из Техаса мы провели большое собрание в другом здании в Лос-Анджелесе.
Огромное число людей получили спасение, происходили чудесные исцеления,
и около двухсот или трехсот человек, страдавших ужасными припадками
из-за посещений Азуза-стрит, получили избавление, приняли подлинное
пятидесятническое учение и заговорили на иных языках. Говоря о
различных фазах фанатизма, которые были обнаружены здесь, я делаю
это с любовью, но в то же самое время со всей твердостью и честностью.
Позвольте мне сказать прямо то, что я здесь увидел. Я обнаружил
проявления гипноза, ложных духов, спиритизма и всякого рода заговоры,
припадки, впадения в трансы и т.д. Несколько слов о крещении Духом
Святым. Говорение на языках никогда не исходит от вышеперечисленных
проявлений. Наши работники не пользуются такими приемами, как
внушение некоторых слов и звуков, массаж подбородка или горла.
Многие в Лос-Анджелесе поют, молятся или чудесно говорят на иных
языках, когда Дух дает им дар слова, но здесь есть также и такая
тарабарщина, которая абсолютно не является говорением на языках.
Дух Святой не побуждает делать ничего неестественного или непристойного,
и любое неестественное напряжение тела, мыслей или голоса не от
Святого Духа, но от духа волшебства или другого влияния. Дух Святой
никогда не поведет нас за пределы самообладания и самоконтроля,
в то время как духи волшебства или фанатизм ведут нас за пределы
самоконтроля и возможности помогать другим ». Стр.
162.
Какова же реакция Сеймура на приезд и выводы Пархема?
« Когда Пархем прибыл, Сеймур представил его
как "Отца в этом Евангелии Царства". Уверен, что Сеймур был искренним.
Он нуждался в духовном отце, который бы помог ему вести это великое
движение. Но чего бы он ни ожидал от Пархема, все пошло не так,
как планировал Сеймур. После проповеди Пархема и личной беседы
Сеймур запер двери миссии и не пускал туда Пархема ». Стр.
161.
« Пархем провел два или три служения на Азузе,
но не смог убедить Сеймура изменить свои методы. Двери в миссию
были для него закрыты, и Пархем не мог туда вернуться. Но Пархем
не уехал из Лос-Анджелеса, а арендовал большое здание и стал проводить
большие служения по избавлению от злых духов для людей, которые
прежде посещали служения Сеймура ».
Стр.132.
Сеймура даже не допускал, что его собрания поглощены оккультным
духом. Что за бред!? Да и как такое может быть, среди исцелений,
покаяний, сражений в духе!? А вот какую оценку давал сам Пархам
поведению Сеймура.
«Произошедшее с Сеймуром Пархем считал примером
духовной гордости. Он написал об этом в своем бюллетене, отметив,
что фанатизм всегда производит дух неспособности учиться в тех,
кем он овладевает. Он объяснял, что находящиеся под влиянием этих
ложных духов: "...превозносят себя, думая, что у них больше опыта,
чем у кого-либо еще, и что они не нуждаются в учебе или совете...
отдаляясь от тех, кто может помочь"». Стр. 132-133.
Довольно интересное и резкое замечание относительно истоков духовной
гордости, которую Пархемом связывал с оккултным духом. А как же
к странностям пробуждения и к свидетельству Пархема относится
сам Роберт Лиардон?
« Возможно, диагноз Пархема был правильным,
и все же результаты могли быть другими, если бы Пархем показал
себя как отец, а не как диктатор ».
Стр. 163.
Получается, что автор книги может согласиться с выводами Пархема,
по крайней мере никаких альтернативных объяснений не даётся. Можно
ли сказать, что это всего лишь мнение Пархема? Думаю, что всё-таки
нельзя. Так как сам Пархем, судя по письму, встречался с людьми,
страдающими припадками. В письме он говорит о двухсот, трёхсот
человек, получивших освобождение уже теперь на его собраниях от
того, что они приняли у Сеймура. Вполне естественно и то, что
были и другие люди, отвернувшиеся от церкви, от веры в Бога и
обратившиеся к психиатрам, и в статистику соответственно не вошедшие.
А здесь можно остановиться и задуматься. Как так получается, что
на одном собрании пробуждения происходило попадание "пробужденцев"
под демоническое влияние. И тут же на втором - освобождение. "
Отец пятидесятницы" научил пробуждению "катализатора
пятидесятницы", а потом приехал и изгонял бесов, которые
пришли в жизни людей вместе с пробуждением? Довольно интересная
ситуация. Да и вместе-то они - пятидесятники, делают одно дело.
Только что это за дело, что в пробуждении бесы приходят и в пробуждении
уходит. Ну да ладно. А теперь самое время поставить вопросы. Итак,
вопрос первый. Когда, на каком этапе произошло демоническое
вторжение? Было ли оно изначально, тогда, когда всё на Азуза-стрит
только начиналось. Но если же произошло это не сразу, то почему
же люди не смогли определить момент демонического вторжения? А
это уже был вопрос второй. Может отличить по чувствованиям
просто невозможно. Т.е. в начале было сверхъестественно, сладко
и приятно. А потом всё так же и осталось. Никакого поглощающего
ужаса и страха, например, никто не испытывал. Поэтому и вопрос
об оккультных духах не ставился. Вдобавок авторитет самого Сеймура,
не позволял задавать глупые вопросы. Так ведь должен он тогда
распознавать и давать правильную оценку происходящему. Далее вопрос
третий. Какими путями оккультные духи способны получать влияние
над христианами? Почему же христиане превращались в спиритистов.
Почему легко превращались сами и превращали других? Дальше я ставлю
вопрос четвёртый. Тогда как же нам распознавать какие силы
действуют у нас на собраниях? Или же мы духовнее христиан тех
дней? Как мы тогда можем отличать Божье от демонического? Тут,
по-моему мнению, вступает в силу интересный психологический фактор,
который приводит к рассуждению, что в нашей церкви такого произойти
просто не может. Это всё было КОГДА-ТО, где-то ТАМ, у непонятных
и неопытных ТЕХ. А вот МЫ! (Фактор вступает, но вопрос остаётся).
Да и разве ИМ учиться у нас жаждать Бога?
Были ли сомнительные проявления в служении у самого Пархема. Ничего
по этому вопросу Роберт Лиардон особо не пишет, кроме того, что
там были танцы и крики. В этом вобщем-то нет ничего предосудительного,
однако всё-таки говориться о том, что сам Пархем, боролся с проявлением
фанатизма и у себя.
« На собраниях Пархема была дозволена некоторая
свобода, но ничего такого, что доходило бы до фанатизма. Некоторые
из студентов Библейской школы Пархема считали даже, что он слишком
строг в своем определении "фанатизма" ». Стр. 162.
« В 1903 году Пархем впервые столкнулся с фанатизмом.
Он проповедовал в церкви, где наблюдал дикие и плотские демонстрации.
Этот опыт добавил новое измерение к его учению ». Стр.127.
Так что с некоторыми явлениями сталкиваться ему приходилось и
до пробуждения на Азузе. И тот жёсткий вердикт уже выносился и
на основании пройденного опыта.
Перейдём к финалу, заключительной части главы о жизни и служении
Сеймура, книги «Божьи генералы».
« Только вечность сможет полностью открыть плоды
служения Уильяма Сеймура. Ясно одно — он нес динамит, который
использовал Бог для взрывов пятидесятнического пробуждения по
всему миру. И он сделал это ». Стр. 169.
А
здесь «СТОП»! Пора остановиться, ой пора, и жизененно важно задать
пятый вопрос. Так что же всё-таки было за непонятное такое
ЭТО. Если служение Сеймура было связано с настоящим спиритизмом,
что же он тогда распространял? Я понимаю, что Лиардон акцинтирует
своё внимание на революционном тогда учении о крещении Святым
Духом. Для Лиардона видимо главное, что люди там исцелялись, каялись,
познавали силу, и вообще ведь это силища, огонь, который разрастался
от Азуза по всему миру. Главное ведь что, огонь – сведи, духом
срази. И не зря же и называет автор книги Сеймура «катализатором».
Т.е получается, что эти революционные вещи списывают и прощают
всё вопросительное. Но подождите, что же всё-таки за такой странный
огонь это был, почему такие плоды? А какие собственно плоды должны
нас беспокоить? Триста человек «сорвало» за пол года, это где-то
1,5 человека на день. Не велика потеря в масштабах мирового пробуждения,
да и число не целое.
Никаких выводов Сеймуром сделано не было. Из повествования видно,
что Сеймур считал явления на своих служениях особенным проявлением
Духа Святого и наверняка, поэтому лишними вопросами не задавался.
К тому же находились объяснения на непонятные вещи, а необъяснимое
долой, вместе со странным Пархемом.
«Там собирались представители разных культурных
традиций, поэтому Сеймур считал, что каждому человеку должно быть
позволено его собственное эмоциональное переживание, основанное
на том, как каждый лично понимает движение Святого Духа, правильно
это было или нет. Теология Сеймура заключалась в том, чтобы позволить
Духу Святому делать все, что Он хочет. Но лишь немногие знали
о движении Святого Духа достаточно, чтобы вести за ним людей.
Сеймур считал, что если определенную культуру связать какими-то
рамками, Дух Святой не проявит себя среди них ». Стр.
162. Вот такое-то объяснение.
Глубина духовных переживаний в паре с силой сверхъестественных
явлений не давали повода усомниться в демоническом характере ни
самому Сеймуру, ни участникам тех событий. Да и притом есть покаяния,
исцеления и поразительной силы и глубины духовные переживания.
Но плоды в виде тех же припадков у людей? Они просто вопиют.
Так что же Сеймур распространял по всему миру? Есть и дальнейшая
драматическая история распространения этого «огня», но она выходит
за рамки книги, поэтому здесь и остановимся. Неужели получается,
что Азуза превратилась в рассадник духовной заразы? Почему же
это не настораживает? Пока не даны ответы на вопросы, получается
что так.
А теперь интересно вернуться к вопросу о расколах, оккультных
духах и возможной связи между первым и вторым. Прав ли Пархем
и насколько, считая, что духовная гордость порождается демоническим
духом? Для этого переёдём к событиям не столь отдалённым от 1906
года.
Новые "откровения". Раскол. Здравствуй прелесть.
Итак,
Лос-Анджелес, 1913 год. Пробуждение утихло. Вместо когда-то царившего
единодушия в начале времён чудес пришли раздоры и разделения.
Люди жаждали повторения сверхъестественного. И вот такая возможность
стала возможной. Есть глава в «Божьих Генералах» с названием «Демонстратор
Духа», посвященная служению Марии Вудворт-Эттер. Здесь обратимся
к разделу «Раскол». Повествует она об истории мощного разделения
в раннем пятидесятническом движении, приведшим к появлению ветки
«Единобожия». В разделе повествуется об отношении Марии Вудворт-Эттер
к возникшим доктринальным разногласиям, скажем так, отношение
достойное. Но нас здесь будет интересовать более сама история
возникновения раскола. Итак, обратимся к повествованию. Всё начинается
с приглашения Марии неким христианским бизнесменом из Лос-Анджелеса
Р. Скоттом посетить его город. Сам он посещает Даллас, во время
её служений.
«Он и его жена были крещены Духом Святым на
собрании на Азуза-стрит. Но к этому времени большая часть пробужденцев
с Азуза-стрит разъехались. Скотт искал возможность вернуть объединенную,
сверхъестественную работу в Лос-Анджелес. Он услышал о чудесных
исцелениях и пришел посмотреть, так ли это и соответствует ли
учение Марии его собственному. Окрыленный тем, что он увидел,
он решил попросить Марию приехать в Лос-Анджелес и провести там
задуманное им "фантастическое собрание". Он чувствовал, что она
имеет силу, в которой нуждается Лос-Анджелес. Итак, сестра Эттер
согласилась приехать. Как и следовало ожидать, тысячи людей устремились
в Лос-Анджелес на служения. Собрания проходили весь день и большую
часть вечера, и тысячи приезжали со всех краев Северной Америки.
Были разбиты палатки, в которых жили приехавшие… »
Стр. 64 – 65.
Далее перейдём к главному.
« Хотя результаты служений были феноменальными,
это всемирное служение 1913 года в Лос-Анджелесе (встреча Азуза
и Аройо Секо) стало также известным тем, что внесло раскол в раннее
пятидесятническое движение. Споры там велись по вопросам: "Только
Иисус", "Единобожие" и "Новый подход". Основоположником этой доктрины
был Джон Шепп, человек, который провел ночь в молитве во время
служений. Шепп верил, что увидел нечто новое в имени Иисуса и
бегал по лагерю, делясь этим с другими. В результате люди с западного
побережья стали креститься только во "Имя Иисуса", и им было сказано,
что крещенным во имя Троицы нужно перекрещиваться. Это учение
разделило пятидесятническое движение. "Фантастическое служение"
Скотта имело целью принести единство в тело Христа. На деле же
оно произвело один из наибольших расколов, известных в этом поколении
».
« Вскоре пятидесятническое движение разбилось на несколько других
групп, которые основывались на различных доктринах ».
Стр. 65.
Итак, рождение раскола началось после «откровения» в молитве.
Вот она и прелесть. А теперь интересное замечание, что расколы
поражали далее и саму образовавшуюся ветку. Очень похоже на вирус,
да передающийся «астрально-капельным» путём.
«Сестра Эттер делала все, что могла, чтобы не
вмешиваться в эти вопросы. Она верила, что главным было предупреждать
грешников, что Иисус скоро грядет через проповедь Его Слова со
знамениями и чудесами …» Стр. 65. А вот и заключение самой Марии
Вудворт-Эттер. « Несколькими годами позже она назвала "Единобожие"
"величайшим заблуждением, которое изобрел диявол" »
Стр. 66.
Так, что тогда получается. За расколами стоит духовная гордость.
Но она-то сама может катализироваться и питаться демоническими
силами, приводящими к неспособности человека отличать Божье от
демонического?
Анализ.
Лично
мне вспомитнается место Писания о прельщениях, которые способны
поражать избранных. Матфея 24глава.
24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения
и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
Говоря об Азузе да и о современной истории вспоминается притча
Иисуса о плевелах и семенах, которые сеются параллельно.
Матфея 13глава.
24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно
человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею
плевелы и ушел;
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе
ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему:
хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29 Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали
вместе с ними пшеницы,
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы
я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки,
чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
Там были рядом и зёрна и плевелы. И то и другое рук об руку. Хотя
если принять эту притчу, тогда это даёт объяснение, что такие
вещи в церкви возможны.
Также стоит привести место Писания о приоритетах и ценностях в
служении Богу и отношения к сверхъестественным вещам.
Матфея 7 глава.
21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство
Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего
ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли?
и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня,
делающие беззаконие.
Как же подходить к подобным вещам и явлениям. Стоит ли за всеми
сверхъестественными вещами и переживаниями усматривать что-то
злое, демоническое? Вопрос интересный. Кто-то ответит утвердительно
– да, правда с корректировкой понятия «сверхъестественное». Другая
группа будет утверждать Божественность явлений, которые переживались
или переживаются ими. Да и как можно усомниться, видя в людях
Божью жизнь. Но такая же Божья жизнь была и у участников тех знаменательных
событий на Азузе. Сам Уильям Дж. Сеймур был искренний, живой,
любящий Господа человек. Да и авторитетных гостей в том пробуждение
было не мало. И сколько высоких, авторитетных, позитивных мнений.
А можем ли мы судить участников тех событий, имеем ли право? Как
бы вёл себя каждый из нас, окажись там, на Азуза - стрит, живя
в то время, в тех обстоятельствах, обладая той мерою опыта духовных
вещей и соответственно судьбой того времени? Действительно, время
стыка девятнадцатого и двадцатого столетий – время пятидесятнической
революции. Тогда открывалось и становилось доступно то, что казалось
утерянным и абсолютно невозможным. Оказывалось, что по молитве
приходит исцеление, и вообще Евангелие стало восприниматься не
только как путь спасения через страдания, но также как путь побед.
Что происходит с мировоззрением того, по молитве которого, родной
и близкий умирающей человек подымается с постели исцелённым? А
при этом ещё и ясно осознаёшь, что такое же чудо могло произойти
и с родственниками, умершими от болезней, но которая тогда принималась
как дар. Приведу одну цитату о подобном переосознании у Пархема.
« Вскоре после того, как Пархем и его ребенок исцелились, он
получил печальные известия. Всего за одну неделю умерли двое из
его близких друзей. В глубокой печали Пархем поспешил к их могилам.
Это был день, который отметил все последующее служение: "Когда
я преклонил колени между могилами двух моих любимых друзей, которые
могли бы жить, если бы я сказал им только об исцеляющей силе Христа,
я дал обет, что пусть мне придется жить или умереть, я буду проповедовать
Евангелие исцеления" ». Стр. 119.
Те, кто нёс тогда Евангелие исцеления, Евангелие силы Божьей,
пришли к этому через свой опыт, и их опыт открывал новые неизведанные
просторы в служении Богу. Тогда понимаешь, что всё сверхъестественное
воспринималось на «Ура», а о проверки мало кто и думал. Стоит
заметить интересный факт своеобразной двойственности в характере
духовных проявлений в истории пробуждения на Азуза - стрит. То
есть, имеем своеобразный духовный парадокс, имеем две явно выраженные
стороны, одна из которых относится к характеру Божественного проявления,
а другая к характеру, скажем так, который с Божественным проявлением
совместить проблематично или же вовсе невозможно. Применительно
к событиям на Азузе стрит сам Чарлз Ф. Пархам приводил в своём
письме свидетельство (мнение) проявления на тех же служениях истинного
крещения, а также параллельно, проявление крещения ложного, которые
происходили одновременно. Более того отмечу, что парадокс духовных
проявлений ( хотя может всего лишь иллюзия парадокса ) можно наблюдать
не только в истории событий на Азузе, но и в других явлениях,
пробуждениях, служениях, биографиях. Что интересно, в таком парадоксе
две стороны довольно весомы. Это даёт основание считать данное
явление либо Божьим, либо демоническим, в зависимости от того,
на какую сторону опираться, а какую игнорировать. Есть и предположения
относительно возможных причин парадокса. Да и сам человек – существо
противоречивое и совмещающее в себе две борющиеся противоположные
силы. Но это уже отдельная тема.
Лично мне видится ситуация, когда общение и познание Господа начинает
сводиться к погружению в сверхъестественные вещи. Т.е. чего искали,
того и получили. Искали чудес – пожалуйста. Искали переживаний
– вот переживания. Люди сталкиваются с тем, что у них начинает
получаться соприкосновение с духовной сферой, с миром, доселе
неизвестным, но манящим. Так ведь где-то ж там вроде бы и должен
быть Господь. И Бог-то есть Дух по Писанию. Тогда христиане хватаются
за транс - медиумические практики, познают экстатичные переживания.
Более того, срабатывает механизм, «выхватил оттуда нечто – сведи
это на людей, пусть почувствуют все. Испытал сам – передай другому,
позаботься о ближнем”. Появляется стремление к тому, что бы наполниться,
пережить радостный экстаз. Так и радость же есть. И получается.
Получается погружения и получается передача своих чувств и «энергий»
на других. Особенно когда есть массовость и ведущий человек, в
этих делах («астрально-капельных») преуспевший. (Анализ природы
этих «энергий» оставим в стороне). Но в таком случае свободно
может наступить всё тоже демоническое вторжение (если принять,
что ещё не наступило), и вряд ли кто-то это вообще заметит. Да
и чего стоит тогда эта духовность, скорее напоминающая пар, являющийся
на малое время. А может, тогда путь Богопознания должен созидать
в нас стержень, имея который можно было не попадаться на такую
удочку и вовремя бить тревогу. И здесь возможно необходим некий
уровень духовного роста для распознания сверхъестественных сил
и знамений. А иначе мы сталкиваемся с ЗD - играми примитивных,
жестоких, бестелесных сущностей над теми, кто был создан по образу
и подобию Божию, и пал, и кому дана милость Божьей любви наследовать
спасение, но кто сотворен всё-таки из праха земного. Или даже
вообще, путь познания Господа возможно лежит в иной плоскости,
чем плоскость встречи «праха земного» с силами поднебесными, с
игрой в «алхимику высоких энергий», выиграть в которую человеку
обычному проблематично. Да и то, что мы созидаем на пути познания
Бога не должно быть паром, а должно иметь ценность, проверяемую
на весах вечности. А вот здесь важно то, что же является в нашем
пути познания Господа Иисуса Христа приоритетным, что является
зёрнами, а что плевелами? Чего мы ищем и как мы ищем?
В серии вопросов по пробуждению на Азуза стрит хочется дать возможный
ответ на вопрос о причинах демонического вторжения. В данной книге
автор конкретный ответ на этот вопрос не даёт, приводя в противовес
аргументы искренности и чистоты устремлений участников тех событий
и закрывая факт демонических проявлений – понятием проявлений
плотских. (Да разве может то такое твориться среди возрожденных
христиан!) Возможной причиной могло быть использование христианами
оккультных, медиумических методов контакта с миром духовным, различные
транс – медиумические практики, под прикрытием христианства. Опираясь
также на дополнительные источники, описывающие те события, можно
добавить, что тогда люди дошли ещё и до практики автоматического
письма и автоматической игры на музыкальных инструментах под действием
духа.
Вхождение в духовный мир – штука нехитрая, особенно для того,
кто так или иначе, осознал его реальность. Дай только толчок,
обучи нехитрым приёмам и на контакт. А можно ли, разрешено, это
ли путь Богопознания и таинство Богообщения? Всё-таки ж ведь «Блаженны
чистые сердцем, ибо они Бога узрят» и не просто так также сказано:
« Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто
не увидит Господа».
Заключение.
Ну
а теперь интересно рассмотреть историю современного пятидесятнического
- харизматического движения через призму тех событий на Азузе-стрит.
Мощные, поражающие своей силой явления и переживания, но к сажалению
с побочными эффектами. Неужели современные истории – всего лишь
продолжение, витки, которые христиане проходят снова и снова.
Но тогда забывать историю никак нельзя, через историю можно видеть
то, что не постижимо живя лишь в настоящем времени, история способна
дать ценный опыт и научить, а также способна открыть плоды, по
которым то и можно судить об источнике происхождения когда-то
посеянных зёрен.
Вопросы для определённого круга христиан будут тяжёлыми, так как
затрагивают и выбивают со своего места важные камни, на которых
возможно долгое время строилась вера и мировоззрение. Но это не
беда, главное, что б эти камни не легли на место Камня Краеугольного.
Выдержки и цитаты взяты из книги Робертса Лиардона «Божьи Генералы»
Пер. с англ. – М.: Экономика и информатика, 1998. – 432с. ISBN 5-89345-016-7
©Христианская миссия "Прорыв", издание на русском языке, 1998
©
Влад
Вальберг. Январь 2005.
vladvalberg@gmail.com
Принимаются отзывы на статью vladvalberg@gmail.com
Статьи
в продолжение темы.
Огненная
революция. В поиске ответа. (Влад
Вальберг)
Огненная
революция. Мнения и комментарии. (И всякие неудобные
истории)